В данной статье рассматриваются преимущества и недостатки действующих электронных площадок (далее — ЭП).
В ходе подготовки был использован методы анализа и аналогии. В результате анализа структур действующих электронных площадок подготовлена сводная таблица сопоставления по выбранному перечню показателей, сделано предположение по формированию ЭП по аналогии с площадками маркетплейс — электронных торговых площадок (далее — ЭТП) либо по другому интернет-магазины электронной торговли (далее — ИМЭТ), которые предоставляют информацию об услугах, товарах третьих лиц, располагающих необходимыми ресурсам в собственности.
Сделаны выводы о возможной трансформации электронных площадок инициатором закупок, на которых является сторона (далее — Заказчик), которому требуются для своей производственной деятельности товары, работы, услуги, которые не имеет или не производит сам Заказчик в магазины электронной торговли для Заказчиков, где инициатором будет выступать сторона — Поставщик, выкладывая в соответствующей секции имеющиеся в наличии (либо возможные к выполнению) товары, работы, услуги.
Полученные в статье выводы, можно использовать для организации в среднесрочной или долгосрочной перспективе площадки аналогичные -ИМЭТ, учитывая их преимущества по сравнению с ЭТП, одно из самых значимых является более оперативный процесс выбора третьего лица (далее — Поставщика) с наиболее прозрачными параметрами товаров, работ, услуг.
Ключевые слова: бизнес-процесс, закупочная деятельность, электронная торговая площадка, маркетплейс, заказчик, поставщик.
Закупочная деятельность предприятий очень сложный бизнес — процесс (далее — БП), который продолжает развиваться, усовершенствования, продолжается разработка законодательной и нормативной базы как в целом для государства, так и для конкретного субъекта экономической деятельности. Бизнес-процесс «Закупочная деятельность» является ключевым для предприятия, так как обеспечивает производственный процесс, наполняя его необходимыми ресурсами, как то оборудование, транспорт, работы капитального, текущего ремонта, услуги аудита, оценки и всё то прочее, которое само предприятие не может выполнять в связи с отсутствием у него необходимых собственных активов, в том числе трудовых, материальных и т. д. В связи с многогранностью, сложностью, взаимосвязью и взаимозависимостью раздела закупочная деятельность предприятий с прочими экономическими дисциплинами «Управление государственными и муниципальными закупками» выделен в отдельный раздел науки, он играет важнейшую роль в экономике и занимает одно из ключевых мест в государственном и муниципальном управлении.
Основная часть
Анализ бизнес-процесса предприятий «Закупочная деятельность»
Этот процесс влит в организационные структуры юридических лиц, в виде кадров, персонала, осуществляющих закупочную деятельность от лица предприятия, закупки которых регулируются законами:
1) Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
2) Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Владение бизнес-процессом «Закупочная деятельность» для предприятий позволяет минимизировать расходы, осуществляя закупки товаров, работ, услуг, входящих в себестоимость по минимальной стоимости, выбирая поставщиков, цены которых ниже либо соответствуют расчётным и равным себестоимости бизнес-плана предприятий, с учётом требуемых технических заданий, стандартов и т. п.
Для организаций, выпускающих продукцию, товары, оказывающих услуги, либо выполняющие специализированные работы включение бизнес-процесса «Закупочная деятельность» позволяет осуществлять реализацию работ, услуг, получать доходы от продажи товарно-материальных ценностей на основе контрактов, заключаемых по результатам закупок, находить новые рынки сбыта.
В нижеследующей таблице приведены ключевые преимущества использования бизнес-процесса «Закупочная деятельность» на электронных торговых площадка для Заказчика и Поставщика.
