В настоящее время у учёных и практикующих педагогов значительно вырос интерес к интерактивным методам обучения и на это есть несколько причин:
— Во-первых, мы живём в демократическом обществе, отношения в котором строятся на основе договорённости между субъектами, их равноправия и партнёрства. Исходя из этого, в системе образования строится модель взаимоотношений между педагогом и обучающимся, в основе которой будет лежать диалог. Предполагается переход к развивающим, исследовательским и поисковым методам дидактического процесса [1];
— Во-вторых, решение проблемы мотивации в рамках познавательной активности у обучающихся достигается посредством общения, созданием комфортной рабочей атмосферы, а также уважением к самой личности учащегося. И. П. Смирнов говорил: «Умение общаться друг с другом и с обучаемыми станет, вероятно, одним из важнейших, если не самым важнейшим фактором, определяющим рейтинг педагогического коллектива учебного заведения, его способность добиться наилучших результатов учебно-воспитательной деятельности» [2, с. 365];
— В-третьих, концепция модернизации образования в РФ ориентирована, в первую очередь, на развитие ребёнка как личности, его познавательных способностей, а также формирование определённого опыта самостоятельной деятельности, ответственности за свои поступки и компетенций, необходимых в различных сферах жизнедеятельности.
Инновации, т. е. нововведения в педагогике на современном этапе развития являются теми ресурсами, которые способствуют модернизации образовательной системы. Инновационная программа отличается от учебной средством формирования и реализации, а именно: инновационную программу разрабатывают и реализуют сами педагогические работники.
В настоящее время существует довольно много инновационных подходов в сфере интерактивного обучения. К ним относятся:
— Виртуальная экскурсия. Её преимущество состоит в том, что она позволяет ознакомится с объектами, которые не находятся в непосредственной близости с нами. Такой вид экскурсий позволяет педагогу наглядно продемонстрировать любое место или объект, о котором идёт речь на занятии;
— Видеоконференция. Такой формат занятий позволяет дистанционно взаимодействовать педагогу и ученикам даже на больших расстояниях. Данный способ обучения позволяет также проводить различные конференции как с другими образовательными организациями, так и с международными спикерами и учеными, что способствует обмену опытом;
— Метод портфолио. Он подразумевает под собой постепенное накопление грамот, дипломов, сертификатов и т. д., которые свидетельствовали бы об успехах учеников. В эпоху развитых информационных ресурсов все свои успехи ученики могут фиксировать в электронном варианте;
— Вебинар. Такой формат инновационного интерактивного обучения подразумевает под собой лекцию в формате онлайн-встречи, где могут присутствовать люди из любой точки мира. Допускается непосредственное взаимодействие слушателей и самого лектора, которое обычно происходит через вопросы, которые задаются в чате или подготавливаются заранее;
— Видео-лекция. Представляет из себя лекцию в видео-формате, которую снимали и монтировали для дальнейшего использования. Чаще всего такой вид интерактивных форм обучения дополняется каким-то наглядным материалом, представленным таблицами, схемами, диаграммами, фотографиями и др. [3; 4].
Ранее перечисленные методы могут применяться как для группового, так и для индивидуального обучения.
Под традиционным обучением понимается метод обучения, при котором педагог передаёт учащимся знания и умения в уже готовом виде. Такая «шаблонность» может вырабатывать у обучающихся ориентированность на постоянное заучивание предоставленного материала. Ученик не способен получать информацию самостоятельно, а также применять её на практике без посторонней помощи [5].
Из этого вытекают определённые минусы традиционного обучения, среди которых:
— Большая нагрузка на память ученика;
— Низкая самостоятельность обучающихся;
— Частичное усвоение материала;
— Средний объем знаний и темп обучения в изучении материала.
Существует два метода традиционного обучения: репродуктивный и объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный метод пользуется спросом, если есть необходимость развить у обучающихся какие-либо творческие начала или побудить его к поиску информации из известного ему источника. Объяснительно-иллюстративный метод заключается в передаче от учителя к ученикам уже готовой и переработанной информации с помощью различных средств. Учитель при помощи наглядного материала, лекционного занятия или печатного материала передаёт информацию ученикам, которые, в свою очередь, фиксируют и осознают её.
