Условия и критерии ограничения права на образование в контексте баланса ценностей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №18 (465) май 2023 г.

Дата публикации: 01.05.2023

Статья просмотрена: 67 раз

Библиографическое описание:

Фецик, Я. В. Условия и критерии ограничения права на образование в контексте баланса ценностей / Я. В. Фецик. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 18 (465). — С. 379-381. — URL: https://moluch.ru/archive/465/102173/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье рассматривается вопрос соотношения ограничения права на образования при несении военной службы.

Ключевые слова: обязанность по защите Отечества, несение военной службы, принцип равенства, право на образование, ограничение права.

В настоящее время проблема соотношения обязанности нести военную службу и права на получение высшего образования как никогда актуальна.

Если обратиться к тексту Конституции РФ [1], то можно выделить определенные условия, при соблюдении которых ограничение права будет соответствовать Конституции РФ:

— ограничение прав устанавливаются только федеральными законами. При рассмотрении данного условия стоит обратить внимание, что ограничения могут быть заданы самой Конституцией РФ, это предусмотрено в тех случаях, когда отраслевому законодательству отводится лишь роль конкретизации конституционных положений. Подобные ограничения должны носить соразмерный характер, устанавливаться в строго ограниченных целях.

— цели ограничений определены в Конституции РФ: защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства;

— ограничение возможно только в той мере, в какой это необходимо в указанных целях;

— ограничения не должны быть скрытой формой отмены или умаления прав и свобод человека и гражданина.

Обратимся к Постановлению Конституционного Суда РФ от 30 октября 2003 г. № 15-П в котором акцентируется внимание на то, что необходима соразмерность ограничений прав конституционно признаваемым целям и сохранение существа и реального содержания права. «Ограничения конституционных прав должны быть необходимыми и соразмерными конституционно признаваемым целям таких ограничений; в тех случаях, когда конституционные нормы позволяют законодателю установить ограничения закрепляемых ими прав, он не может осуществлять такое регулирование, которое посягало бы на само существо того или иного права и приводило бы к утрате его реального содержания; при допустимости ограничения того или иного права в соответствии с конституционно одобряемыми целями государство, обеспечивая баланс конституционно защищаемых ценностей и интересов, должно использовать не чрезмерные, а только необходимые и строго обусловленные этими целями меры; публичные интересы, перечисленные в ч. 3 ст. 55 Конституции, могут оправдать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения отвечают требованиям справедливости, являются адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, носят общий и абстрактный характер, не имеют обратной силы и не затрагивают само существо конституционного права, т. е. не ограничивают пределы и применение основного содержания соответствующих конституционных норм; с тем чтобы исключить возможность несоразмерного ограничения прав и свобод человека и гражданина в конкретной правоприменительной ситуации, норма должна быть формально определенной, точной, четкой и ясной, не допускающей расширительного толкования установленных ограничений и, следовательно, произвольного их применения » [4] .

Рассуждая о соотношении необходимости защиты конституционных ценностей и возможно следующими за этим ограничениями прав человека в первую очередь необходимо акцентировать внимание на соразмерности такого ограничения.

Говоря о проблеме критерия ограничений прав человека, нужно заметить, что речь идет не об ограничении свободы как содержания права, а об ограничении условий и пределов реализации этой свободы в жизни. Следовательно, ограничивается не сама свобода как благо, представляемое тем или иным правом определенному лицу, а продолжительность, полнота и качество пользования ею [5].

При исполнении воинской обязанности неизбежно ограничиваются конституционные права и свободы личности, что обусловлено особым характером военной службы.

Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, обучение в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования не разрешается. Данное ограничение права на образование на указанный период связано со спецификой и особенностями прохождения ими военной службы.

Про ограничение права на образование стоит говорить исходя из мотивов несения военной службы. Так, можно выделить два вида, это служба по призыву и служба по контракту.

Говоря о службе по контракту, можно указать на отсутствие ограничения права на получения высшего образования. Возможно лицо его уже получило, то поступления на службу, в случае же если не получило — это является добровольным отказом, или добровольным отложением его получения, так как поступление на службу по контракту возможно только по прямому волеизъявлению лица, это личный выбор. Помимо прочего военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на обучение в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) указанных образовательных учреждений с освоением образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения.

Ряд отсрочек от призыва установлен в целях обеспечения непрерывности получения образования в рамках осуществления гражданами конституционного права на образование (ст. 43 Конституции Российской Федерации).

Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, обучение в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования не разрешается. Данное ограничение права на образование на указанный период связано со спецификой и особенностями прохождения ими военной службы.

Право на отсрочку закреплено в п. 8 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании) как академическое право обучающегося. Согласно этой норме отсрочка от призыва на военную службу предоставляется «в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее Закон о воинской обязанности и военной службе) [2].

Общее правило состоит в том, что отсрочка от призыва на военную службу предоставляется в период освоения образовательных программ. Фраза «но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования» в абз. 7–9 подп. «а» п. 2 ст. 24 Закона о воинской обязанности и военной службе означает, что, если период освоения образовательной программы затянется более, чем на срок получения высшего образования, предусмотренный стандартами, на период обучения студента за пределами такого срока отсрочка предоставляться не должна.

Однако данный вывод не является однозначным и требует дополнительного исследования на его соответствие нормам статьи 43 Конституции РФ.

Согласно ч. 1 ст. 59 Закона об образовании «итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы».

Как следует из п. 15 ст. 2 Закона об образовании, понятие обучающегося характеризуется единственным признаком — освоением образовательной программы. Оно заключает в себе презумпцию, т. к. далеко не на всех этапах образовательных отношений обучающийся фактически осваивает образовательную программу.

