В статье представлены подходы к современному пониманию терминов «комфортная городская среда » и «современная городская среда», включая научную и нормативно-правовую точки зрения. Показано, почему целесообразно проводить единую политику в области современной комфортной городской среды на федеральном, региональном и муниципальном уровне.
Ключевые слова: современная городская среда, комфортная городская среда, городская среда, федеральный проект, Ставропольский край, Пятигорск.
Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [1], а это невозможно без формирования комфортной городской среды. В виду этого, а также во исполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» был разработан и реализуется национальный проект «Жильё и городская среда» [2], который включает в себя четыре федеральных проекта, один из которых — «Формирование комфортной городской среды» [3] (далее — федеральный проект).
Сопоставим цели федерального проекта, государственной программы субъекта и программы муниципального образования.
Основная задача федерального проекта — дать новый импульс развитию муниципалитетов на всей территории нашей страны. Мероприятия, проводимые по его реализации, позволяют улучшить качество городской среды к 2030 году в полтора раза. В рамках федерального проекта благоустраиваются общественные территории, парки, набережные. Существенной частью проекта является проведение Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды.
Проект направлен на поэтапное благоустройство дворовых территорий и мест массового отдыха в центрах субъектов Российской Федерации (далее — РФ) и муниципалитетах на основании обращений и инициатив жителей, обеспечение общественного контроля на каждом этапе реализации программ благоустройства.
В рамках федерального проекта в субъектах Российской Федерации и в муниципальных образованиях также реализуются программы, направленные на создание современной городской среды. В разных субъектах и муниципальных образованиях данная программа имеет различные названия, что, по нашему мнению, влияет на понимание и соответствующий подход при планировании мероприятий по реализации этих программ. К примеру, государственная программа Ставропольского края [4] и муниципальная программа города-курорта Пятигорска [5] называются «Формирование современной городской среды», а в Московской области [6] и в городском округе Красногорск [7] — «Формирование современной комфортной городской среды» соответственно.
При сопоставлении вышеперечисленных правовых актов видим дисбаланс в понятийном аппарате. Название федерального проекта — «Формирование комфортной городской среды», а на региональном и муниципальном уровнях — «Формирование современной городской среды», при этом в некоторых субъектах и муниципальных образованиях программа включает создание и комфортной, и современной городской среды одновременно.
В качестве примера на уровне субъекта, рассмотрим цели государственной программы Ставропольского края, а на муниципальном уровне — программу города-курорта Пятигорск:
— повышение качества и комфорта современной городской среды на территории Ставропольского края;
— повышение качества обустройства мест массового отдыха населения (городских парков) в городских округах и городских поселениях Ставропольского края с численностью населения до 250000 человек [4].
Цель муниципальной программы города-курорта Пятигорска — повышение уровня благоустройства нуждающихся в благоустройстве территорий общего пользования города-курорта Пятигорска, а также дворовых территорий многоквартирных домов [5].
Однако возникают следующие вопросы:
- Характеризуют ли цели региональной программы современную среду?
- Чем обосновано деление городской среды на комфортную и современную?
- Можно ли объединить указанные понятия?
В Методических рекомендациях по подготовке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации федерального проекта [10] отражены общие рекомендации при формировании региональных и муниципальных программ, требования и условия формирования, их этапы и описание этих этапов, а также информация о ресурсном обеспечении региональной и (или) муниципальной программ и особенности осуществления контроля за их реализацией. Однако, необходимо отметить, что в методических рекомендациях на ряду с другими понятиями, отсутствуют требования по поводу понятий «современная городская среда» и «комфортная городская среда».
Безусловно, понятия «современная городская среда» и «комфортная городская среда» характеризуют процесс формирования городской среды. Однако при этом, на наш взгляд, вышеизложенные термины не равнозначны. Комфортная городская среда — это пространство, наиболее приспособленное под нужды горожан, которое создаётся благодаря действию многих факторов. Это с одной стороны — совокупность условий, созданных человеком и природой в границах одной территории, а с другой — здания и сооружения разного назначения, распределённые в нем в соответствии с планировочной структурой и архитектурной композицией [11]. Современная городская среда предполагает доступность широкого спектра услуг на территории муниципального образования [9]; всестороннюю развитость инфраструктуры, а также внедрение инновационных технологий и т. д.
