Дорама как инструмент южнокорейской культурной экспансии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №17 (464) апрель 2023 г.

Дата публикации: 02.05.2023

Статья просмотрена: 731 раз

Библиографическое описание:

Скалдина, А. С. Дорама как инструмент южнокорейской культурной экспансии / А. С. Скалдина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 17 (464). — С. 476-479. — URL: https://moluch.ru/archive/464/102114/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассматривается понятие «корейской волны» («халлю»), оказывающей воздействие на формирование современной мировой культуры. В частности, раскрывается феномен дорамы как ключевой составляющей данного процесса и механизма межкультурного диалога Южной Кореи с представителями иностранных государств. Приводится периодизация становления и развития современной южнокорейской индустрии развлечений благодаря данному жанру телесериалов. В ходе исследования выявляется прямая зависимость между ростом популярности дорам и расширением области влияния страны за её пределами, а также повышением заинтересованности к изучению её традиций и языка у обществ, ранее не владевших данными культурными элементами.

Ключевые слова: дорама, культурная экспансия, Южная Корея, культурный код, индустрия развлечений, диалог культур, корейская волна, халлю.

Активная интеграция культуры Южной Кореи в мировое сообщество стала началом перераспределения позиций в экономической и политической сферах влияния. Немногими десятилетиями ранее, взаимоотношения стран Европы и Азии были основаны, в большей степени, на патернализме первых, однако на данном этапе, превалирующая часть мультимедийных продуктов, имеющих высокий потребительский спрос, а также широкое распространение далеко за пределами своего государства — южнокорейского производства. Одним из ключевых инструментов для трансляции культурного кода и увеличения заинтересованности в его изучении у представителей других стран можно считать дораму — телесериал азиатского производства, отличительными жанровыми особенностями которого являются упор на чувства, переживания героев и длительность каждой серии, составляющей не менее часа.

Актуальность исследования обусловлена тем, что дорама как продукт южнокорейской развлекательной индустрии повышает не только уровень узнаваемости и конкурентоспособности Южной Кореи во внешнеторговой деятельности, но и выступает в качестве составляющей феномена «корейской волны» («халлю») — продвижения положительного имиджа и увеличения влияния традиций, ценностей страны на формирование мировой культуры.

Объект исследования — культура Южной Кореи, предмет — дорама как инструмент южнокорейской культурной экспансии.

Методологию исследования составили системный, сравнительно-исторический, описательный и структурный подходы.

Тема «корейской волны» была изложена М. В. Ваулиной и Е. Ю. Гайнуллиной [1], А. В. Кадосиной и Я. Д. Филипповой [3], Л. Л. Степановой [5], а феномен дорамы — Н. Е. Титковой [6]. Однако в приведённых выше работах эти аспекты рассматриваются лишь в контексте применения «мягкой силы» для выстраивания дипломатических отношений на мировой арене и реализации успешной внешней политики, затрагивая социокультурный компонент исключительно в формате анализа дорамы как феномена азиатской массовой культуры, а не как основоположника «халлю» и инструмента влияния культуры не только в рамках исторически сложившихся границ, но и на территориях других государств. Этим обусловлена научная новизна исследования.

При рассмотрении данной темы необходимо учитывать, что вплоть до 1945 года Южная Корея являлась колонией Японии, а потому важно принимать во внимание специфику, накладываемую цензурой для подавления антияпонских движений. Из этого следует, что появившиеся, в 1927 году, первые сериалы (транслируемые по радио), были ограничены в выборе тематики сюжета. Это отчасти объясняет государственный успех радиодорамы «Красная нить, синяя нить» (1954 г.), выпущенной после корейской войны и повествующей о вдове, потерявшей супруга в ходе военных действий. История не просто нашла отклик у зрителей страны, но и стала неким символом начала демократизации общества.

В 1961 году свою трансляцию начал KBC (Korean Broadcasting Company), однако теледорамы в тот промежуток времени не смогли завоевать высокого уровня популярности из-за того, что телевизоры были у маленького процента населения.

