Закупочная деятельность предприятий. Возможные решения, повышающие эффективность закупок в текущей макроэкономической ситуации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №18 (465) май 2023 г.

Дата публикации: 03.05.2023

Статья просмотрена: 100 раз

Библиографическое описание:

Цветков, В. Ю. Закупочная деятельность предприятий. Возможные решения, повышающие эффективность закупок в текущей макроэкономической ситуации / В. Ю. Цветков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 18 (465). — С. 151-154. — URL: https://moluch.ru/archive/465/102208/ (дата обращения: 16.10.2024).



В данной статье рассматриваются преимущества и недостатки действующих электронных площадок (далее — ЭП).

В ходе подготовки был использован методы анализа и аналогии. В результате анализа структур действующих электронных площадок подготовлена сводная таблица сопоставления по выбранному перечню показателей, сделано предположение по формированию ЭП по аналогии с площадками маркетплейс — электронных торговых площадок (далее — ЭТП) либо по другому интернет-магазины электронной торговли (далее — ИМЭТ), которые предоставляют информацию об услугах, товарах третьих лиц, располагающих необходимыми ресурсам в собственности.

Сделаны выводы о возможной трансформации электронных площадок инициатором закупок, на которых является сторона (далее — Заказчик), которому требуются для своей производственной деятельности товары, работы, услуги, которые не имеет или не производит сам Заказчик в магазины электронной торговли для Заказчиков, где инициатором будет выступать сторона — Поставщик, выкладывая в соответствующей секции имеющиеся в наличии (либо возможные к выполнению) товары, работы, услуги.

Полученные в статье выводы, можно использовать для организации в среднесрочной или долгосрочной перспективе площадки аналогичные -ИМЭТ, учитывая их преимущества по сравнению с ЭТП, одно из самых значимых является более оперативный процесс выбора третьего лица (далее — Поставщика) с наиболее прозрачными параметрами товаров, работ, услуг.

Ключевые слова: бизнес-процесс, закупочная деятельность, электронная торговая площадка, маркетплейс, заказчик, поставщик.

Закупочная деятельность предприятий очень сложный бизнес — процесс (далее — БП), который продолжает развиваться, усовершенствования, продолжается разработка законодательной и нормативной базы как в целом для государства, так и для конкретного субъекта экономической деятельности. Бизнес-процесс «Закупочная деятельность» является ключевым для предприятия, так как обеспечивает производственный процесс, наполняя его необходимыми ресурсами, как то оборудование, транспорт, работы капитального, текущего ремонта, услуги аудита, оценки и всё то прочее, которое само предприятие не может выполнять в связи с отсутствием у него необходимых собственных активов, в том числе трудовых, материальных и т. д. В связи с многогранностью, сложностью, взаимосвязью и взаимозависимостью раздела закупочная деятельность предприятий с прочими экономическими дисциплинами «Управление государственными и муниципальными закупками» выделен в отдельный раздел науки, он играет важнейшую роль в экономике и занимает одно из ключевых мест в государственном и муниципальном управлении.

Основная часть

Анализ бизнес-процесса предприятий «Закупочная деятельность»

Этот процесс влит в организационные структуры юридических лиц, в виде кадров, персонала, осуществляющих закупочную деятельность от лица предприятия, закупки которых регулируются законами:

1) Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

2) Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Владение бизнес-процессом «Закупочная деятельность» для предприятий позволяет минимизировать расходы, осуществляя закупки товаров, работ, услуг, входящих в себестоимость по минимальной стоимости, выбирая поставщиков, цены которых ниже либо соответствуют расчётным и равным себестоимости бизнес-плана предприятий, с учётом требуемых технических заданий, стандартов и т. п.

Для организаций, выпускающих продукцию, товары, оказывающих услуги, либо выполняющие специализированные работы включение бизнес-процесса «Закупочная деятельность» позволяет осуществлять реализацию работ, услуг, получать доходы от продажи товарно-материальных ценностей на основе контрактов, заключаемых по результатам закупок, находить новые рынки сбыта.

В нижеследующей таблице приведены ключевые преимущества использования бизнес-процесса «Закупочная деятельность» на электронных торговых площадка для Заказчика и Поставщика.

Таблица 1

Преимущества использования ЭТП

Категория

Описание

Для Заказчиков

Для Поставщиков

Экономические

Использование при расчётах лотов предельной максимальной стоимости контракта (начальная максимальная цена — далее НМЦ).

Контракт заключается по минимальной стоимости, предложенной Поставщиками, что для Заказчика предполагает снижение себестоимости, получение дополнительной прибыли по итогам выполнения контрактов.