Между тем, толкование ч. 4 ст. 59 в рассматриваемом смысле предполагает, что обучающийся после государственной итоговой аттестации уже не осваивает образовательную программу.

Таким образом, когда толкование Закона о воинской обязанности во взаимосвязи с одними нормами Закона об образовании (ч. 4 ст. 59) способно воспрепятствовать возможности обучающегося продолжить получение профессионального образования более высокого уровня в год завершения освоения основной профессиональной образовательной программы предыдущего уровня. Что является нарушением права на получение образования.

Таким образом, если обучающемуся предоставлены последипломные каникулы, в качестве события, влекущего за собой завершение освоения имеющей государственную аккредитацию основной профессиональной образовательной программы, следует рассматривать отчисление обучающегося по их окончании, что позволит гарантировать возможность реализации права на образования, через получение степени магистра.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // ϹЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
  2. Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»// СЗ РФ. 1998. N 13. ст. 1475
  3. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» //Российская газета. 2012. N 303.
  4. Постановление Конституционного Суда РФ от 30 октября 2003 г. № 15-П2// СПС КонсультантПлюс.
  5. Федоренко Т. А. Критерии ограничения прав человека и гражданина//Юристъ-правоведъ. 2008.№ 1. с 39.
Основные термины (генерируются автоматически): военная служба, ограничение, воинская обязанность, образовательная программа, высшее образование, образование, профессиональное образование, Конституция РФ, основная профессиональная образовательная программа, Российская Федерация.


Похожие статьи

Запрещение принудительного труда как принцип трудового права

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования запрещения принудительного труда, который рассматривается как принцип трудового права. Автор предлагает ввести в действующее трудовое законодательство изменений, которые позволят сохранить мест...

Теоретические проблемы реализации процедуры эмансипации

В статье рассматриваются основные проблемы реализации на практике процедуры эмансипации и гражданско-правового статуса несовершеннолетнего, получившего в результате данной процедуры полную дееспособность.

Право на занятие педагогической деятельностью

В статье автор исследует недопущение гражданина к педагогической деятельности, прописанные в нормативно-правовых актах Российской Федерации.

К некоторым вопросам о правовом регулировании признания гражданина недееспособным и ограниченно дееспособным

В статье анализируются проблемы правового регулирования по делам, связанным с ограничением дееспособности гражданина и признанием гражданина недееспособным.

К вопросу о правовом содержании некоторых запретов в сфере государственной гражданской службы

В статье автор анализирует правовое содержание некоторых основных запретов для лиц, находящихся на государственной гражданской службе. В качестве вывода выступает положение о том, что существующая система запретов лишена гибкости, носит абсолютный ха...

Факторы административно-правового ограничения конституционного статуса гражданина РФ

Право педагогического работника на неприкосновенность частной жизни

В статье автор рассматривает определения понятия «частная жизнь», анализирует особенности реализации права на неприкосновенность частной жизни педагогическими работниками.

Проблема неопределенности источника регулирования института гражданского задержания

В статье автор, затрагивая правовую природу права на неприкосновенность личности, обращается к проблеме гражданского задержания в части исчисления срока такого задержания, а равно включения в период уголовно-процессуального задержания периода захвата...

Правовое регулирование участия общественных советов в защите прав предпринимателей

В статье рассмотрено правовое регулирование участия общественных советов в защите прав предпринимателей, правовой статус общественных советов.

Прохождение государственной гражданской службы

В статье представлены различные подходы, связанные с определением правовой природы государственной службы. К ним относятся признание государственной службы в качестве особой государственной деятельности, указание на ее административный характер и при...

Похожие статьи

Запрещение принудительного труда как принцип трудового права

В статье рассматриваются вопросы правового регулирования запрещения принудительного труда, который рассматривается как принцип трудового права. Автор предлагает ввести в действующее трудовое законодательство изменений, которые позволят сохранить мест...

Теоретические проблемы реализации процедуры эмансипации

В статье рассматриваются основные проблемы реализации на практике процедуры эмансипации и гражданско-правового статуса несовершеннолетнего, получившего в результате данной процедуры полную дееспособность.

Право на занятие педагогической деятельностью

В статье автор исследует недопущение гражданина к педагогической деятельности, прописанные в нормативно-правовых актах Российской Федерации.

К некоторым вопросам о правовом регулировании признания гражданина недееспособным и ограниченно дееспособным

В статье анализируются проблемы правового регулирования по делам, связанным с ограничением дееспособности гражданина и признанием гражданина недееспособным.

К вопросу о правовом содержании некоторых запретов в сфере государственной гражданской службы

В статье автор анализирует правовое содержание некоторых основных запретов для лиц, находящихся на государственной гражданской службе. В качестве вывода выступает положение о том, что существующая система запретов лишена гибкости, носит абсолютный ха...

Факторы административно-правового ограничения конституционного статуса гражданина РФ

Право педагогического работника на неприкосновенность частной жизни

В статье автор рассматривает определения понятия «частная жизнь», анализирует особенности реализации права на неприкосновенность частной жизни педагогическими работниками.

Проблема неопределенности источника регулирования института гражданского задержания

В статье автор, затрагивая правовую природу права на неприкосновенность личности, обращается к проблеме гражданского задержания в части исчисления срока такого задержания, а равно включения в период уголовно-процессуального задержания периода захвата...

Правовое регулирование участия общественных советов в защите прав предпринимателей

В статье рассмотрено правовое регулирование участия общественных советов в защите прав предпринимателей, правовой статус общественных советов.

Прохождение государственной гражданской службы

В статье представлены различные подходы, связанные с определением правовой природы государственной службы. К ним относятся признание государственной службы в качестве особой государственной деятельности, указание на ее административный характер и при...

Задать вопрос