Приведены результаты разработки организационно-методологических основ улучшения состояния здоровья и формирования здорового образа жизни у государственных служащих.
Ключевые слова: государственные служащие, состояние здоровья, методологические основы улучшения, формирование здорового образа жизни.
Общеизвестно, что современный человек постоянно испытывает множество отрицательно воздействующих на организм факторов [1]. Множество факторов, начиная от факторов питания, быта, образа жизни, кончая профессиональными условиями трудовой деятельности, может быть нивелировано при правильном и адекватном подходе его организации и реализации [2]. Между тем, условия как социально-бытового, так и профессионального характера у государственных служащих могут играть роль в формировании здорового образа жизни и быть факторами, в некоторой степени определяющими уровень их заболеваемости [3,4].
В связи с изложенным важным является системный подход к улучшению состояния здоровья и формированию здорового образа жизни данной социально-профессиональной группы населения.При этом отправной точкой явились социальные и профессиональные социально — гигиенические факторы, формирующие состояние их здоровья.
Цель исследования — разработка организационно-методологических основ улучшения состояния здоровья и формирования здорового образа жизни у государственных служащих.
Методы исследования . Для разработки организационно-методологических основ улучшения состояния здоровья и формирования здорового образа жизни у государственных служащих выполнение работ проводилось с использованием материалов ранее проведенного социологического исследования в Больнице Медцентра УДП РК среди данного контингента и анализа социально-гигиенических факторов, формирующих состояние их здоровья.
Результаты и их обсуждение. Современный образ жизни, характеризующийся наличием множества стрессовых факторов как в социальной среде, так и на производстве, а также другие условия жизни и трудовой деятельности побуждают необходимость системного подхода к улучшению состояния здоровья и ведения здорового образа жизни населения.
Государственные служащие имеют значительную специфику условий жизни и трудовой деятельности, которая неизбежно формирует своеобразие состояния их здоровья. В этой связи нами предпринято социально-гигиеническое исследование, призванное охарактеризовать изучаемый контингент с точки зрения некоторых основных параметров, отражающих эту специфику. Отметим, что эти данные могут иметь важное значение для исследования факторов, формирующих здоровье, и с их учетом составить основу системного подхода к его улучшению.
Лица, заполнившие анкету, составляют достаточно представительную группу от общего числа исследуемого нами контингента. Значительная степень статистической представительности позволяет на основании этих результатов сделать выводы об основных социальных и социально-гигиенических факторах, характерных для данного контингента населения.
Важным показателем для контингента сотрудников аппарата государственного управления является степень превышения длительности рабочего времени. Установлено, что средняя длительность рабочего дня государственных служащих составляет 9,3 часа (вместо 8 часов), а рабочей недели — 50,6 часа (вместо 40). На основе этих данных можно отметить, что превышение длительности рабочего времени над нормой специфично именно для абсолютного большинства государственных служащих.
Выявлено, что большая часть рабочего времени исследованного контингента проходит в занятиях за столом (74,9 % опрошенных), 22,7 % служащим приходится постоянно двигаться, работа 2,3 % связана с постоянными физическими нагрузками.
Большинство государственных служащих удовлетворено условиями рабочего места: освещенностью — 90,9 %, чистотой воздуха — 81,0 %, температурой летом — 75,8 %, температурой зимой — 88,8 %, возможностями приема пищи в течение рабочего дня — 85,7 %. При этом наиболее негативными факторами, которые были отмечены, являются летний температурный режим (им не удовлетворены до 35,2 %) и качество воздуха (до 30,2 %). Отметим, что государственные служащие работают в помещениях, где вместе с ними находится в среднем 4,2 человек.
Одной из основных специфических психоэмоциональных черт государственной службы является деятельность в условиях периодического стресса. Так, 53,0 % государственных служащих испытывают экстраординарные стрессовые нагрузки иногда, 18,1 % — часто.
На основании проведенного исследования и с учетом его результатов нами разработан ряд многофакторных методологических основ, выражающих зависимость вероятности возникновения заболеваний у государственных служащих от ряда важных параметров.
В рамках исследования предложена методологическая основа расчета двух комплексных показателей, характеризующих состояние здоровья государственных служащих и специфику социально-гигиенических факторов, его формирующих.
Для расчета комплексного показателя здоровья использованы пять параметров — показатели впервые выявленной (первичной) заболеваемости, диспансерной заболеваемости, госпитализированной заболеваемости, общего уровня совстречаемости патологий и самооценки здоровья государственных служащих.
Для расчета другого параметра — комплексного показателя формирующих здоровье социально-гигиенических факторов — использовано также пять параметров — удельный вес лиц, употребляющих алкоголь, процент курящих лиц, уровень стрессовых нагрузок, доля лиц, удовлетворенных чистотой воздуха в помещении, средняя продолжительность рабочего времени в неделю.
Каждый из использованных показателей приведен к относительным единицам путем отнесения к минимальному значению (для показателей, для которых меньшее значение является лучшим), либо делением на максимальное значение (для показателей, для которых большее значение является лучшим).
Подобное приведение обеспечивает единообразие оценки показателей -ситуация, отражаемая каждым из них, тем лучше, чем ближе приведенный показатель к единице.
Далее для получения каждого из комплексных показателей соответствующие исходные приведенные параметры суммируются и делятся на число параметров.
