Десоциализация ребенка как следствие воспитания в неблагополучной семье | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №17 (464) апрель 2023 г.

Дата публикации: 01.05.2023

Статья просмотрена: 96 раз

Библиографическое описание:

Соловьёва, М. Н. Десоциализация ребенка как следствие воспитания в неблагополучной семье / М. Н. Соловьёва, А. Б. Куртанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 17 (464). — С. 283-285. — URL: https://moluch.ru/archive/464/102150/ (дата обращения: 15.11.2024).



Семья — это особая группа людей, объединенных родством, общим хозяйством и сложными уровнями взаимоотношений. Именно в семье начинают закладываться все характеристики личности. В отличии от прочих вариантов воспитания, семейное воспитание оказывает наиболее сильное влияние на ребенка. И от того, каким будет это влияние — благоприятным или неблагоприятным — зависит процесс включения ребенка в общество, его социализация.

Ключевые слова: семья, ребенок, неблагополучная семья, социализация, десоциализация.

Рождаясь, ребенок сpaзy попадает в общество, oнo бyдeт влиять на его становление как личности. Можно сказать, что система социального влияния во многом определяет, каким человеком вырастет ребенок. А главным фактором в развитии ребенка будет выступать семья — самый важный воспитатель ребенка. Семья является первым институтом социализации человека. И именно в семье закладываются основы нравственности, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности. Но в жизни бывает и обратная сторона медали. Одна из самых страшных бед современности — родиться, жить в неблагополучной семье. Проблема неблагополучных семей одна из самых значимых проблем в мире. Причин этому достаточно много. Это и нищета, и асоциальное поведение супругов, и жестокое обращение с детьми. Внутрисемейные проблемы, проблемы социализации в непостоянном экономическом, идеологическом, политическом течении современной жизни крайне обостряют сферу различных социальных проблем, которые влекут за собой большой процент нeблагополучия семей со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Семья — это основанная на гражданском браке и/или кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием, ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу [3].

Каждая семья обладает системой функций. Под функцией семьи понимается сфера жизнедеятельности, которая связана с удовлетворением членами семьи своих определённых потребностей. Исследователи выделяют множество функций, которые выполняет семья. Среди них такие функции, как:

— социальная, заключающаяся в формировании человека как личности;

— воспитательная, состоящая в удовлетворении членами семьи их психологических потребностей в отцовстве, материнстве, взаимодействии с детьми, их воспитании и самореализации в детях. В отношении к обществу семья, воспитывая детей выполняет функцию социализации подрастающего поколения. Они воспитывают сына или дочь, а также и члена общества;

— хозяйственно-бытовая функция заключается в удовлетворении членами семьи своих материальных потребностей и в сохранении их здоровья — физического, психического и социального. В ходе выполнения семьёй этой функции происходит восстановление физических и психических сил, которые были затрачены в сфере работы;

— функция первичного социального контроля заключается в обеспечении выполнения всеми членами семьи социальных норм. Особое внимание здесь уделяется тем, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. п.), не обладают достаточной способностью строить своё поведение в соответствии с существующими социальными нормами;

— эмоциональная функция состоит в удовлетворении ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Эта функция нормативно предполагает, что члены семьи знают, что такое чувства и умеют их выражать и переживать, что ведёт к тому, что в семье возникает эмоциональный обмен;

— досуговая функция состоит в удовлетворении потребности семьи в совместном проведении времени (досуг), взаимном культурном и духовном обогащении и эта функция способствует духовному развитию членов общества. Реализация этой функции ведёт к серьёзному личностному росту членов семьи;

— сексуальная существует для удовлетворения сексуальных потребностей семьи, регулирует сексуальное поведение членов семьи. Обеспечение биологического воспроизводства общества [3].

В литературе достаточно широко представлена классификация типов семей. Основаниями для классификаций исследователи выделяют состав семьи, количество детей, структуру семьи, семейный стаж, социальный статус и пр.

Семья является важнейшим институтом социализации личности. Социализация ребёнка предполагает не только сознательное усвоение ребёнком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку (совместно со взрослыми и сверстниками) собственного социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни [1, с. 25]. Именно в семье ребенок получает первый опыт социального взаимодействия. Воспитание и социализация ребенка происходит не только тогда, когда вы с ним говорите или поучаете его, но и в каждый момент вашей жизни. Всё приобретённое в семье в детские годы ребенок сохраняет на всю жизнь. Важность семьи как института социализации обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности воздействия на личность ему нет равных среди других институтов социализации. Она является персональной средой жизни и развития детей. А также семья является первым институтом социализации. От того, как строятся отношения в семье, какие в ней существуют ценности, какие интересы у ее старших представителей, от этого всего зависит то, какими вырастут дети.

