Семья — это особая группа людей, объединенных родством, общим хозяйством и сложными уровнями взаимоотношений. Именно в семье начинают закладываться все характеристики личности. В отличии от прочих вариантов воспитания, семейное воспитание оказывает наиболее сильное влияние на ребенка. И от того, каким будет это влияние — благоприятным или неблагоприятным — зависит процесс включения ребенка в общество, его социализация.
Ключевые слова: семья, ребенок, неблагополучная семья, социализация, десоциализация.
Рождаясь, ребенок сpaзy попадает в общество, oнo бyдeт влиять на его становление как личности. Можно сказать, что система социального влияния во многом определяет, каким человеком вырастет ребенок. А главным фактором в развитии ребенка будет выступать семья — самый важный воспитатель ребенка. Семья является первым институтом социализации человека. И именно в семье закладываются основы нравственности, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности. Но в жизни бывает и обратная сторона медали. Одна из самых страшных бед современности — родиться, жить в неблагополучной семье. Проблема неблагополучных семей одна из самых значимых проблем в мире. Причин этому достаточно много. Это и нищета, и асоциальное поведение супругов, и жестокое обращение с детьми. Внутрисемейные проблемы, проблемы социализации в непостоянном экономическом, идеологическом, политическом течении современной жизни крайне обостряют сферу различных социальных проблем, которые влекут за собой большой процент нeблагополучия семей со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Семья — это основанная на гражданском браке и/или кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием, ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу [3].
Каждая семья обладает системой функций. Под функцией семьи понимается сфера жизнедеятельности, которая связана с удовлетворением членами семьи своих определённых потребностей. Исследователи выделяют множество функций, которые выполняет семья. Среди них такие функции, как:
— социальная, заключающаяся в формировании человека как личности;
— воспитательная, состоящая в удовлетворении членами семьи их психологических потребностей в отцовстве, материнстве, взаимодействии с детьми, их воспитании и самореализации в детях. В отношении к обществу семья, воспитывая детей выполняет функцию социализации подрастающего поколения. Они воспитывают сына или дочь, а также и члена общества;
— хозяйственно-бытовая функция заключается в удовлетворении членами семьи своих материальных потребностей и в сохранении их здоровья — физического, психического и социального. В ходе выполнения семьёй этой функции происходит восстановление физических и психических сил, которые были затрачены в сфере работы;
— функция первичного социального контроля заключается в обеспечении выполнения всеми членами семьи социальных норм. Особое внимание здесь уделяется тем, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. п.), не обладают достаточной способностью строить своё поведение в соответствии с существующими социальными нормами;
— эмоциональная функция состоит в удовлетворении ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Эта функция нормативно предполагает, что члены семьи знают, что такое чувства и умеют их выражать и переживать, что ведёт к тому, что в семье возникает эмоциональный обмен;
— досуговая функция состоит в удовлетворении потребности семьи в совместном проведении времени (досуг), взаимном культурном и духовном обогащении и эта функция способствует духовному развитию членов общества. Реализация этой функции ведёт к серьёзному личностному росту членов семьи;
— сексуальная существует для удовлетворения сексуальных потребностей семьи, регулирует сексуальное поведение членов семьи. Обеспечение биологического воспроизводства общества [3].
В литературе достаточно широко представлена классификация типов семей. Основаниями для классификаций исследователи выделяют состав семьи, количество детей, структуру семьи, семейный стаж, социальный статус и пр.
Семья является важнейшим институтом социализации личности. Социализация ребёнка предполагает не только сознательное усвоение ребёнком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку (совместно со взрослыми и сверстниками) собственного социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни [1, с. 25]. Именно в семье ребенок получает первый опыт социального взаимодействия. Воспитание и социализация ребенка происходит не только тогда, когда вы с ним говорите или поучаете его, но и в каждый момент вашей жизни. Всё приобретённое в семье в детские годы ребенок сохраняет на всю жизнь. Важность семьи как института социализации обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности воздействия на личность ему нет равных среди других институтов социализации. Она является персональной средой жизни и развития детей. А также семья является первым институтом социализации. От того, как строятся отношения в семье, какие в ней существуют ценности, какие интересы у ее старших представителей, от этого всего зависит то, какими вырастут дети.
