Целью является анализ проблем правовых норм. В качестве предмета настоящего исследования выступают правовые нормы современного российского законодательства, регулирующие реализацию принципа разделения властей в РФ как на федеральном, так и на региональном уровнях, и процессы их реализации.
Ключевые слова: правовое государство, разделение властей, свобода человека, государственная власть, ветви власти.
Правовое государство — это государство, в котором создаются условия для полной реализации прав и свобод человека; государство, деятельность которого подчинена нормам прав и правовым принципам, которые направлены на защиту прав и свобод человека.
Правовое государство должно отвечать следующим принципам:
- Во всех сферах жизнедеятельности общества должно быть обеспеченно верховенство закона.
- Органы государственной власти должны быть построены на принципе разделения властей.
- Государство должно обеспечивать гарантия прав и свобод человека.
- Взаимная ответственность граждан и государства.
Правовое государство обеспечивает:
- Равноправие граждан;
- Защиту прав и свобод человека;
- Справедливое действие государственной власти;
Правовое государство означает постепенное воплощение в жизнь взаимной ответственностью между государством и гражданами. Это предполагает, что не только граждане должны соблюдать нормы права, но и государство обязано выполнять все свои действия в соответствии с правом, для обеспечения в законах меры свободы человека.
Разделение властей — принцип правового государства, после реализации этого принципа можно будет отличать обычное государство от правового.
В Конституции Российской Федерации принцип разделения властей сформулирован так: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». [1, ст. 10].
Предпосылки возникновения идеи о разделении властей были связаны с представлениями об ограниченности власти монарха или отдельной небольшой группы лиц, которые совмещали законодательную и исполнительные ветви. Важным источником идейного обоснования разделения властей стали политические взгляды философов Древней Греции, Древнего Рима, античных авторов.
Начало процесса формирования теории разделения властей в наши дни связано с именем английского философа-материалиста Дж. Локка (1632–1704). Нет сомнения, что Дж. Локк основоположник современного понимания разделения властей. Но Дж. Локк выделял только законодательную и исполнительную власти, в которую включалась судебная, а в роли третьей ветви он выделил федеративную. Э. П. Григонис и К. Д. Кирия отмечают, что «смысл этой власти современному исследователю вряд ли понятен, а эквивалент такой власти в современных условиях найти трудно» [2]. Подчеркивая федеральную власть, Дж. Локк тоже включил его в состав исполнительной власти.
Французский философ Ш. Монтескье (1689–1755) развивал идею ограничения абсолютизма через разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, таким образом он заложил основу разделения властей. Дальнейшее развитие его исследований в будущем отразиться в конституциях многих стран мира.
В развитие теории разделения властей внесли американские мыслители — федералисты А. Гамильтон, Д. Мэдисон и Д. Джей (США), которые были склонны считать невозможным простое обособление отдельных ветвей власти на практике. По их мнению, ни одна из ветвей власти не в состоянии сохранить необходимую степень раздельности. Они допускали некоторое смешение властей при решении смежных вопросов для установления определенных конкурентных отношений между различными ветвями государственной системы. В то же время ни одна из ветвей власти не может отменять свои решения прямым или косвенным путем.
В XVIII веке в России получила распространение теория разделения властей, которая характеризуется проникновением во всеобщую идеологию принципов сословного характера власти и монарх рассматривается не просто как «отец нации», а именно как просвещенный лидер. При этом царь выступает уже вовсе не только на стороне законности, справедливости или правителей страны; он считается защитником закона, права народа и установления правильного порядка управления.
П. И. Пестель (1739–1826 гг.) в противовес большинству мыслителей того времени о необходимости существования абсолютной или конституционной монархии, полагал, что разделение властей может произойти только при условии учреждения республиканской формы правления; Н. М. Муравьев же утверждал идею разделения власти на народе.
Теория разделения властей была широко представлена, например, в таких фундаментальных актах науки и политики как Декларация прав человека (1789 г.), которая имела огромное политическое значение для своего времени.
Закон о разделении властей в Российской Федерации закреплен ст. 10 Конституции РФ, которая содержит основные принципы построения демократического и правового государства как основной цели дальнейшего развития отечественной государственности [1].
Д. А. Авдеев считает, что «закрепление принципа разделения властей как основы конституционного строя будет бессмысленным если в конституции страны не содержится система сдержек и противовесов, не позволяющая одному органу власти присваивать (под разными предлогами и причинами) не свойственные ему полномочия». [3] В сущности же разделение власти предполагает наличие взаимного сдерживания, контроля над одним органом управления или одной властью (под разными предлогами). В одном из решений Конституционного суда РФ сказано, что система сдержек и противовесов способствует самостоятельному функционированию всех ветвей власти. И наоборот: в отечественной научной среде немало дискуссий вызывала сама идея разделения властей.
В то же время, в юридической литературе нет единого понимания сущности и признаков правового государства. Это объясняется многогранностью этого института. Поэтому на основе теоретического материала настоящего исследования можно сформулировать следующее определение: правовым следует считать государство с фундаментом построения государственного устройства которого положен принцип верховенства права и закона; провозглашаются, реализуются или защищают свои права личности в обществе; закрепляется идеологическое многообразие, а функционирование органов государственной администрации построено на принципе разделения властей.
О. И. Короткова считает правовым государством демократическое государство, деятельность которого направлена на обеспечение верховенства права и закона, установление равенств всех граждан перед законом; закрепление независимости судов от других органов власти [4]. Таким образом, в качестве одного из основополагающих принципов правового государства автор рассматривает разделение властей.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) с поправками (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2- ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. — № 7. — 05.02.2014.
- Григонис Э. П., Кирия К. Д. Эволюция представлений о взаимоотношениях законодательной и исполнительной властей в учениях Локка и Монтескье // История государства и права. 2008. № 9. С. 32.
- Авдеев Д. А. Разделение властей и дуалистическая природа исполнительной власти в России // Конституционное и муниципальное право. 2010. № 9. С. 14–18.
- Короткова О. И. Формирование правового государства и обеспечение верховенства закона // Государственная власть и местное самоуправление. 2012. № 5. С. 3–12.