В рамках системной оценки здоровья государственных служащих и факторов, его формирующих, был предпринят поиск взаимосвязей между рядом ключевых компонент двух рассчитанных комплексных показателей.
Удалось, в частности, показать, что на уровень ряда показателей здоровья государственных служащих влияет интенсивность возникновения стрессовых нагрузок. Так, показана зависимость числа парных патологий (совстречаемости) на 100 первичных заболеваний от доли лиц, не испытывающих экстраординарных стрессовых нагрузок в ходе профессиональной деятельности.
Выявлено, что увеличение доли государственных служащих, не испытывающих стрессов в процессе работы, на 10 % в-среднем может привести к уменьшению доли совстречаемости патологий в среднем на 11,3 случая на 100 первичных заболеваний. Это позволило бы также уменьшить и саму впервые выявленную заболеваемость государственных служащих в среднем на 8,5 на 100 человек.
При обобщении этих материалов мы приходим к некоторым основным заключениям о специфике социально-гигиенических условий формирования здоровья государственных служащих.
В процессе работы найдена совокупность фактов, свидетельствующих об определенном своеобразии состояния здоровья государственных служащих. Это своеобразие имеет два типа — внешний и внутренний.
Первый — это свидетельства об отличиях в состоянии здоровья государственных служащих от других популяций населения. К примеру, показано, что по целому ряду классов заболеваний имеют место значимые различия в стандартизованных показателях первичной заболеваемости между изучаемым контингентом служащих государственного аппарата управления и взрослым населением Республики Казахстан.
Второй тип — факты о влиянии на состояние здоровья государственных служащих некоторых качественных свойств самой этой группы, не характерных для иных групп населения. Доказано, что состояние здоровья государственных служащих часто зависит от службы в государственных аппаратах управления.
Поскольку на состояние здоровья государственных служащих влияют некоторые специфические качества их внутреннего состава, не характерные ни для одной из иных популяций населения, то этим доказывается, что здоровье исследуемой группы имеет значимые отличия от других социально — профессиональных групп, и следует искать причины подобного отличия и механизмы их регулирования.
На основе этих данных установлены основное социально-гигиенические факторы, отражающиеся на формировании состояния здоровья государственных служащих. Так, в порядке ранжирования значимости эти факторы следующие. Знаком (+) в скобках мы обозначаем положительную, знаком (-) отрицательную реакцию здоровья:
- стресс как одна из наиболее свойственных для данной группы психоэмоциональных реакций в процессе профессиональной деятельности (-)
- высокий уровень социальных стандартов и интеллектуальной подготовки (+)
- высокий уровень стандартов оказания медицинской помощи (+)
- постоянное превышение норм рабочего времени (-)
- проблемы чистоты воздуха и температурного режима в служебных помещениях (-)
- формирование установки на активный образ жизни (-)
- гиподинамия в течение рабочего времени (-)
- несколько завышенная самооценка здоровья (-).
Можно отметить, что имеется существенный резерв улучшения состояния здоровья государственных служащих. Главными механизмами реализации этого резерва являются технология формирования здорового образа жизни, создание благоприятного психоэмоционального климата в условиях трудовой деятельности, стандартизация длительности рабочего времени.
Проведенный анализ показывает, что улучшение уровня здоровья государственных служащих может быть достигнуто за счет деятельности по двум основным направлениям:
1. повышение качества медицинского обслуживания контингента,
2. использование системного подхода к улучшению состояния здоровья и формирования здорового образа жизни.
При этом следует видеть глубокую взаимосвязь этих двух направлений. Как мы полагаем, система медицинского обслуживания способна внести значимый вклад в достижение позитивного стандарта образа жизни государственных служащих и улучшению состояния их здоровья.
При этом на уровне медицинского работника, в особенности, участкового терапевта, возможно комплексное рассмотрение индивидуальных факторов риска. Именно на уровне системы оказания медицинской помощи может быть разработана эффективная реализация системного подхода во внедрении стандартов образа жизни, направленных на улучшение состояния здоровья государственных служащих.
Заключение. На основе приведенных данных можно отметить, что практическое использование организационно-методологических основ, направленных на улучшения состояния здоровья государственных служащих, позволит снизить показатели заболеваемости; увеличить продолжительность предстоящей трудоспособной жизни; повысить личную заинтересованность в сохранении и поддержании состояния здоровья.
Литература:
- Дудник В. Ю., Сарсебеков Е. К., Кисикова С. Д. О современном состоянии общественного здоровья и формирующих его факторах//Материалы научно-практической конференции «Метаболический синдром: состояние, проблемы, пути решения». –Алматы. -2010. –С.38–41.
- Аканов А. А., Сейдуманов С. Т. Некоторые показатели образа жизни населения Республики Казахстан (результаты социологического исследования)//Медицинские кадры XXI века. -Бишкек, 2010. -№ 3. -С. 34–35.
- Сарсебеков Е. К., Токпанов С. И., Абдрахманова А. О. Профессиональные стрессовые факторы и состояние здоровья государственных служащих//Вестник Медицинского центра УДП РК. — 2008. -№ 3 — С.113–115.
- Дудник В. Ю., Сарсебеков Е. К. Система охраны здоровья государственных служащих//Вестник Медицинского центра УДП РК. -2008. -№ 4. –С.11–13.