Западные санкции нанесли ущерб как экономике России, так и благосостоянию населения. В статье рассмотрено влияние блокировки зарубежных рекламных сервисов и интернет-площадок, перечислены альтернативные платформы российских разработчиков. Рассматриваются изменения в модели потребительского поведения россиян в новых экономических условиях.
Ключевые слова: маркетинг, социальные сети, блокировка.
Бизнес в России не в первый раз находится в кризисе. Но если раньше это сопровождалось в основном экономическими трудностями, то сейчас в отношении страны были введены беспрецедентные санкции. Санкционное давление оказалось настолько мощным и предсказуемым, что многие компании либо ушли из России, либо понесли огромные убытки и были вынуждены начать перестраивать свои логистические цепочки и временно ослабить или полностью остановить своё маркетинговое продвижение. Но если на долго остановить общение со своей аудиторией и оставить поддержание узнаваемости бренда, то могут прийти другие. Поэтому чтобы не потерять свой бизнес в России маркетологам компаний нужно быстро адаптироваться под новые реалии.
Любой кризис — это большие возможности. Многие ушедшие западные компании занимали огромные доли в своих сферах. Необходимо занять их место, переманить аудиторию к себе, для этого нужно использовать все возможности в новых реалиях. Стоит учесть снижение реальной покупательной способности россиян. Очевидно, что повышения цен в условиях санкций и ответного эмбарго на поставки трудно избежать.
Через некоторое время на рынке появятся новые поставщики, но цены на их товар будут более высокими, ведь и длительность, и стоимость доставки товара вырастут. Также онибудут понимать, что их возможные крупные конкуренты ушли с рынка, а значит можно завышать цены на свой товар, ведь конкуренции нет. Этой уникальной возможностью захотят воспользоваться и отечественные компании, ведь это отличная возможность продавать товар дороже, не улучшая его качество. Необходимо принять во внимание еще и растущую инфляцию, представленную в таблице 1, которая неизбежно повлияет на рост цен.
Изменение доходов населения повлечет за собой и изменение модели потребительского поведения. По мере развития кризиса формируется новая модель расходования семейных средств. Принято называть её защитной моделью потребительского поведения. Поэтому домохозяйства значительно сократят свои траты и будут стараться распределять денежные средства наиболее рационально и крайне осторожно.
Таблица 1
Индекс потребительских цен (в %)
Январь 2023 г. к |
Январь 2022 г. к |
||
январю 2022 г. |
декабрю 2022 г. |
январю 2021 г. |
|
Индекс потребительских цен |
111,77 |
111,98 |
108,73 |
Продовольственные товары |
107.23 |
113,791 |
110.62 |
Непродовольственные товары |
107.55 |
113,371 |
108.58 |
Услуги |
112.03 |
106,761 |
104.98 |
Уровень инфляции за 2022 год в % |
11.92 |
||
В новой реальности России многие рекламные сервисы и рынки для продвижения товаров более недоступны. Тогда что делать, как продвигать свой товар в новых условиях? Маркетологи сейчас находятся в уникальной ситуации: когда западные компании уходят с рынка, система связи с потребителем нарушается, поэтому требуются новые рекомендации, которые помогут снизить риск:
– Стоит обратить внимание на то, где были приобретены хостинг и домены, если на иностранных серверах, то стоит перенести сайты на хостинг, серверы которого расположены в России. Например, можно использовать российских регистраторов доменов — Reg.ru, Ti meweb, Selectel, хостинг-провайдер — Beget, SpaceWeb, Sprinthost и дизайнер веб-сайтов — Тильда. Лучше начать это делать как можно скорее, ведь новостей о закрытом интернете в Росии с каждым днём все больше.
– Многие зарубежные социальные сети, которые использовались в качестве рекламных площадок, такие как Facebook, Instagram, YouTube попали или могут попасть под блокировку, необходимо использовать отечественные сервисы Яндекса, ВКонтакте, Одноклассники, рекламу в сообществах Telegram.
– Необходимо перейти на отечественные сервисы оплаты, если есть риск в использовании или блокировки иностранных сервисов. Нужно проверить лично, как работает прием платежей на сайте, в случае проблем стоит оповестить клиентов и дать им краткую инструкцию.
– Стоит перенести свои каналы для коммуникации с клиентами из всех заблокированных или тех, что могут попасть под блокировку сервисов. Стоит начать создавать резервные каналы для связи. У клиентов должна сохраниться информация, что ваша компания в кризис была всегда рядом — пользуйтесь лендингом, ищите новые возможности, где можно в короткие сроки распространить информацию, запускайте все подходящие рекламные каналы [2].
– Важно отметить, что категорически не рекомендуется публиковать контент через VPN в запрещенных в России социальных сетях, реклама может фактически означать финансирование экстремистской деятельности, а это согласно ст. 282.3 Уголовного кодекса штраф до 700 000 рублей и вплоть до лишения свободы на 8 лет [1].
Таким образом, ключевыми рекомендациями для компаний будет являться попытка удержания клиентской базы, использование отечественных интернет-платформ и поиск новых возможных поставщиков. Стоит и учесть тот факт, что покупательная способность населения сильно снизилась и люди будут неохотней расставаться со своими деньгами.
Литература:
1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 24.03.2022)
2. Березин, И. С. Маркетинговый анализ и рыночная стратегия. — М. 2017
3. Инновационный маркетинг: учебник для бакалавриата и магистратуры / под. Общ. ред. С. В. Карповой. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 457 с
4. Маркетинговые исследования и ситуационный анализ: учебник / под. Ред. И. И. Скоробогатых, Д. М. Ефимовой. — М.: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2017
5. Международный маркетинг: учебник и практикум для бакалавров и магистратуры / под ред. А. Л. Абаева, В. А. Алексунина. — М.: Издательство Юрайт, 2016, 2018–362 с.