Инновационные интерактивные формы обучения. Сравнение традиционного и интерактивного подходов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (464) апрель 2023 г.

Дата публикации: 30.04.2023

Статья просмотрена: 619 раз

Библиографическое описание:

Антипова, Н. Е. Инновационные интерактивные формы обучения. Сравнение традиционного и интерактивного подходов / Н. Е. Антипова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 17 (464). — С. 83-85. — URL: https://moluch.ru/archive/464/102125/ (дата обращения: 16.11.2024).



В настоящее время у учёных и практикующих педагогов значительно вырос интерес к интерактивным методам обучения и на это есть несколько причин:

— Во-первых, мы живём в демократическом обществе, отношения в котором строятся на основе договорённости между субъектами, их равноправия и партнёрства. Исходя из этого, в системе образования строится модель взаимоотношений между педагогом и обучающимся, в основе которой будет лежать диалог. Предполагается переход к развивающим, исследовательским и поисковым методам дидактического процесса [1];

— Во-вторых, решение проблемы мотивации в рамках познавательной активности у обучающихся достигается посредством общения, созданием комфортной рабочей атмосферы, а также уважением к самой личности учащегося. И. П. Смирнов говорил: «Умение общаться друг с другом и с обучаемыми станет, вероятно, одним из важнейших, если не самым важнейшим фактором, определяющим рейтинг педагогического коллектива учебного заведения, его способность добиться наилучших результатов учебно-воспитательной деятельности» [2, с. 365];

— В-третьих, концепция модернизации образования в РФ ориентирована, в первую очередь, на развитие ребёнка как личности, его познавательных способностей, а также формирование определённого опыта самостоятельной деятельности, ответственности за свои поступки и компетенций, необходимых в различных сферах жизнедеятельности.

Инновации, т. е. нововведения в педагогике на современном этапе развития являются теми ресурсами, которые способствуют модернизации образовательной системы. Инновационная программа отличается от учебной средством формирования и реализации, а именно: инновационную программу разрабатывают и реализуют сами педагогические работники.

В настоящее время существует довольно много инновационных подходов в сфере интерактивного обучения. К ним относятся:

Виртуальная экскурсия. Её преимущество состоит в том, что она позволяет ознакомится с объектами, которые не находятся в непосредственной близости с нами. Такой вид экскурсий позволяет педагогу наглядно продемонстрировать любое место или объект, о котором идёт речь на занятии;

Видеоконференция. Такой формат занятий позволяет дистанционно взаимодействовать педагогу и ученикам даже на больших расстояниях. Данный способ обучения позволяет также проводить различные конференции как с другими образовательными организациями, так и с международными спикерами и учеными, что способствует обмену опытом;

Метод портфолио. Он подразумевает под собой постепенное накопление грамот, дипломов, сертификатов и т. д., которые свидетельствовали бы об успехах учеников. В эпоху развитых информационных ресурсов все свои успехи ученики могут фиксировать в электронном варианте;

Вебинар. Такой формат инновационного интерактивного обучения подразумевает под собой лекцию в формате онлайн-встречи, где могут присутствовать люди из любой точки мира. Допускается непосредственное взаимодействие слушателей и самого лектора, которое обычно происходит через вопросы, которые задаются в чате или подготавливаются заранее;

Видео-лекция. Представляет из себя лекцию в видео-формате, которую снимали и монтировали для дальнейшего использования. Чаще всего такой вид интерактивных форм обучения дополняется каким-то наглядным материалом, представленным таблицами, схемами, диаграммами, фотографиями и др. [3; 4].

Ранее перечисленные методы могут применяться как для группового, так и для индивидуального обучения.

Под традиционным обучением понимается метод обучения, при котором педагог передаёт учащимся знания и умения в уже готовом виде. Такая «шаблонность» может вырабатывать у обучающихся ориентированность на постоянное заучивание предоставленного материала. Ученик не способен получать информацию самостоятельно, а также применять её на практике без посторонней помощи [5].

Из этого вытекают определённые минусы традиционного обучения, среди которых:

— Большая нагрузка на память ученика;

— Низкая самостоятельность обучающихся;

— Частичное усвоение материала;

— Средний объем знаний и темп обучения в изучении материала.

Существует два метода традиционного обучения: репродуктивный и объяснительно-иллюстративный. Репродуктивный метод пользуется спросом, если есть необходимость развить у обучающихся какие-либо творческие начала или побудить его к поиску информации из известного ему источника. Объяснительно-иллюстративный метод заключается в передаче от учителя к ученикам уже готовой и переработанной информации с помощью различных средств. Учитель при помощи наглядного материала, лекционного занятия или печатного материала передаёт информацию ученикам, которые, в свою очередь, фиксируют и осознают её.

