На сегодняшней день окружающий мир претерпевает большое количество трансформаций. В связи с этим, современной молодежи необходимо уметь достаточно быстро принимать решения, так как условия, в которой они находятся достаточно неясны и нестандартны. На данный момент стремительно развивается наука, техника, появляется много новой информации. Детям и подросткам, в таких условиях, очень трудно давать конструктивную реакцию на всевозможные трудности. Поэтому, необходимым является научить молодых людей правильной реакции, познакомить с разными общими инструкциями, которым человек может следовать при возникновении различных непредвиденных событий в его жизни, а также помочь в формировании навыков оценки этих событий и разработки путей их преодоления. Следовательно, все вышеперечисленное говорит об актуальности исследования метакогнитивных компетентностей молодых людей и девушек, а также актуальности формирования таких компетентностей, которые характеризуются возможностью и готовностью в ходе разрешения трудных ситуаций в жизни дать оценку, разработать и осуществить стратегию разрешения проблемы.
Ключевые слова: метакогнитивная компетентность, жизненные трудности, способы преодоления трудностей, студенческая молодежь.
Today, the surrounding world is undergoing a large number of transformations. In this regard, modern youth need to be able to make decisions quickly enough, since the conditions in which they are quite unclear and non-standard. At the moment, science and technology are developing rapidly, and a lot of new information is emerging. In such conditions, it is very difficult for children and adolescents to give a constructive reaction to all kinds of difficulties. Therefore, it is necessary to teach young people the correct reaction, to acquaint them with various general instructions that a person can follow when various unforeseen events occur in his life, as well as to help in the formation of skills for assessing these events and developing ways to overcome them. Consequently, all of the above indicates the relevance of the study of metacognitive competencies of both young people and girls, as well as the relevance of the formation of such competencies, which are characterized by the ability and willingness to assess, develop and implement a strategy for solving difficult situations in life.
Keywords: metacognitive competence, life difficulties, ways to overcome difficulties, student youth.
В современном мире главными результатами процесса обучения человека на различных этапах образования, является получение необходимых ЗУН. Однако, стоит отметить важность формирования метакогнитивной компетентности, которая, также является главным результатом современного обучения и помогает молодым людям и девушкам не только использовать уже готовые ЗУН, но и уметь развивать новые компетенции, которые впоследствии будут нужны для продуктивной когнитивной деятельности в современных условиях неясности и нестандартности. К моменту окончания определенной ступени образования, у студенческой молодежи улучшаются самоорганизованность и самоконтроль. Это помогает закрепить все полученные на данной ступени знания и проявлять креативность в практической профессиональной деятельности.
Исследованием метакогнитивных компетенций занимались различные ученые. Само понятие «метапознание» ввел Дж. Флейвелл. Непосредственно, развитием изучаемого феномена занимались Ю. С. Беленкова, А.В, Карпов, Ю.К, Корнилов, Д. Миллер, Е. И. Николаева, Д. Равен, М.А, Холодная и другие [2;5;7].
Тем не менее, на сегодняшний день существует недостаток исследований на данную тему.
Современные исследователи в области психологических наук изучают метакогнитивные процессы. Такие процессы имеют отличия от когнитивных процессов, связанных с обработкой полученной информации, а также связанными с регуляцией собственной когнитивной активности молодых людей и девушек. Поскольку появляется метакогнитивное направление в психологических науках, следовательно, вместе с ним новый метакогнитивный подход [1;6;9].
Анализ источников по теме исследования показал, что на сегодняшний день отсутствует общее понимание системы метакогнитивных компетенций. По мнению Карпова А. А. и Карпова А. В., метакогнитивные компетенции — это система метакогнитивных ЗУН [3].
В настоящее время, в социуме существует информационнная перенасыщенность. Индивид живет в жестких условиях, где нормальным является противоречия, состояние дефицита или переизбытка, нехватка времени и многое другое. Умение обрабатывать полученную информацию и управлять ей являются универсальными профессиональными умениями. Именно такие умения помогают понимать свое поведение, мысли в ходе учебы и работы по профессии. Их называют метакогнитивными компетенциями.
Такие компетенции, обычно, изучают в рамках повышения продуктивности различных видов деятельности. Тем не менее, они могут проявляться в рамках сложных ситуаций, которые происходят в жизни молодых людей и девушек. В сложных ситуациях данные компетенции помогают справиться с информационной неясностью [4;8].