В семейном воспитании часто могут возникать ситуации риска, которые зависят от типа семьи, от её ценностных ориентаций и установок, от того, реализуются ли основные функции и удовлетворяются ли основные потребности детей. Кроме традиционных семей, в которых присутствует положительный тип взаимодействия, в каждом обществе появляются семьи, называемые деструктивными или неблагополучными.

Неблагополучные семьи — это семьи с низким социальным статусом, в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющиеся с возложенными на них функциями, их адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большим трудностями, медленно, малорезультативно [6].

А. Г. Грицай определяет неблагополучную семью как семью, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, затруднено удовлетворение ведущих потребностей членов семьи. Кроме того, автор выделяет два типа неблагополучных семей: семьи с явной (открытой) формой неблагополучия, где прямо культивируются антиобщественные ориентации и демонстрируются образцы асоциального поведения и семьи внутренне неблагополучные (со скрытой формой неблагополучия), в которых ценностные установки и поведение родителей в резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей [2].

У детей, растущих и воспитывающихся в неблагополучных семьях, есть одна общая черта — нарушение социализации или десоциализация. Десоциализацию детей определяют как обратный процесс социализации. В этом процессе человек отказывается от социально принятых норм и правил. И отказ этот может происходить как добровольно, так и вынужденно. Если взрослый человек сам вправе отвечать за свои решения, то для детей это, скорее, вынужденный отказ. Они просто попали в ту среду, которая не способствовала, а, возможно, и препятствовала их нормальному воспитанию и развитию.

Десоциализация у ребенка может проявляться в таких формах как, например, отсутствии интереса к обучению, конфликтности, агрессивности, лживости, воровстве, нарушении школьных норм и правил, пристрастии к наркотическим веществам, ранних половых связях.

Если воспитание ребенка происходит в нечеловеческих условиях внутри семьи, тогда у него наблюдаются различные виды отклонений как на физическом, так и на психологическом уровнях. Для него сложно или даже невозможно в дальнейшем адекватно приспособиться к общественной жизни, поскольку ребенок не видит того образца для подражания, который бы подсказал и показал, как действовать в различных ситуациях и передал все необходимые для жизненного пути навыки.

На сегодняшний день существует много неблагополучных семей, которые не могут дать полноценного и адекватного воспитания своему ребенку. Это приводит к различным общественным последствиям, таким как: наркомания, воровство, ранняя половая активность и раннее материнство, алкоголизм, проявления агрессии, потеря ценностей, морали и нравственности, утрата интереса к обучению и труду, преступность, насилие в семье и т. д.

Подводя итог, можно сказать, что семья — это основа общества и от ее благополучия зависит благополучие общества в целом. Семейное воспитание — это управляемая система взаимоотношений родителей с детьми, и ведущая роль в ней принадлежит родителям. Именно им необходимо знать, какие формы взаимоотношений с собственными детьми способствуют гармоничному развитию детской психики и личностных качеств, а какие, наоборот, препятствуют формированию у них нормального поведения и в большинстве своем ведут к трудновоспитуемости и деформации личности.

Литература:

  1. Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка: учебное пособие / Н. Ф. Голованова — Москва; Вологда: Инфра-Инженерия, 2021.
  2. Грицай А. Г. Семьи группы риска в структуре типологии неблагополучных семей // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2009. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/semi-gruppy-riska-v-strukture-tipologii-neblagopoluchnyh-semey (дата обращения: 28.04.2023).
  3. Кукулите, Т. Г. Психология семьи: Электронное учебное пособие: учебное пособие / Т. Г. Кукулите, Г. Б. Монина. — Санкт-Петербург: ИЭО СПбУТУиЭ, 2008.— Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/63788 (дата обращения: 28.04.2023).
  4. Петрова Л. И. Ребенок группы риска: откуда берутся трудные дети. — Ростов н/Д: Феникс, 2013.
  5. Фолиева Т. А. К вопросу об уточнении содержания некоторых категорий теории социализации // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. 2014. № 2 (30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-utochnenii-soderzhaniya-nekotoryh-kategoriy-teorii-sotsializatsii (дата обращения: 29.04.2023).
  6. Юстицкий В. В. Неблагополучная семья. — М.: Наука, 2009
Основные термины (генерируются автоматически): семья, ребенок, институт социализации, семейное воспитание, удовлетворение членами, функция, член семьи, неблагополучная семья, социальный статус, сфера жизнедеятельности.


Похожие статьи

Влияние семьи на социализацию ребенка

Положительное влияние на формирование личности оказывает общая атмосфера семьи, доброжелательность отношений между членами семьи.Cамые счастливые дети бывают у счастливых родителей. Причём счастье семьи состоит не в материальном достатке, а в атмосфе...

Семья как важнейший институт социализации

Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в ж...