Таблица 1
Преимущества использования ЭТП
Категория |
Описание |
Для Заказчиков |
Для Поставщиков |
Экономические |
Использование при расчётах лотов предельной максимальной стоимости контракта (начальная максимальная цена — далее НМЦ). |
Контракт заключается по минимальной стоимости, предложенной Поставщиками, что для Заказчика предполагает снижение себестоимости, получение дополнительной прибыли по итогам выполнения контрактов. |
Возможность предложения по экономически обоснованной стоимости, утверждённой в бизнес-плане Поставщика. |
Снижение операционных затрат. |
Экономия по статьям: реклама, маркетинговые исследования, складские и логистические расходы, планирование производственной деятельности с учётом среднесрочных и долгосрочных контрактов. |
||
Увеличение объёмов реализации. |
Наращивание дополнительных объёмов реализации за счёт оптимизации затрат и привлечения к контрактам новых контрагентов. |
||
Безопасность |
Аккредитация пользователей электронной площадки. |
К участию в работе на ЭТП допускаются только аккредитованные, проверенные участники торгов. |
|
Использование в работе сертификата электронной подписи и пароля. |
Вход на ЭТП возможен только после заполнения полей логина и пароля данными, указанными при аккредитации на ЭТП. Для проверки ЭП участников, используется процедура «Проверить подпись» по результатам проверки формируется сообщение: «Подпись проверена, целостность данных не нарушена». |
||
Автоматические уведомления с ЭТП на электронный адрес пользователя при всех использований сертификата Участника. |
Информация о действиях совершаемых пользователем ЭТП направляется данному пользователю в виде автоматического уведомления. |
||
Аналитические |
Оценка рынка контрагентов. |
Анализ круга поставщиков на конкретную закупку для учёта в дальнейшем при планировании. |
Анализ круга заказчиков на конкретную закупку, для учёта в дальнейшем при планировании. |
Оценка рынка товаров, работы, услуг. |
Анализ аналогичных лотов на электронных площадках, корректировка или уточнение закупаемых товаров, работ, услуг. |
Анализ аналогичны по стоимости лотов на электронных площадках, корректировка или уточнение технических характеристик или стоимости в целях повышения конкурентоспособности товаров, работ, услуг. |
|
Прочие |
Оперативность, доступность, гибкость. |
На ЭТП можно работать круглосуточно, нет зависимости от часовых поясов, и месторасположения участников торгов. Рассмотрение и подписание контрактов проходит в электронном формате, исключается этап распечатывания договоров их пересылки для подписания другой стороне. |
|
Тенденции использования ЭТП
Мониторинг закупок товаров, работ, услуг осуществляется на государственном уровне в рамках Федеральных законов «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ и «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» № 223-ФЗ. Данные собираются и публикуются Департаментом бюджетной политики в сфере контрактной системы Министерства финансов Российской Федерации. Собранные в таблицу 2 данные мониторинга за период 2019–2021 года показывают снижение количества предприятий — заказчиков, осуществивших закупки в соответствии с ФЗ от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» [1–3].
Таблица 2
Динамика количества Заказчиков, осуществивших закупки в соответствии с № 223-ФЗ
Вид юридического лица |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
Бюджетное учреждение, осуществляющее закупки в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 1 Закона № 223-ФЗ |
6 554 |
5 921 |
6 068 |
Автономное учреждение |
10 900 |
10 590 |
10 301 |
Организация, осуществляющая регулируемые виды деятельности в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами |
2 782 |
2 796 |
2 696 |
Муниципальное унитарное предприятие |
2 402 |
2 210 |
2 075 |
Хозяйственное общество, в уставном капитале которого доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает 50 % |
2 108 |
2 020 |
1 957 |
Государственное унитарное предприятие |
923 |
794 |
714 |
Субъект естественных монополий |
846 |
771 |
821 |
Дочернее хозяйственное общество, в уставном капитале которого более 50 % долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 1 части 2 статьи 1 Закона № 223-ФЗ |
1 105 |
1 067 |
1 098 |
Дочернее хозяйственное общество, в уставном капитале которого более 50 % долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 2 части 2 статьи 1 Закона № 223-ФЗ |
538 |
494 |
505 |
Государственная компания |
30 |
29 |
24 |
Государственная корпорация |
6 |
6 |
6 |
ИТОГО |
28 194 |
26 698 |
26 265 |
Из таблицы 2 следует, что количество предприятий заказчиков снижается, этот факт объясняется исходя из общей тенденции прекращения предприятий своей деятельности. Как сообщается в исследовании аналитической службы международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza опубликованной 27 января 2021 в ТАСС [4] в 2020 году в России прекратили свою деятельность 515,5 тыс. коммерческих организаций, или каждая шестая компания в стране. Количество закрытых бизнесов в 2,4 раза превысило число вновь созданных — такое соотношение оказалось худшим как минимум за последние 18 лет, что, безусловно, является следствием коронавирусного кризиса.
