В статье авторы описывают опыт работы МБОУ СОШ № 37 г. Белгорода в воспитании нравственности и патриотизма.
Ключевые слова: гражданственность, патриотизм, концепция патриотического воспитания
С чего начинается воспитание гражданственности и патриотизма?
Прежде всего, с осознания маленьким человеком своего места в мире. С понимания, кажущихся простыми, истин: любви к матери, к Родине, к своему родному краю и не на словах, а искренне, ощущая свою значимость в этих взаимосвязях. Ведь нельзя говорить о любви к матери, если нет любви к ребенку, поэтому процесс воспитания этих нравственных ценностей в современной школе мы видим, как процесс взаимодействия в треугольнике: учитель-ребёнок-родитель, где наивысшей точкой будет ребёнок — ученик, а все компоненты связаны между собой прямой и обратной связью (рисунок 1).
Рис. 1. Взаимосвязь «учитель — ребёнок — ученик -родитель»
Воспитывая ребёнка, не надо забывать о его родителях и ценностях той семьи, в которой растёт наш ученик. Если семья не разделяет нравственные категории, о которых говорят в школе — пользы от такого воспитания не получиться. Поэтому систему нравственного воспитания: гражданственности и патриотизма мы начинаем строить с работы с родительской общественностью, не только приглашая их на родительские собрания, лектории, но и вовлекая их во внешкольную жизнь. Шефами нашей школы являются бойцы Росгвардии (ОМОН), поэтому, когда стали возникать кадетские классы, мы понимали, что у нас это будут Юные омоновцы. Ребята — кадеты с удовольствием встречаются с бойцами Росгвардии, посещают их базу, приглашают в школу на торжественные линейки, на школьные мероприятия, посвященные празднованию Дня защитника Отечества, профессиональным праздникам, и, конечно же, празднованию Дня Великой Победы — 9 мая. Очень часто на такие встречи мы приглашаем родителей учеников, для того чтобы те темы, о которых рассказывается на таких мероприятиях, не прошли мимо наших воспитанников, а закрепились в их сознании благодаря беседам в кругу своей семьи.
В «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» констатируется, что воспитательный потенциал российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма резко снизился, поэтому «патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества». Следовательно, духовное оздоровление всего народа связано, прежде всего, с патриотическим воспитанием подрастающих поколений. Основной целью Концепции является определение места и роли воспитания патриотизма у российских граждан как важнейшего направления деятельности общества и государства. [1]
Безусловно, патриотизм — это, прежде всего, любовь к Родине, желание служить своему Отечеству, осознание необходимости защиты своей Отчизны, в случае необходимости.
Поэтому формирование этих нравственных идеалов должно вестись не только на одном Классном часе 1 раз в неделю, во время которого педагог передаёт информацию, а ученики его внимательно слушают. Нет! Продуктивность такого мероприятия будет наиболее низкой.
Мастерство педагога — воспитателя состоит в умении вовлечь максимальное количество своих учеников в воспитательный процесс, во время которого главным действующим лицом будет не педагог, а ученик, который вместе со своими товарищами находит то главное, о чем хотел сообщить учитель. В качестве примеров можно привести беседы старшеклассников с учениками начальной школе о пионерах — героях, о событиях в годы войн; беседы бойцов — ОМОН о трудовых буднях, рассказы детей о произведениях патриотической направленности, беседы с родителями учеников в рамках «Часа с интересным человеком». Конечно, подготовка к таким занятиям будет более трудоёмкой для учителя, но положительный результат от них будет наиболее длительным и останется не только в памяти маленького гражданина, но и проникнет в его душу, что в дальнейшем скажется на его поведении и нравственных идеалах.
Огромное влияние на формирование гражданственности и патриотизма в современном обществе играет социум: отношение государству, к народу, проживающему на территории нашей страны, общественное сознание и система основополагающих ценностей.
В системе воспитания по формированию гражданственности и патриотизмавнашей школе особое место занимает Школьный музей Боевой Славы Первой Гвардейской Армии. Посещая Школьный Музей обучающиеся не только самостоятельно готовят экскурсионные маршруты для учеников начальной школы и открывают для них страницы, посвященные боевой славе «Первой Гвардейской», но и пополняют экспозицию Музея — находят потомков воинов-фронтовиков и составляют Книги Памяти, Книги воспоминаний, приглашают их стать Почетными гостями Музея. Работая с материалами Музея, у учеников старших классов формируются необходимые нравственные ценности для полноценной жизни в современном обществе, и они становятся настоящими патриотами своей страны. Особое место в экспозиции Музея Боевой Славы занимает стенд, посвященный Герою России — Вячеславу Михайловичу Воробьёву. Сотрудник ОМОН 12 февраля 2009 года в очередной командировке в Назрань участвовал в ликвидации бандформирований и, вызвав «огонь на себя», обеспечил штурмовой группе успешное выполнение боевого задания. Вячеслав Михайлович в этом бою получил 16 проникающих огнестрельных ранений, его контузило, но он продолжал корректировать огонь своих товарищей. После боя сослуживцы нашли его и доставили в госпиталь. [5]
Ученики нашей школы писали Вячеславу письма, рисовали рисунки, писали стихи. Зинченко Полина сочинила стихи о Вячеславе. Командир отряда полковник милиции Чаплыгин И. Ф. передавал наши поздравления герою в Москву. Его палата была завешана рисунками и газетами. Со слезами на глазах все: обучающиеся и их родители, а также учителя нашей школы ждали «громкую связь с Вячеславом»- разговор по телефону из госпиталя осуществлялся через громкую связь по телефону — вся школа слышала голос нашего Вячеслава, и мы знали, что он борется за жизнь, «краповые береты не сдаются!» Учащиеся школы совместно с сотрудниками ОМОНа заложили аллею Героя и посадили молодые рябинки. И сегодня рябина- символ жизни и победы растет возле нашей школы, символизируя подвиг Вячеслава Воробьева.
С особым чувством гордости ученики старших кадетских классов нашей школы несут Вахту Памяти на Посту № 1. Каждый из них понимает, что это не просто мероприятие, во время которого надо выполнить определенные действия, это большая ответственность и высокая честь. Во время подготовки к Вахте Памяти ребята не только отрабатывают ритуал несения службы, но и совершенствуют свои знания по истории Великой Отечественной войны.
Воспитание гражданственности и патриотизма — это достаточно трудоемкий, но очень интересный процесс, во время которого под чутким руководством мудрого педагога и родителей рождается новая личность. Ведь патриотами люди не рождаются, все нравственные качества необходимо целенаправленно воспитывать не только в школе, но и в семье. Если сегодня мы правильно выстроим систему гражданско-патриотического воспитания, то завтра можно будет с уверенностью сказать, что наши ученики станут настоящими патриотами своей страны.
Литература:
- Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования
- Вызвал огонь на себя: Подвиг.// Белгородские известия,- 2009.-№ 81,- 13мая.- С.1.