Возможность предложения по экономически обоснованной стоимости, утверждённой в бизнес-плане Поставщика.

Снижение операционных затрат.

Экономия по статьям: реклама, маркетинговые исследования, складские и логистические расходы, планирование производственной деятельности с учётом среднесрочных и долгосрочных контрактов.

Увеличение объёмов реализации.

Наращивание дополнительных объёмов реализации за счёт оптимизации затрат и привлечения к контрактам новых контрагентов.

Безопасность

Аккредитация пользователей электронной площадки.

К участию в работе на ЭТП допускаются только аккредитованные, проверенные участники торгов.

Использование в работе сертификата электронной подписи и пароля.

Вход на ЭТП возможен только после заполнения полей логина и пароля данными, указанными при аккредитации на ЭТП.

Для проверки ЭП участников, используется процедура «Проверить подпись» по результатам проверки формируется сообщение: «Подпись проверена, целостность данных не нарушена».

Автоматические уведомления с ЭТП на электронный адрес пользователя при всех использований сертификата Участника.

Информация о действиях совершаемых пользователем ЭТП направляется данному пользователю в виде автоматического уведомления.

Аналитические

Оценка рынка контрагентов.

Анализ круга поставщиков на конкретную закупку для учёта в дальнейшем при планировании.

Анализ круга заказчиков на конкретную закупку, для учёта в дальнейшем при планировании.

Оценка рынка товаров, работы, услуг.

Анализ аналогичных лотов на электронных площадках, корректировка или уточнение закупаемых товаров, работ, услуг.

Анализ аналогичны по стоимости лотов на электронных площадках, корректировка или уточнение технических характеристик или стоимости в целях повышения конкурентоспособности товаров, работ, услуг.

Прочие

Оперативность, доступность, гибкость.

На ЭТП можно работать круглосуточно, нет зависимости от часовых поясов, и месторасположения участников торгов.

Рассмотрение и подписание контрактов проходит в электронном формате, исключается этап распечатывания договоров их пересылки для подписания другой стороне.

Тенденции использования ЭТП

Мониторинг закупок товаров, работ, услуг осуществляется на государственном уровне в рамках Федеральных законов «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ и «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» № 223-ФЗ. Данные собираются и публикуются Департаментом бюджетной политики в сфере контрактной системы Министерства финансов Российской Федерации. Собранные в таблицу 2 данные мониторинга за период 2019–2021 года показывают снижение количества предприятий — заказчиков, осуществивших закупки в соответствии с ФЗ от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» [1–3].

Таблица 2

Динамика количества Заказчиков, осуществивших закупки в соответствии с № 223-ФЗ

Вид юридического лица

2019 г.

2020 г.

2021 г.

Бюджетное учреждение, осуществляющее закупки в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 1 Закона № 223-ФЗ

6 554

5 921

6 068

Автономное учреждение

10 900

10 590

10 301

Организация, осуществляющая регулируемые виды деятельности в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами

2 782

2 796

2 696

Муниципальное унитарное предприятие

2 402

2 210

2 075

Хозяйственное общество, в уставном капитале которого доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает 50 %

2 108

2 020

1 957

Государственное унитарное предприятие

923

794

714

Субъект естественных монополий

846

771

821

Дочернее хозяйственное общество, в уставном капитале которого более 50 % долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 1 части 2 статьи 1 Закона № 223-ФЗ

1 105

1 067

1 098

Дочернее хозяйственное общество, в уставном капитале которого более 50 % долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 2 части 2 статьи 1 Закона № 223-ФЗ

538

494

505

Государственная компания

30

29

24

Государственная корпорация

6

6

6

ИТОГО

28 194

26 698

26 265

Из таблицы 2 следует, что количество предприятий заказчиков снижается, этот факт объясняется исходя из общей тенденции прекращения предприятий своей деятельности. Как сообщается в исследовании аналитической службы международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza опубликованной 27 января 2021 в ТАСС [4] в 2020 году в России прекратили свою деятельность 515,5 тыс. коммерческих организаций, или каждая шестая компания в стране. Количество закрытых бизнесов в 2,4 раза превысило число вновь созданных — такое соотношение оказалось худшим как минимум за последние 18 лет, что, безусловно, является следствием коронавирусного кризиса.

В 2022 году тенденция снижения количества и стоимостного объема размещенных в единой информационной системе в сфере извещений об осуществлении закупок по сравнению с аналогичным периодом 2021 году продолжилась. Результаты осуществления закупочной деятельности показывают тенденцию уменьшения количества и стоимостного объема заключенных договоров, при одновременном увеличении количества расторгнутых договоров и уменьшении их стоимостного объема.