В 2022 году тенденция снижения количества и стоимостного объема размещенных в единой информационной системе в сфере извещений об осуществлении закупок по сравнению с аналогичным периодом 2021 году продолжилась. Результаты осуществления закупочной деятельности показывают тенденцию уменьшения количества и стоимостного объема заключенных договоров, при одновременном увеличении количества расторгнутых договоров и уменьшении их стоимостного объема.
Выводы
В настоящее время продолжается усиление неопределенности в сфере закупок, что связано с сокращением действующих предприятий.
Заказчик, прилагая усилия, выражающиеся в подготовке закупочной документации, что есть трудозатраты, всё чаще сталкивается с признанием закупки несостоявшейся, в связи с чем работа по поиску Поставщиков, далее происходит путём рассылки предложений непосредственно производителям товаров, работ, услуг и поиску единственных Поставщиков, что означает признания способа закупки неконкурентным и стоимости закупки выше расчётной, и не соответствующей заложенной бизнес-планом предприятия.
В связи с вышеизложенным мной сделано предположение о возможности применения опыта торговли по аналогии с площадками маркетплейс, например, таких популярных как OZON либо Wildberries, когда на онлайн-платформе специализированном интернет-сайте публикуются товары, услуги работы Поставщиков с карточками — описанием представляемыми позициям, с ГОСТАМи, ценами и т. п., а Заказчик в соответствии с удобными алгоритмами будет подбирать требуемый ему продукт. Применение данной схемы предполагает наличие уже выпущенного сертифицированного допущенного к продаже Поставщиком товара, снижение для Заказчика трудоёмкости процесса подготовки закупочной документации, сокращение сроков поиска и покупки необходимого товара, работы, услуги. Поскольку маркетплейсы объединяют продукты от широкого круга поставщиков, выбор этих продуктов более широк, а доступность — выше, число маркетплейсов в глобальной сети Интернет быстро растёт вслед за ростом их востребованности.
Литература:
1. Мониторинг применения Федерального Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в 2019 году. — Текст: электронный // Минфин России: [сайт]. — URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2020/07/main/Monitoring_primeneniya_223_2019.pdf (дата обращения: 23.04.2023)..
2. Мониторинг применения Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в 2020 году. — Текст: электронный // Минфин России: [сайт]. — URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/contracts/purchases?id_57=134177-monitoring_primeneniya_federalnogo_zakona_ot_18_iyulya_2011_g.__223-fz_o_zakupkakh_tovarov_rabot_uslug_otdelnymi_vidami_yuridicheskikh_lits_v_2020_godu. (дата обращения: 23.04.2023).
3. Сводный аналитический отчёт о результатах мониторинга закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» за 2021 г. — Текст: электронный // Минфин России: [сайт]. — URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/contracts/purchases?id_57=136371-svodnyi_analiticheskii_otchet_o_rezultatakh_monitoringa_zakupok_tovarov_rabot_uslug_osushchestvlyaemykh_v_sootvetstvii_s_federalnym_zakonom_o_zakupkakh_tovarov_rabot_uslug_otdelnymi_vidami_yuridicheskikh_lits_za_2021_g. (дата обращения: 23.04.2023).
4. Исследование: соотношение закрытых и открытых компаний в России оказалось худшим за 18 лет. — Текст: электронный // ТАСС: [сайт]. — URL: https://tass.ru/ekonomika/10554801 (дата обращения: 23.04.2023).