Спустя несколько десятилетий потребность в волеизъявлении народа всё больше переставала совпадать с существующими для этого возможностями, а потому начался следующий этап. Первой предпосылкой появления «халлю» стала Июньская демократическая борьба 1987 года, цель которой заключалась в призыве жителей к действующей власти пересмотреть выборную систему государства, а также провести демократические реформы. Итогом событий того периода стало не только начало Шестой республики, но и преобразование индустрии развлечений за счёт смягчения системы контроля над телевидением. В исследовании А. В. Кадосиной и Я. Д. Филипповой описывается следующее: «До образования Шестой республики в стране было всего две сети вещания, и они в значительной степени контролировали, что и кого слушали корейцы» [3, с. 129]. В эти годы на территории Южной Кореи начал функционировать национальный платный канал SBS (Seoul Broadcasting System), пытавшийся развить культуру телевидения с помощью своей сериальной программы. Злободневная тема об эпохе правления Японии в дораме «Глаз утренней зари» (1991 г.) превратила её в народное достояние того времени, после чего начинается расцвет корейского телевидения.

Следующим шагом к активному распространению корейской культуры стало заявление президента в 1994 году. Ким Ёнсам провозгласил его «годом посещения Кореи», определил глобализацию как одну из основных целей реализуемой политики и выделил культурную индустрию в качестве ключевого направления развития.

Здесь появляется дорама «Песочные часы» (1995 г.), посвящённая забастовкам, преследованиям, политическим протестам и резне в Кванджу 1980-го года, и становится революционной в рамках подхода к съёмке: работа оператора и режиссёра стала более детализированной, с пристальным вниманием ко всем мелочам во время процесса.

В июле 1997 года на территории Восточной и Юго-Восточной Азии начался экономический кризис, что спровоцировало расцвет социентального движения, представители которого видели стабилизацию экономики за счёт направления основного потока финансирования в развитие шоу-бизнеса. В работе Л. Л. Степановой этот феномен описан таким образом: «Параллельно с данным процессом активно развивалась массовая корейская культура, которую китайские журналисты, поражённые бурной популярностью в стране южнокорейской индустрии развлечений, окрестили как «Халлю». Явление, которое начиналось с трансляции корейских сериалов или дорам (как их называют почитатели корейского кинематографа), переросло в огромную популярность таких музыкальных исполнителей как H. O. T., SECHSKIES, Fin.K.L., Seo Taiji and the Boys, Turbo, Roo’ra, BoA, S. E. S». [5, с. 61].

Точкой отсчёта популярности дорам за рубежом можно считать выход «Зимней сонаты» в 2002 году, когда корейским телевещанием впервые заинтересовались жители Южной и Восточной Азии. Остров Нами, на котором проходили съёмки дорамы, стал культовым местом для поклонников по всему миру, и сейчас его ежегодно посещают около 3 миллионов туристов. В 2001 году, до выхода медиапродукта на экраны, количество визитов доходило лишь до 270 000 человек. Секрет успеха телесериала в том, что до этого дорамы были ориентированы, в основном, лишь на представителей молодёжи, а интересы части целевой аудитории, состоящей из женщин среднего и более старшего возраста, не учитывались. Привлекательные актёры, сентиментальная романтическая история в сочетании с традиционными ценностями — нашли отклик у людей всех возрастов, транслируя привычные образы для жителей азиатских стран.

Постепенно жанр начал выходить за пределы Азии и стал вызывать интерес у большего количества людей по всему миру. Его популярность в России Т. И. Ерохина и Д. С. Сандросян аргументируют: «Актуальность корейской дорамы, на наш взгляд, связана с тем, что философско-эстетическим основанием дорамы становится модус пограничности, особенно значимый, в том числе, для русской культуры» [2, с. 83]. Действительно, симбиоз западных и восточных ценностей в реалиях территориального соседства, многовековое влияние религии и культурных ритуалов на образ жизни современного населения — делают наши культуры схожими и способными к диалогу.