Инновационный метод обучения, в свою очередь, связан с поиском информации обучающимися на примере их жизненного опыта. Данный подход позволяет сформировать у учеников такие знания и умения, которые помогали бы ему создавать что-то новое для комфортного существования самого себя и общества в целом в дальнейшей перспективе.
Инновационные методы включают в себя активные и интерактивные формы, которые применяются в образовательном процессе.
Активные формы подразумевают непосредственный контакт ученика с учителем и получение совместного образования посредством применения индивидуальных средств обучения, таких как учебники или компьютер.
Интерактивные методы подразумевают под усвоение знаний в непосредственном контакте обучающихся друг с другом. Это коллективный метод работы, при котором ученики заняты общим делом, в котором каждому отведена своя роль и все несут ответственность за проделанную работу. Примерами таких методов работы могут быть:
— Групповые задания;
— Деловые, образовательные или ролевые игры;
— Творческие упражнения;
— Уроки в формате экскурсий;
— Уроки с использованием интернета, видео или фотоматериалов, необходимых в качестве наглядного пособия.
То есть инновационные методы обучения в школе служат катализатором в пробуждении познавательного интереса у учеников, учат определённым образом систематизировать и обобщать изучаемый материал, а также на его основе дискутировать или обсуждать какую-либо тему.
На основании ранее изложенных положений, касающихся традиционного и интерактивного подходов обучения, можно провести сравнительную характеристику.
Таким образом, традиционная форма обучения:
— Учебная деятельность обучающихся ориентирована только на передачу знаний;
— Базируется на групповом или индивидуальном способе обучения;
— Планирование всего учебного процесса проводится преподавателем;
— Оценка работы учащихся осуществляется преподавателем;
— Не учитывается познавательная и эмоциональная сферы учащегося, а также его индивидуальные способности;
— Определяется физическим развитием учащегося и социальным принуждением.
Интерактивная форма обучения, в свою очередь:
— Учебная деятельность обучающихся ориентирована на поиск новых знаний на основе их жизненного опыта;
— Совмещение индивидуального, группового, коллективного и иных способов обучения;
— Планирование учебного процесса происходит совместно с обучающимися;
— Происходит совместный самоконтроль и самооценка;
— На практике сочетаются познавательная и эмоциональные сферы. Разбор ситуаций посредством диалога.
— Определяется поставленными задачами по развитию личностных и профессиональных умений.
Сравнив данные формы обучения, был сделан вывод о том, что традиционные формы обучения нацелены на работу с интеллектом ученика, в то время как интерактивные формы затрагивают в целом личность ученика, учитывая его знания, чувства и интерес к познаваемой теме. Данная форма обучения предполагает использование в учебном процессе психологическую энергию ученика, так как подразумевается, что она будет усиливать мотивацию к обучению, а также поможет в обучении особенностей индивидуального поведения личности и поспособствует пониманию межличностных взаимосвязей.
Литература:
- Коллективное, интерактивное обучение: достоинства, недостатки, система оценивания. — Текст: электронный // Образовательная социальная сеть nsportal.ru: [сайт]. — URL: https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2016/09/17/kollektivnoe-interaktivnoe-obuchenie-dostoinstva (дата обращения: 23.04.2023).
- Смирнов, И. П. Человек. Образование. Профессия. Личность. / И. П. Смирнов. — Москва: Граф-Пресс, 2002. — 420 c.– С. 365.
- Интерактивные методы, формы и средства обучения (методические рекомендации):. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://rostov.rpa-mu.ru/Media/rostov/Svedenia_ob_OO/Obrazovanie/metodicheskie_rekomendacii/interaktiv.pdf (дата обращения: 15.04.2023).
- Интерактивные методы и формы обучения: определение, классификация, использование. — Текст: электронный // Феникс: [сайт]. — URL: https://wiki.fenix.help/pedagogika/interaktivnyye-metody-obucheniya# (дата обращения: 20.04.2023)
- Сравнение традиционного и интерактивного обучения. — Текст: электронный // Образовательная социальная сеть nsportal.ru: [сайт]. — URL: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2021/07/20/sravnenie-traditsionnogo-i-interaktivnogo-obucheniya (дата обращения: 17.04.2023).