Выводы

В настоящее время продолжается усиление неопределенности в сфере закупок, что связано с сокращением действующих предприятий.

Заказчик, прилагая усилия, выражающиеся в подготовке закупочной документации, что есть трудозатраты, всё чаще сталкивается с признанием закупки несостоявшейся, в связи с чем работа по поиску Поставщиков, далее происходит путём рассылки предложений непосредственно производителям товаров, работ, услуг и поиску единственных Поставщиков, что означает признания способа закупки неконкурентным и стоимости закупки выше расчётной, и не соответствующей заложенной бизнес-планом предприятия.

В связи с вышеизложенным мной сделано предположение о возможности применения опыта торговли по аналогии с площадками маркетплейс, например, таких популярных как OZON либо Wildberries, когда на онлайн-платформе специализированном интернет-сайте публикуются товары, услуги работы Поставщиков с карточками — описанием представляемыми позициям, с ГОСТАМи, ценами и т. п., а Заказчик в соответствии с удобными алгоритмами будет подбирать требуемый ему продукт. Применение данной схемы предполагает наличие уже выпущенного сертифицированного допущенного к продаже Поставщиком товара, снижение для Заказчика трудоёмкости процесса подготовки закупочной документации, сокращение сроков поиска и покупки необходимого товара, работы, услуги. Поскольку маркетплейсы объединяют продукты от широкого круга поставщиков, выбор этих продуктов более широк, а доступность — выше, число маркетплейсов в глобальной сети Интернет быстро растёт вслед за ростом их востребованности.

Литература:

1. Мониторинг применения Федерального Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в 2019 году. — Текст: электронный // Минфин России: [сайт]. — URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2020/07/main/Monitoring_primeneniya_223_2019.pdf (дата обращения: 23.04.2023)..

2. Мониторинг применения Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в 2020 году. — Текст: электронный // Минфин России: [сайт]. — URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/contracts/purchases?id_57=134177-monitoring_primeneniya_federalnogo_zakona_ot_18_iyulya_2011_g.__223-fz_o_zakupkakh_tovarov_rabot_uslug_otdelnymi_vidami_yuridicheskikh_lits_v_2020_godu. (дата обращения: 23.04.2023).

3. Сводный аналитический отчёт о результатах мониторинга закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» за 2021 г. — Текст: электронный // Минфин России: [сайт]. — URL: https://minfin.gov.ru/ru/perfomance/contracts/purchases?id_57=136371-svodnyi_analiticheskii_otchet_o_rezultatakh_monitoringa_zakupok_tovarov_rabot_uslug_osushchestvlyaemykh_v_sootvetstvii_s_federalnym_zakonom_o_zakupkakh_tovarov_rabot_uslug_otdelnymi_vidami_yuridicheskikh_lits_za_2021_g. (дата обращения: 23.04.2023).

4. Исследование: соотношение закрытых и открытых компаний в России оказалось худшим за 18 лет. — Текст: электронный // ТАСС: [сайт]. — URL: https://tass.ru/ekonomika/10554801 (дата обращения: 23.04.2023).

Основные термины (генерируются автоматически): работа, услуга, закупка товаров, Заказчик, закупка, закупочная деятельность, площадка, Поставщик, Российская Федерация, уставной капиталь.


Похожие статьи

Маркетинговые инновации как одно из важнейших направлений инновационной политики

В данной статье рассматривается наиболее важная часть деятельности каждой организации как на территории нашей страны, так и за ее пределами, способствующая непрерывному, обязательному ее развитию, — проведение маркетинга и разработка инноваций. В пра...

Экономическая оценка эффективности применения двухкомпонентной модели краткосрочного прогнозирования электропотребления для покупки электроэнергии на оптовом рынке

Статья посвящена вопросу оценки экономической эффективности модели краткосрочного прогнозирования электропотребления, используемой для целей формирования плановых почасовых объемов покупки электроэнергии на оптовом рынке. Автором предложена двухкомпо...

Социальные сети и их значение в интернет-маркетинге

Для развития различных видов рекламы предлагаемые характеристики имеющихся в настоящее время социальных сетей представляют собой большое преимущество в сторону осознанного выбора данных сетей в качестве площадки для раскрутки своего бизнеса. SMM — пр...

АВС-, XYZ-анализ спроса на светотехническую продукцию

Данная работа посвящена анализу торгового ассортимента светотехнической продукции крупного предприятия г. Томска. Выпуск данной продукции является не основным видом деятельности предприятия, так как основной профиль организации — выпуск продукции вое...

Цифровизация рынка экомеха в Москве и Московской области

В последние годы тема экологии стала особенно популярной. В статье рассматриваются отечественные бренды, производящие и продающие продукцию из экомеха. Экомех — это современный материал, который является этичным и бюджетным аналогом натурального меха...