В семейном воспитании часто могут возникать ситуации риска, которые зависят от типа семьи, от её ценностных ориентаций и установок, от того, реализуются ли основные функции и удовлетворяются ли основные потребности детей. Кроме традиционных семей, в которых присутствует положительный тип взаимодействия, в каждом обществе появляются семьи, называемые деструктивными или неблагополучными.
Неблагополучные семьи — это семьи с низким социальным статусом, в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим трудностями, медленно, малорезультативно [6].
А. Г. Грицай определяет неблагополучную семью как семью, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, затруднено удовлетворение ведущих потребностей членов семьи. Кроме того, автор выделяет два типа неблагополучных семей: семьи с явной (открытой) формой неблагополучия, где прямо культивируются антиобщественные ориентации и демонстрируются образцы асоциального поведения и семьи внутренне неблагополучные (со скрытой формой неблагополучия), в которых ценностные установки и поведение родителей в резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей [2].
У детей, растущих и воспитывающихся в неблагополучных семьях, есть одна общая черта — нарушение социализации или десоциализация. Десоциализацию детей определяют как обратный процесс социализации. В этом процессе человек отказывается от социально принятых норм и правил. И отказ этот может происходить как добровольно, так и вынужденно. Если взрослый человек сам вправе отвечать за свои решения, то для детей это, скорее, вынужденный отказ. Они просто попали в ту среду, которая не способствовала, а, возможно, и препятствовала их нормальному воспитанию и развитию.
Десоциализация у ребенка может проявляться в таких формах как, например, отсутствии интереса к обучению, конфликтности, агрессивности, лживости, воровстве, нарушении школьных норм и правил, пристрастии к наркотическим веществам, ранних половых связях.
Если воспитание ребенка происходит в нечеловеческих условиях внутри семьи, тогда у него наблюдаются различные виды отклонений как на физическом, так и на психологическом уровнях. Для него сложно или даже невозможно в дальнейшем адекватно приспособиться к общественной жизни, поскольку ребенок не видит того образца для подражания, который бы подсказал и показал, как действовать в различных ситуациях и передал все необходимые для жизненного пути навыки.
На сегодняшний день существует много неблагополучных семей, которые не могут дать полноценного и адекватного воспитания своему ребенку. Это приводит к различным общественным последствиям, таким как: наркомания, воровство, ранняя половая активность и раннее материнство, алкоголизм, проявления агрессии, потеря ценностей, морали и нравственности, утрата интереса к обучению и труду, преступность, насилие в семье и т. д.
Подводя итог, можно сказать, что семья — это основа общества и от ее благополучия зависит благополучие общества в целом. Семейное воспитание — это управляемая система взаимоотношений родителей с детьми, и ведущая роль в ней принадлежит родителям. Именно им необходимо знать, какие формы взаимоотношений с собственными детьми способствуют гармоничному развитию детской психики и личностных качеств, а какие, наоборот, препятствуют формированию у них нормального поведения и в большинстве своем ведут к трудновоспитуемости и деформации личности.
Литература:
- Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка: учебное пособие / Н. Ф. Голованова — Москва; Вологда: Инфра-Инженерия, 2021.
- Грицай А. Г. Семьи группы риска в структуре типологии неблагополучных семей // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2009. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semi-gruppy-riska-v-strukture-tipologii-neblagopoluchnyh-semey (дата обращения: 28.04.2023).
- Кукулите, Т. Г. Психология семьи: Электронное учебное пособие: учебное пособие / Т. Г. Кукулите, Г. Б. Монина. — Санкт-Петербург: ИЭО СПбУТУиЭ, 2008.— Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/63788 (дата обращения: 28.04.2023).
- Петрова Л. И. Ребенок группы риска: откуда берутся трудные дети. — Ростов н/Д: Феникс, 2013.
- Фолиева Т. А. К вопросу об уточнении содержания некоторых категорий теории социализации // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. 2014. № 2 (30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-utochnenii-soderzhaniya-nekotoryh-kategoriy-teorii-sotsializatsii (дата обращения: 29.04.2023).
- Юстицкий В. В. Неблагополучная семья. — М.: Наука, 2009