Инновационный метод обучения, в свою очередь, связан с поиском информации обучающимися на примере их жизненного опыта. Данный подход позволяет сформировать у учеников такие знания и умения, которые помогали бы ему создавать что-то новое для комфортного существования самого себя и общества в целом в дальнейшей перспективе.

Инновационные методы включают в себя активные и интерактивные формы, которые применяются в образовательном процессе.

Активные формы подразумевают непосредственный контакт ученика с учителем и получение совместного образования посредством применения индивидуальных средств обучения, таких как учебники или компьютер.

Интерактивные методы подразумевают под усвоение знаний в непосредственном контакте обучающихся друг с другом. Это коллективный метод работы, при котором ученики заняты общим делом, в котором каждому отведена своя роль и все несут ответственность за проделанную работу. Примерами таких методов работы могут быть:

— Групповые задания;

— Деловые, образовательные или ролевые игры;

— Творческие упражнения;

— Уроки в формате экскурсий;

— Уроки с использованием интернета, видео или фотоматериалов, необходимых в качестве наглядного пособия.

То есть инновационные методы обучения в школе служат катализатором в пробуждении познавательного интереса у учеников, учат определённым образом систематизировать и обобщать изучаемый материал, а также на его основе дискутировать или обсуждать какую-либо тему.

На основании ранее изложенных положений, касающихся традиционного и интерактивного подходов обучения, можно провести сравнительную характеристику.

Таким образом, традиционная форма обучения:

— Учебная деятельность обучающихся ориентирована только на передачу знаний;

— Базируется на групповом или индивидуальном способе обучения;

— Планирование всего учебного процесса проводится преподавателем;

— Оценка работы учащихся осуществляется преподавателем;

— Не учитывается познавательная и эмоциональная сферы учащегося, а также его индивидуальные способности;

— Определяется физическим развитием учащегося и социальным принуждением.

Интерактивная форма обучения, в свою очередь:

— Учебная деятельность обучающихся ориентирована на поиск новых знаний на основе их жизненного опыта;

— Совмещение индивидуального, группового, коллективного и иных способов обучения;

— Планирование учебного процесса происходит совместно с обучающимися;

— Происходит совместный самоконтроль и самооценка;

— На практике сочетаются познавательная и эмоциональные сферы. Разбор ситуаций посредством диалога.

— Определяется поставленными задачами по развитию личностных и профессиональных умений.

Сравнив данные формы обучения, был сделан вывод о том, что традиционные формы обучения нацелены на работу с интеллектом ученика, в то время как интерактивные формы затрагивают в целом личность ученика, учитывая его знания, чувства и интерес к познаваемой теме. Данная форма обучения предполагает использование в учебном процессе психологическую энергию ученика, так как подразумевается, что она будет усиливать мотивацию к обучению, а также поможет в обучении особенностей индивидуального поведения личности и поспособствует пониманию межличностных взаимосвязей.

Литература:

  1. Коллективное, интерактивное обучение: достоинства, недостатки, система оценивания. — Текст: электронный // Образовательная социальная сеть nsportal.ru: [сайт]. — URL: https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2016/09/17/kollektivnoe-interaktivnoe-obuchenie-dostoinstva (дата обращения: 23.04.2023).
  2. Смирнов, И. П. Человек. Образование. Профессия. Личность. / И. П. Смирнов. — Москва: Граф-Пресс, 2002. — 420 c.– С. 365.
  3. Интерактивные методы, формы и средства обучения (методические рекомендации):. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://rostov.rpa-mu.ru/Media/rostov/Svedenia_ob_OO/Obrazovanie/metodicheskie_rekomendacii/interaktiv.pdf (дата обращения: 15.04.2023).
  4. Интерактивные методы и формы обучения: определение, классификация, использование. — Текст: электронный // Феникс: [сайт]. — URL: https://wiki.fenix.help/pedagogika/interaktivnyye-metody-obucheniya# (дата обращения: 20.04.2023)
  5. Сравнение традиционного и интерактивного обучения. — Текст: электронный // Образовательная социальная сеть nsportal.ru: [сайт]. — URL: https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2021/07/20/sravnenie-traditsionnogo-i-interaktivnogo-obucheniya (дата обращения: 17.04.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): традиционное обучение, учебный процесс, ученик, жизненный опыт, инновационная программа, инновационный метод обучения, интерактивная форма обучения, обучающийся, педагог, поиск информации, способ обучения, традиционная форма обучения, Учебная деятельность обучающихся, форма обучения.


Задать вопрос