В декабре 2018 года «халлю» покоряет новую вершину: американский провайдер медийных услуг Netflix начинает сотрудничество с корейскими производителями. Первой в рамках партнёрства на платформе выходит дорама «Королевство» (2019 год), а уже в 2021 году — «Игра в кальмара», ставшая самой просматриваемой за всю историю сервиса, охватив более 2,2 миллиардов пользователей. В своём отчёте вице-президент по контенту Netflix Korea Дон Кан подчеркнул, что в 2022 году рост популярности корейского продукта продолжился, дорамы не покидали топ-10 глобального поиска в 90 странах мира, а сериалы «Необычный адвокат У Ён У (2022 год) и «Суждено встретиться с тобой» (2022 год) — вошли в тройку самых популярных на сайте [8].

Осознав уровень социального влияния дорам на телезрителей по всему миру, корейские бренды стали активно закупать в сериях рекламные места и использовать продакт-плейсмент для интеграции своих товаров в канву повествования. Таким образом, жанр реализует не только рекреационную функцию, но и становится успешной коммерческой рекламной площадкой для увеличения прибыли производителей. Чаще всего вниманию зрителей представлены смартфоны, автомобили, украшения, витамины, косметика и еда. Это завуалированный путь транслирования культурного кода Южной Кореи: с помощью рекламных элементов мы знакомимся с приоритетными для народа отраслями, стандартами красоты, отличительными чертами коммуникации, особенностями кухни, менталитета, восприятия, а также хотим выучить язык, чтобы иметь возможность свободно смотреть дорамы в оригинале, не дожидаясь перевода или для более глубокого восприятия сюжетных тонкостей, понимания игры слов. Согласно отчёту Duolingo за 2022 год, корейский язык стал 7 по популярности изучения в мире [7]. Элементы корейской кухни постепенно становятся обыденными для россиян, а продукция для приготовления традиционных блюд всё чаще встречается на полках различных супермаркетов. В исследовании П. Д. Квона описывается: «В русской кухне нет разнообразия в овощных блюдах, поэтому все корейские закуски панчханы выступают главным блюдом. В настоящее время такие закуски, как морковь, кимчи из капусты и баклажанов уже давно продаются как основные блюда в супермаркетах и магазинах Москвы» [4, с. 53].

Характерным для данного жанра является также отказ от образа классической маскулинности мужских персонажей и переход к конфуцианскому типу мужественности, когда внешняя мягкость в облике компенсируется внутренней силой [6, с. 155]. За счёт репрезентации такого типа, повышается спрос на мужскую уходовую косметику и одежду.

Распространённой практикой считается привлечение айдолов — корейских музыкантов (сольных исполнителей или участников групп) с безупречной репутацией и внешностью, соответствующей стандартам корейской красоты.

Обобщая всё вышесказанное, можно сделать вывод, что дорама, как жанр телесериалов, является неотъемлемой частью развития индустрии развлечений Южной Кореи, сопровождающей её в ключевые исторические, экономические и политические этапы развития, а иногда и косвенно инициируя их, либо выступая в роли некого предвестника социальных изменений и отражения потребностей общества. Выполняя традиционные рекреационные и рекламные функции, дорама также становится перспективной площадкой для дальнейшей культурной экспансии Южной Кореи на территориях, которым ранее демографически не было присуще понимание южнокорейского культурного кода и его дальнейшее распространения среди различных социальных групп.