Анализ теоретической литературы показал, что метакогнитивные компетенции активно формируются у молодых людей и девушек в студенчестве. В этот период у студентов создается основа их предстоящей трудовой деятельности.
Цель исследования заключалась в выявлении связей метакогнитивных компетентностей и способов преодоления жизненных трудностей у студенческой молодежи.
Мы предположили, что существует связь между уровнем развития метакогнитивных компетенций и способов преодоления сложных ситуаций в жизни студенческой молодежи.
Для подтверждения выдвинутой нами гипотезы мы использовали методику М. М. Кашапова и Ю. В. Скворцова «Самооценка метакогнитивных знаний и метакогнитивной активности, опросник диагностики уровня развития рефлексивности А. В. Карпова, опросник совладающего поведения Лазаруса, методику диагностики жизнестойкости Д. Леонтьева.
В исследовании приняли участие 47 студентов, в возрасте от 16 до 29 лет, обучающихся на психологическом факультете.
В ходе проведения исследования мы выявили, что молодые люди и девушки, обучающиеся на психологическом факультете характеризуются пониженным уровнем сформированности метакогнитивной компетентности. Также, у данной выборки студентов низкие показатели по шкале рефлексии.
Наряду с этим, отмечается высокие показатели изучаемых компетенций, который, в свою очередь, сопровождается высоким уровнем жизнестойкости у студентов. Метакогнитивные компетенции необходимы при решении сложных ситуаций, возникающих в жизни, при обеспечении психологической устойчивости.
Также, нами была установлена взаимосвязь шкалы «Знания», метакогнитивной компетентности со стратегиями положительной переоценки и самоконтроля. Когда студент владеет методами обработки полученной информации и хорошо осведомлен о собственных когнитивных способностях, то ему будет проще решать сложных ситуации, возникающие на его жизненном пути. Также, стоит отметить, что студенты, у которых ярко выражены метакогнитивные компетенции «Знания», будут применять более разумные и тяжелые методы решения проблем, применяя более широкий спектр интеллектуальных возможностей.
Необходима отметить и обнаруженные нами отрицательные взаимосвязи изучаемых компетенций «Активность» со стратегиями десантирования, избегания. Высокие показатели «активности» могут проявляться в избегании методов совладания со стрессом.
Обнаружены взаимосвязи самоконтроля и положительной переоценки, приятия переоценки, конфронтационным копингом. Рефлексия является основой формирования метакогнитивных компетенций. Вместе с этим, она сопровождается различными стратегиями, подчеркивающими понимание личностной роли в решении проблем.
Полученные результаты в ходе исследования могут быть применены в процессе образовательной деятельности высших учебных заведениях и в процессе отбора кандидатов к деятельности в экстремальных условиях.
Литература:
- Беленкова Ю. С. Обучение метакогнитивным навыкам и методы оценки их сформированности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. ‒ № 3. Часть 2. — Всероссийский научный журнал, 2015. — С. 20–23.
- Карпов А. А. Феноменология и диагностика метакогнитивной сферы личности. — Ярославль: ЯрГУ, 2016–208 с.
- Карпов А. А., Карпов А. В. Введение в метакогнитивную психологию. Учебное пособие. Издательство «МПСУ», — М., 2015. — 512 с.
- Корнилов Ю. К. О различиях метакогниций учебной и профессиональной деятельности // Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы / под ред. Т. Галкиной, Э. Лоарера; пер. с франц. И. Блинниковой. — М., 1997. — С. 191–201.
- Миллер Дж. Планы и структура поведения / Дж. Миллер, Е. Галантер. — М.: Прогресс, 1965. — 238 с.
- Николаева Е. И. Метакогнитивная компетенция — в чем проблема? // Вестник практической психологии образования. — 2012. — № 1(30). — С. 25–30.
- Равен Д. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М.: Когито-Центр, 2002. — 396 с.
- Холодная М. А. Когнитивная психология. Когнитивные стили: учебное пособие для вузов / М. А. Холодная. — 3-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 307 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5–534–06304–2. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516243 (дата обращения: 10.01.2022).
- Чернявская В. С., Малахова В. Р., Метакомпетенции и рефлексивный анализ в профессиональном образовании // Профессиональное образование в развитии региона и общества: традиции, творчество, технологии: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 35-летию ФГБОУ «ОГИС» / под общей ред. и.о. ректора Д. П. Маевского. — Омск: Омский государственный институт сервиса, 2012. С.32