Системы коллективной поддержки принятия решений: определение, виды, направления развития

Под Системой Поддержки Принятия Решений (СППР) здесь будем понимать компьютерную автоматизированную систему, целью которой является помощь лицам, принимающим решение (ЛПР) в сложных условиях, для полного и объективного анализа предметной деятельности...

Особенности защиты прав потребителей в европейских странах

Защита прав потребителей во всем мире и на различных этапах развития является актуальной темой. Особую значимость приобретает тема в правоотношениях, возникших путем применения информационно-коммуникационных систем, сети Интернет. В настоящее время в...

Проблемные аспекты торгов как способа заключения договора

Одним из наиболее сложных, но при этом эффективных способов заключения договора являются торги. Согласно п. 1 ст. 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов [5]. Российское гражданское законо...

РR-стратегия как ключевой аспект стратегического управления предприятием

В данной статье изучаются, а также рассматриваются ключевые аспекты PR-деятельности, поднимается вопрос о его необходимости применения на предприятиях. Паблик рилейшнз (далее PR) анализируют коммуникационный поток любой структуры, принятый в ее рамк...

Стратегический анализ факторов макросреды, оказывающих негативное влияние на предприятия энергосбытовой отрасли (на примере Оренбургской области)

На сегодняшний день энергосбытовая отрасль находится в условиях существенных законодательных и экономических преобразований. Всё это крайне негативно сказывается на экономической устойчивости и состоятельности предприятий, работающих в этой отрасли. ...

Похожие статьи

Маркетинговые инновации как одно из важнейших направлений инновационной политики

В данной статье рассматривается наиболее важная часть деятельности каждой организации как на территории нашей страны, так и за ее пределами, способствующая непрерывному, обязательному ее развитию, — проведение маркетинга и разработка инноваций. В пра...

Экономическая оценка эффективности применения двухкомпонентной модели краткосрочного прогнозирования электропотребления для покупки электроэнергии на оптовом рынке

Статья посвящена вопросу оценки экономической эффективности модели краткосрочного прогнозирования электропотребления, используемой для целей формирования плановых почасовых объемов покупки электроэнергии на оптовом рынке. Автором предложена двухкомпо...

Социальные сети и их значение в интернет-маркетинге

Для развития различных видов рекламы предлагаемые характеристики имеющихся в настоящее время социальных сетей представляют собой большое преимущество в сторону осознанного выбора данных сетей в качестве площадки для раскрутки своего бизнеса. SMM — пр...

АВС-, XYZ-анализ спроса на светотехническую продукцию

Данная работа посвящена анализу торгового ассортимента светотехнической продукции крупного предприятия г. Томска. Выпуск данной продукции является не основным видом деятельности предприятия, так как основной профиль организации — выпуск продукции вое...

Цифровизация рынка экомеха в Москве и Московской области

В последние годы тема экологии стала особенно популярной. В статье рассматриваются отечественные бренды, производящие и продающие продукцию из экомеха. Экомех — это современный материал, который является этичным и бюджетным аналогом натурального меха...

Системы коллективной поддержки принятия решений: определение, виды, направления развития

Под Системой Поддержки Принятия Решений (СППР) здесь будем понимать компьютерную автоматизированную систему, целью которой является помощь лицам, принимающим решение (ЛПР) в сложных условиях, для полного и объективного анализа предметной деятельности...

Особенности защиты прав потребителей в европейских странах

Защита прав потребителей во всем мире и на различных этапах развития является актуальной темой. Особую значимость приобретает тема в правоотношениях, возникших путем применения информационно-коммуникационных систем, сети Интернет. В настоящее время в...

Проблемные аспекты торгов как способа заключения договора

Одним из наиболее сложных, но при этом эффективных способов заключения договора являются торги. Согласно п. 1 ст. 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов [5]. Российское гражданское законо...

РR-стратегия как ключевой аспект стратегического управления предприятием

В данной статье изучаются, а также рассматриваются ключевые аспекты PR-деятельности, поднимается вопрос о его необходимости применения на предприятиях. Паблик рилейшнз (далее PR) анализируют коммуникационный поток любой структуры, принятый в ее рамк...

Стратегический анализ факторов макросреды, оказывающих негативное влияние на предприятия энергосбытовой отрасли (на примере Оренбургской области)

На сегодняшний день энергосбытовая отрасль находится в условиях существенных законодательных и экономических преобразований. Всё это крайне негативно сказывается на экономической устойчивости и состоятельности предприятий, работающих в этой отрасли. ...

Задать вопрос