Педагогическая психология — это не общая психология, не детская психология и не педагогика; это дисциплина, которая соединяет психологию с педагогикой, ведущая от психологии к педагогике. Фактически, с этого момента психология была признана ключевой областью знаний, определяющей научно обоснованную подготовку специалистов в области образования человека, психологов и педагогов.
Ключевые слова: образование и развитие человека, образовательное пространство, педагогические исследования.
В первую очередь важно понимать процесс обучения, который происходит, чтобы облегчить надлежащее преподавание. Обучение происходит тогда, когда происходит большее или меньшее изменение в поведении, вызванное опытом. Учитывая эту концепцию, роль преподавателя заключается в том, чтобы обеспечить учебный опыт внутри аудитории или за его пределами, чтобы обучение происходило. Петерсон и Пиаже объясняли обучение как процесс, который происходит посредством ассимиляции, приспособления и уравновешивания. Согласно Пиаже, обучение происходит благодаря схемам. Схемы позволяют отдельным лицам устанавливать связи с информацией, которую они получают. Ассимиляция — это процесс поглощения нового опыта из окружающей среды и добавления его к предыдущему опыту. Приспособление — это интеграция нового опыта со старым и формирование новых идей и способов мышления в результате этой интеграции. Ассимиляция происходит, когда индивиды усваивают информацию, в то время как приспособление приводит к созданию новой информации. Как только происходит ассимиляция и приспособление, индивид теперь находится в состоянии равновесия, когда обработанная информация становится частью его или ее схемы.
Процесс обучения, как описано выше, состоит из трех этапов: ввод, обработка и вывод . Процесс человеческого познания похож на то, как компьютер обрабатывает информацию. Ввод происходит, когда органы чувств получают данные из окружающей среды. Данными, которые мы воспринимаем, могут быть форма, размер, текстура, цвет и другие качества объекта. На этапе обработки будет распознано конкретное изображение объекта. Объект далее абстрагируется с распознаванием заданных качеств объекта. Затем происходит формирование понятия, когда объекту присваивается имя. Если обработанная информация является новой, создается новая концепция и сохраняется в памяти для использования в будущем. Результат имеет место, когда люди пытаются выразить концепцию.
Разобравшись с процессом обучения, необходимо обратить внимание на современные взгляды на эффективный процесс обучения, объясненные Бернардо.
- Предполагается, что учащийся является обработчиком информации. Разум обладает разнообразной системой операций, подобной процедурам компьютерной программы;
- Обучение является активным и конструктивным. Учащиеся не просто воспринимают информацию; скорее, они формируют свои собственные знания и навыки, активно обрабатывая информацию, с которой они сталкиваются в различных ситуациях.
- Обучение носит кумулятивный характер. Студенты всегда привносят ряд актуальных знаний и навыков в любую новую учебную ситуацию; для студента это никогда не является «табула раса». Учащиеся используют свои предыдущие знания для структурирования и ограничения будущего обучения;
- Обучение саморегулируется. Учитель не может полностью контролировать процесс обучения. Скорее всего, именно ученик предпринимает необходимые шаги для обучения, контролирует процесс обучения, обеспечивает обратную связь с самим собой и оценивает результаты своей деятельности, а также сохраняет концентрацию и мотивацию;
- Обучение ориентировано на достижение цели. Обучение лучше всего облегчается, когда учащийся четко осознает цели обучения, особенно когда учащиеся сами определяют свои цели;
- Обучение осуществляется в рамках социальной/культурной практики. Люди учатся, участвуя в общественных практиках и мероприятиях;
- Обучение носит индивидуальный характер. Результаты и конкретный процесс обучения различаются у разных студентов.
Важно отметить, что психология в ее целостном содержании, а не в дискретном представлении (исключительно педагогическая психология) стала неотъемлемой частью процессов обучения, воспитания и развития человека, что проявилось в формировании особого направления — педагогики (учение о развитии ребенка).
Сейчас, в связи с процессами глобализации и интеграции знаний, мы часто говорим не об образовательной психологии, а о «Психологии образования» как области, описывающей все многообразие психологических изменений, которые происходят с человеком, включенным в образовательную систему (на уровне его личности, межличностных отношения, профессионализация, интеллектуальное развитие и т. д.).
С одной стороны, психология образования, безусловно, является частью психологии образования. С другой стороны, растворилась ли она в новом, более широком исследовательском пространстве? Или все еще сохраняет свое особое место в мейнстриме педагогической психологии. Казалось бы, ответ очевиден — изменения, которые уже произошли, привели к созданию новых подходов и концепций организации образовательного пространства, оценке его потенциала и возможности его использования с точки зрения психологии. В то же время своеобразие педагогической психологии определяется сосредоточением внимания непосредственно на психологии преподавания и воспитания, а также на психологии учителя. Таким образом, сегодня эта преемственность сложилась, но она не до конца очевидна.
Любая трансформация требует времени, чтобы понять происходящие изменения. И, возможно, сегодня мы не готовы признать психологию образования преемницей педагогической психологии. Важны фундаментальные основы психолого-педагогических исследований, основы научной психологии и философии, определяющие формирование и развитие личности в образовательной среде.
На данный момент наиболее обобщенной характеристикой научных работ в этой области являются попытки представить и рассмотреть образовательную среду как пространство для самоопределения человека, где учащийся в образовательной ситуации находится в рефлексивном отношении, центром которого является формирование своей индивидуальной реальности.
Ядро психолого-педагогической антропологии составляют знания о психологии человека как учении о субъективной реальности, психологии развития человека как учении о развитии субъективной реальности на этапах онтогенеза и педагогической психологии как учении о формировании субъективной реальности человека в образовательных процессах».
Таким образом, педагогическая психология является неотъемлемой частью психолого-педагогической антропологии (антропологии образования), которая разрабатывает проблемы устойчивого развития и изменения позиций субъектов образования и составляющих их сообществ на ключевых этапах социализации и взросления, индивидуальных траекторий самообразования и саморазвития. Фактически, психология образования определяет фундаментальные психологические основы непрерывного образования.
В целом, для решения задач теории психологии в области образования необходимо (рис. 1):
Рис. 1. Условия для решения задач теории психологии
Таким образом, главной директивой в психологии обучения и преподавательской деятельности, как подчеркивается, является совершенствование преподавания или инструктажа с целью содействия лучшему усвоению материала. Конечная цель информирования студентов состоит в том, чтобы они полюбили учиться и обрели желание стать независимыми и продолжать учиться. Также важно учитывать, что индивидуальное обучение варьируется для каждого учащегося, и роль преподавателя заключается в предоставлении аутентичного опыта обучения для достижения лучшей успеваемости большинства учащихся. Обычно говорят, что плохой учитель говорит, средний учитель объясняет, хороший учитель демонстрирует, а великий учитель наделяет силой. Чтобы расширить возможности учащихся, учителя должны использовать все эффективные средства обучения.
Литература:
- Андерсон, Л. М. и другие (1995). Педагогическая психология для учителей: реформ-е наших курсов, переосмысление наших ролей;
- Бернардо, А. (1997). Создание мощной среды обучения;
- Калуаг, А. (2002). Психология обучения и преподавательской деятельности. Университет Атенео де Манила.