Литература:

  1. Ваулина, М. В. «Корейская волна» как инструмент «мягкой силы» Южной Кореи / М. В. Ваулина, Е. Ю. Гайнуллина. — Текст: непосредственный // Вестник ЗабГУ. — 2021. — № 10. — С. 55–64.
  2. Ерохина, Т. И. Пограничность бытия персонажа корейской дорамы / Т. И. Ерохина, Д. С. Сандросян. — Текст: непосредственный // Верхневолжский филологический вестник. — 2017. — № 2. — С. 82–85.
  3. Кадосина, А. В. Корейская волна в контексте развития экономики Южной Кореи / А. В. Кадосина, Я. Д. Филиппова. — Текст: непосредственный // Казанский вестник молодых ученых. — 2019. — № 1 (9). — С. 128–134.
  4. Квон, П. Д. По следам корейской кулинарной культуры в России / П. Д. Квон. — Текст: непосредственный // Корееведение в России: направление и развитие. — 2020. — № 1. — С. 49–55.
  5. Степанова, Л. Л. Влияние «корейской волны» на экономику и туризм Южной Кореи / Л. Л. Степанова. — Текст: непосредственный // Казанский вестник молодых ученых. — 2020. — № 2. — С. 60–64.
  6. Титкова, Н. Е. Корейская дорама как феномен азиатской массовой культуры / Н. Е. Титкова. — Текст: непосредственный // Культура и цивилизация. — 2019. — № 5А. — С. 152–159.
  7. Blanco, C. 2022 Duolingo Language Report / C. Blanco. — Текст: электронный // Duolingo blog: [сайт]. — URL: https://blog.duolingo.com/2022-duolingo-language-report/ (дата обращения: 28.04.2023).
  8. Toh, M. Netflix plans its biggest-ever slate of Korean content / M. Toh. — Текст: электронный // CNN Business: [сайт]. — URL: https://edition.cnn.com/2023/01/16/business/netflix-korean-content-expansion-2023-intl-hnk/index.html (дата обращения: 28.04.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): Южная Корея, культурный код, KBC, SBS, SECHSKIES, жанр телесериалов, рост популярности.


Ключевые слова

диалог культур, Южная Корея, культурный код, индустрия развлечений, корейская волна, дорама, культурная экспансия, халлю

Похожие статьи

Влияние азиатской поп-культуры на современную молодёжь

В статье авторы пытаются дать характеристику молодёжи, увлекающейся современными видами азиатской культуры.

Коммуникативная роль комплимента как речевого акта на примере китайской дорамы 你微笑时很美 («Влюбиться в твою улыбку»)

Данная научная статья представляет собой исследование роли комплиментов в межличностной коммуникации, акцентируя внимание на китайской дораме «Влюбиться в твою улыбку». Анализ комплиментов между российской и китайской культурами подчеркивает культурн...

Немецкий кинематограф как средство популяризации немецкого языка и культуры

Данная статья призвана охарактеризовать влияние немецкоязычных фильмов на распространение немецкого языка с точки зрения мягкосилового влияния. Основу для исследования составили монографии на английском и немецком языках, онлайн-базы данных по кинема...

Влияние культурного аспекта на ведение переговоров в Казахстане и Китае

Данная статья освещает проблему влияния культуры на стиль ведения переговоров в Казахстане и в Китае. Культурные ценности каждой из упомянутых стран определяют стратегию переговоров, общие нормы поведения, приветствие и прощание, отношение к своим по...

Позиционирование корейской индустрии развлечений в мире

В последние годы, наиболее конкретно свои этнические особенности и актуальные тенденции с помощью позиционирования использовала Республика Корея, в мировом сообществе данное влияние получило название «Корейская волна» или термин «Халлю». В статье буд...

Шангри-ла и Шамбала в западном массовом кинематографе рубежа ХХ–XXI веков

Исследование представления образа Шамбалы в современном массовом кинематографе проведено на материале популярных американских кинофильмов определённого жанра, снятых в период с 1994 по 2008 год. Цель исследования в описании и анализе визуальных и эмо...

Вербальная репрезентация осознанности в медийном дискурсе (на примере российских и американских журналов)

В данной статье рассматривается вербальная репрезентация концепции осознанности в медийном дискурсе, особое внимание уделяется журналам в российской и американской культурах. Концепт осознанности, уходящий корнями в буддийские традиции, привлек значи...