По-нашему мнению, любая современная городская среда будет комфортной, так как ориентирована, в первую очередь на человека, но не всякая комфортная городская среда будет современной, так как первостепенно она ориентирована на комфорт. В связи с этим целесообразно рассмотреть такие существительные как «комфорт» и «современность». Согласно словарю С. И. Ожегова — «комфорт» — условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют» [12]. У слова современность нет как такого определения, зато есть определение у прилагательного «современный» — стоящий на уровне своего века, отвечающий требованиям своего времени [13]. Таким образом, городское пространство может быть комфортным, при этом не отвечая требованиям современности. Резюмируя предшествующие рассуждения, можно сказать, что подтверждается наша теория о том, что данные понятия не равнозначны.
Подведя итог рассуждениям, на первый наш поставленный вопрос можно ответить, что цели вовсе не направлены на создание современной городской среды. Главенствующим здесь все ещё остаётся комфорт. Следуя данной логике ответ на второй вопрос — деление на комфортную городскую среду и современную ничем не обоснованно.
Данная проблема поднималась также и в других научных работах. В статье «Формирование современной городской среды, имитация или реальность» [8] Любова О. В. анализирует и сопоставляет между собой методические рекомендации по подготовке государственных программ субъектов Российской Федерации по формированию современной городской среды на 2018–2022 годы и разработанную программу Республики Татарстан, и выявляет имитационные модели вовлечения граждан в процессы самоуправления. Другие авторы — Ганченко Д. Н. и Тарзанова Ю. А. — в статье «Комфортная городская среда: инновация или трансформация термина» [9] анализируют подходы к современному пониманию термина «комфортная городская среда», включая научную и нормативно-правовую точки зрения. Авторы также приходят к тому, что данные понятия не равнозначны.
Таким образом, необходимо в государственных и муниципальных программах формирование комфортной городской среды и формирование современной городской среды выделить в два самостоятельных направления и по каждому разработать отдельные проекты, на реализацию которых предусмотреть раздельное финансирование. Такое разделение потребует отличных друг от друга подходов по развитию городской среды со стороны как федеральных органов исполнительной власти, так и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Включение данных проектов в одну программу позволит объединить данные направления и развивать их в совокупности. К примеру, если название федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» преобразовать в «Формирование современной и комфортной городской среды», то в одном проекте будут реализованы одновременно две программы и при этом статьи расходов будут предусмотрены раздельно.
Таким образом, такое объединение послужит достижению высоких и эффективных результатов в области создания как комфортной, так и современной городской среды, что в свою очередь отразится на повышение качества жизни граждан посредством благоустройства населённых пунктов, соответствующие современным вызовам времени.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020), ст. 7, Глава 1.
- Паспорт национального проекта «Жилье и городская среда».
- Паспорт приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды».
- Постановление Правительства Ставропольского края от 23.08.2017 года N 332-П «Об утверждении государственной программы Ставропольского края «Формирование современной городской среды»».
- Постановление администрации города Пятигорска от 08.12.2017 № 5518 «Об утверждении муниципальной программы города-курорта Пятигорска «Формирование современной городской среды» на 2018–2024 годы».
- Постановление Правительства Московской области от 11.10.2022 № 1091/35 «Об утверждение государственной программы «Формирование современной комфортной городской среды» на 2023–2027 годы».
- Постановление Администрации городского округа Красногорск Московской области от 14.10.2022 года N 2259/10 «Об утверждении муниципальной программы городского округа Красногорск Московской области «Формирование современной комфортной городской среды»» на 2023–2027 годы.
- О. В Любова. Формирование современной городской среды, имитация или реальность // Вестник Евразийской науки, 2019 № 2, https://esj.today/PDF/32ECVN219.pdf. (Электронный ресурс) дата обращения 20.03.2023.
- Д. Н. Ганченко, Ю. А. Тарзанова Комфортная городская среда: инновация или трансформация термина // Развитие теории и практики управления социальными и экономическими системами. 2019. № 8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/komfortnaya-gorodskaya-sreda-innovatsiya-ili-transformatsiya-termina (дата обращения: 20.03.2023).
- Приказ Минстроя России от 18.03.2019 N 162/пр «Об утверждении методических рекомендаций по подготовке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды».
- Карпова Надежда Викторовна Основы формирования природохозяйственных систем в городских условиях // ИВД. 2011. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovy-formirovaniya-prirodohozyaystvennyh-sistem-v-gorodskih-usloviyah (дата обращения: 21.03.2023).
- Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. — 4-е изд., дополненное. — М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», 2003.
- Словарь русского языка: в 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999.