В статье авторы делятся своим опытом работы по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность. Рассказываем, как строится наша работа, какую ставим цель, какие решаются задачи.
Ключевые слова: проектная деятельность в условиях ДОУ, дети, родители.
В настоящее время эта тема весьма актуальна, она развивает детскую любознательность, логическое мышление, умственную работоспособность, формирует на их основе устойчивые познавательные интересы.
Одним из главных направлений ФГОС ДО является качественное дошкольное образования, использование эффективного деятельного подхода в работе с детьми, использование метода проектной работы, направленного на развитие познавательных и творческих способностей ребят в различных видах деятельности.
Перед собой и детьми поставили цель в развитии познавательно-исследовательской работы, интеллектуально-творческого развития через проектную деятельность. Это даст возможность развитию наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики и познания, пытливости ума.
Такие задачи использовали:
— интерес к исследовательскому поиску;
— создать проблемную ситуацию, которая вызовет детскую любознательность;
— работы с родителями;
— создание предметно-развивающей среды;
В рамках проектной работы мы использовали разнообразные формы, методы и средства познавательно-исследовательской деятельности дошкольников:
— ознакомление с художественной литературой;
— экскурсии. целевые наблюдения, прогулки;
— игры-путешествия;
— настольные игры и дидактические;
— квесты;
— подвижные игры;
— сюжетно-ролевые игры;
— экспериментирования деятельность, опыты;
— совместно-родительские и творческие детские работы.
В работе необходимы практические исследования в сочетании с наглядными приемами. Заинтересовавшись проблемой организации проектно-исследовательской деятельности дошкольников, нами были созданы планы работы поисково-исследовательской деятельности в ДОУ и семье, направленные на способности дошкольников самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности. Наша работа нацелена на то, чтобы ребенок из пассивного наблюдателя превратился в активного участника воспитательно-образовательного процесса. Этому способствовали и методы и приемы, которые варьировались в зависимости от целей и задач проекта.
В старшем дошкольном возрасте активно формируются все стороны личности ребенка: нравственная, эмоционально –волевая, интеллектуальная. Роль взрослого на этом этапе — развитие и поддержка познавательной активности детей, создание условий, позволяющих им самостоятельно определить цели и содержание предстоящей деятельности, выбрать способы работы над проектом и организовать её.
Все проекты, НОД, опыты и т. д. проводились в совместной и самостоятельной деятельности детей. Организовывалась работа в детском саду подгруппами.
Совместно с детьми и родителями были разработаны проекты «Я и моя семья», «Прекрасное время года — осень», «Долгожданный новый год», «9 мая — День Победы».
Проект: «Я и моя семья». Мы поставили цель: формировать у детей понятие «крепкая, дружная семья». Вместе с детьми и родителями была изготовлена книга «Наши праздники в кругу семьи», стенгазета «Самый лучший день». При реализации проекта «Моя родная семья» дети узнали о своей семье, о праздниках и традициях своей семьи.
Проект: «Прекрасное время года — осень». Была поставлена цель: расширять и обогащать словарный запас об осени, закрепить признаки осени, называть самостоятельно признаки.
Проектом «Долгожданный новый год». Цель — дать ребятам представление о празднике. В ходе исследования ребята получили представление о новогоднем празднике, был проведен новогодний утренник «На пороге новый год», изготовили книжку «Зимние игры».
С детьми старшей группы были реализованы экологические проекты:
Творческо-исследовательский проект «Сбережем нашу планету».
Цель: привлечь внимание детей и их родителей к необходимости защитить планету от мусора.
Познавательно-творческий проект: «Берегите от пожара лес».
Цель: Познакомить детей с правилами поведения при пожаре.
Познавательно-творческий проект: «Наши лесные друзья». Расширить представление о птицах.
В работе по проектной деятельности расширились знания детей об окружающем мире.
В ходе нашей работы по проектной деятельности расширились знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением творческо-исследовательского проекта во всех мероприятиях.
Экспериментальное исследование показало, что проектная деятельность повышает уровень познавательной активности у детей дошкольного возраста. В работе также использовали информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) для повышения эффективности образовательной деятельности с детьми, педагогического просвещения родителей и повышения собственной квалификации, помогли нам в работе привлечь детей к активной деятельности; сделать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной. При этом мы добились положительных результатов в реализации проекта.
Кроме того, произошло развитие общих способностей детей — познавательных, коммуникативных и регуляторных. Выполняя проект, дети приобрели навык публичного изложения своих мыслей, необходимые социальные навыки — они стали внимательнее друг к другу, стали руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.
При реализации проектов произошло влияние и на содержание игровой деятельности — игры стали более разнообразными, сложно структурированными, а сами дети стали интересны друг другу. Организуем для родителей мини-вставки, мастер-классы, дни доверенности, открытые занятия. С огромным интересом и любознательностью родители участвуют во всех мероприятиях.
Мы считаем, что должно существовать сотрудничество с родителями, взаимодействие, взаимопонимание.
Пришли к выводу, что этот метод представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей; способствует развитию познавательной активности. Педагогу дошкольного образовательного учреждения нужно помнить, что в ходе проектной деятельности развивается личность дошкольника. И мы считаем, что каждый педагог должен внедрять в свою работу проектную деятельность. Таким образом, проектная деятельность способствует развитию у детей навыков синтезировать, мыслить, сравнивать, проект важен и актуален в саду.
Мы считаем, что достигли цели, так как развитие свободной творческой, познавательно-активной, креативной, позитивно-социализированной личности ребенка является актуальной темой в системе дошкольного образования и неразрывно связана со всеми видами деятельности.
Считаем, что проекты в работе с дошкольниками сегодня — это инновационный и перспективный метод.
Литература:
- Бехтенова Е. Ф. Педагогические условия формирования проектной деятельности. Новосибирск, 2006.
- Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика-Синтез, 2014.
- Дыбина О. В. Неизвестное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников, М. 2002.
- Давыдова О. И. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2012.
- Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. — М. Центр педагогического образования, 2012.
- Никишина И. В. «Инновационная деятельность современного педагога» Волгоград: Учитель, 2007.2.Ступницкая М. А. «Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами» Ярославль: академия развития, 2008.