Особенности работы с семьей, воспитывающей «особого» ребенка

В связи с увеличением в последние десятилетия количества «особых детей», большую значимость приобретает проблема воспитания и адаптации не только самого ребенка с ТМНР, но и работы с семьей, где он воспитывается. Помощь семье в воспитании «особого ре...

Роль киноискусства в социально-нравственном и духовном воспитании детей на примере фильма «мальчик в полосатой пижаме

В статье рассматривается роль кино как основа социально-нравственного воспитания детей и молодежи. Воспитание понимается как целенаправленный процесс воздействия на человека, способствующий его формированию как личности. Рассматривается роль кино в п...

Формирование и развитие личности в контексте социализации

статья посвящена основным аспектам развития личности, а именно социализации и воспитанию. Так как человек существо социальное, то с первых дней своего существования он окружен себе подобными и включен в разного рода социальные взаимодействия

Влияние детско-родительских отношений на тревожность детей старшего дошкольного возраста

На сегодняшний день тревожность детей в дошкольном возрасте стала довольно распространённой проблемой. В этом возрасте эмоционально-личностное развитие тесно связано с семьей. Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его р...

Роль семейного воспитания в развитии креативности ребенка-дошкольника

Статья посвящена актуальному вопросу современного образования — роли семьи в воспитании и развитии детей дошкольного возраста. В ситуации значительных перемен в мире и обществе меняются и дети, которые должны быть креативными, уверенными в себе. Раск...

Нравственное развитие младших школьников посредством разрешения конфликтных ситуаций

Тема обусловлена необходимостью изучения влияния конфликтных ситуаций на нравственное развитие личности ребенка в младшем школьном возрасте, так как именно в этот период происходит активное усвоение моральных норм, образцов взаимодействия, поведения ...

Взаимосвязь стилей семейного воспитания и личностных особенностей первоклассников

В статье рассматривается связь стилей семейного воспитания с личностными особенностями первоклассников. Исследование обусловлено возникающими проблемами в воспитании ребенка у родителей и педагогов в связи с первым годом обучения, так как «в каждой с...

Социальная адаптация младших школьников с задержкой психического развития

Статья представляет собой анализ научной литературы по проблеме социальной адаптации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Социальная адаптация играет важную роль в жизни младшего школьника, так как от её протекания и р...

Похожие статьи

Влияние семьи на социализацию ребенка

Положительное влияние на формирование личности оказывает общая атмосфера семьи, доброжелательность отношений между членами семьи.Cамые счастливые дети бывают у счастливых родителей. Причём счастье семьи состоит не в материальном достатке, а в атмосфе...

Семья как важнейший институт социализации

Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в ж...

Особенности работы с семьей, воспитывающей «особого» ребенка

В связи с увеличением в последние десятилетия количества «особых детей», большую значимость приобретает проблема воспитания и адаптации не только самого ребенка с ТМНР, но и работы с семьей, где он воспитывается. Помощь семье в воспитании «особого ре...

Роль киноискусства в социально-нравственном и духовном воспитании детей на примере фильма «мальчик в полосатой пижаме

В статье рассматривается роль кино как основа социально-нравственного воспитания детей и молодежи. Воспитание понимается как целенаправленный процесс воздействия на человека, способствующий его формированию как личности. Рассматривается роль кино в п...

Формирование и развитие личности в контексте социализации

статья посвящена основным аспектам развития личности, а именно социализации и воспитанию. Так как человек существо социальное, то с первых дней своего существования он окружен себе подобными и включен в разного рода социальные взаимодействия

Влияние детско-родительских отношений на тревожность детей старшего дошкольного возраста

На сегодняшний день тревожность детей в дошкольном возрасте стала довольно распространённой проблемой. В этом возрасте эмоционально-личностное развитие тесно связано с семьей. Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится к тому, чтобы его р...

Роль семейного воспитания в развитии креативности ребенка-дошкольника

Статья посвящена актуальному вопросу современного образования — роли семьи в воспитании и развитии детей дошкольного возраста. В ситуации значительных перемен в мире и обществе меняются и дети, которые должны быть креативными, уверенными в себе. Раск...

Нравственное развитие младших школьников посредством разрешения конфликтных ситуаций

Тема обусловлена необходимостью изучения влияния конфликтных ситуаций на нравственное развитие личности ребенка в младшем школьном возрасте, так как именно в этот период происходит активное усвоение моральных норм, образцов взаимодействия, поведения ...

Взаимосвязь стилей семейного воспитания и личностных особенностей первоклассников

В статье рассматривается связь стилей семейного воспитания с личностными особенностями первоклассников. Исследование обусловлено возникающими проблемами в воспитании ребенка у родителей и педагогов в связи с первым годом обучения, так как «в каждой с...

Социальная адаптация младших школьников с задержкой психического развития

Статья представляет собой анализ научной литературы по проблеме социальной адаптации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. Социальная адаптация играет важную роль в жизни младшего школьника, так как от её протекания и р...

Задать вопрос