Креативные индустрии как отдельный сектор креативной экономики в России и в мире

В данной статье рассмотрены понятие и концепция «креативные индустрии» в контексте «креативной экономики», значимость этой культурной области в контексте экономической и социально-культурной сферах. Также проанализированы экономические факторы и проб...

Развитие толерантности учащихся детских школ искусств в условиях дистанционного обучения

В статье рассматриваются те возможности, которые предоставляются в настоящее время образовательной средой ДШИ. Отмечается, что современные условия, в которых приходиться предоставлять образовательные услуги, характеризуются высокой цифровизацией учеб...

Продвижение молодых талантов в современном шоу-бизнесе

В этой статье исследуются стратегии и проблемы, связанные с продвижением молодых талантов в современном динамичном мире шоу-бизнеса. В ней рассматривается роль агентств по поиску талантов, цифровых платформ и конкурсов талантов в воспитании начинающи...

Похожие статьи

Влияние азиатской поп-культуры на современную молодёжь

В статье авторы пытаются дать характеристику молодёжи, увлекающейся современными видами азиатской культуры.

Коммуникативная роль комплимента как речевого акта на примере китайской дорамы 你微笑时很美 («Влюбиться в твою улыбку»)

Данная научная статья представляет собой исследование роли комплиментов в межличностной коммуникации, акцентируя внимание на китайской дораме «Влюбиться в твою улыбку». Анализ комплиментов между российской и китайской культурами подчеркивает культурн...

Немецкий кинематограф как средство популяризации немецкого языка и культуры

Данная статья призвана охарактеризовать влияние немецкоязычных фильмов на распространение немецкого языка с точки зрения мягкосилового влияния. Основу для исследования составили монографии на английском и немецком языках, онлайн-базы данных по кинема...

Влияние культурного аспекта на ведение переговоров в Казахстане и Китае

Данная статья освещает проблему влияния культуры на стиль ведения переговоров в Казахстане и в Китае. Культурные ценности каждой из упомянутых стран определяют стратегию переговоров, общие нормы поведения, приветствие и прощание, отношение к своим по...

Позиционирование корейской индустрии развлечений в мире

В последние годы, наиболее конкретно свои этнические особенности и актуальные тенденции с помощью позиционирования использовала Республика Корея, в мировом сообществе данное влияние получило название «Корейская волна» или термин «Халлю». В статье буд...

Шангри-ла и Шамбала в западном массовом кинематографе рубежа ХХ–XXI веков

Исследование представления образа Шамбалы в современном массовом кинематографе проведено на материале популярных американских кинофильмов определённого жанра, снятых в период с 1994 по 2008 год. Цель исследования в описании и анализе визуальных и эмо...

Вербальная репрезентация осознанности в медийном дискурсе (на примере российских и американских журналов)

В данной статье рассматривается вербальная репрезентация концепции осознанности в медийном дискурсе, особое внимание уделяется журналам в российской и американской культурах. Концепт осознанности, уходящий корнями в буддийские традиции, привлек значи...

Креативные индустрии как отдельный сектор креативной экономики в России и в мире

В данной статье рассмотрены понятие и концепция «креативные индустрии» в контексте «креативной экономики», значимость этой культурной области в контексте экономической и социально-культурной сферах. Также проанализированы экономические факторы и проб...

Развитие толерантности учащихся детских школ искусств в условиях дистанционного обучения

В статье рассматриваются те возможности, которые предоставляются в настоящее время образовательной средой ДШИ. Отмечается, что современные условия, в которых приходиться предоставлять образовательные услуги, характеризуются высокой цифровизацией учеб...

Продвижение молодых талантов в современном шоу-бизнесе

В этой статье исследуются стратегии и проблемы, связанные с продвижением молодых талантов в современном динамичном мире шоу-бизнеса. В ней рассматривается роль агентств по поиску талантов, цифровых платформ и конкурсов талантов в воспитании начинающи...

Задать вопрос