В статье рассмотрены тренды цифровой трансформации, система «Умный аэропорт», основные барьеры для внедрения технологий. Показана актуальность использования цифровизации управления аэропортовой деятельностью.
Ключевые слова : аэропорт, «Умный аэропорт», цифровые технологии, цифровая трансформация.
На сегодняшний день цифровые технологии все больше проникают во все сферы жизни, в том числе и в транспортную отрасль. Модернизация транспортной отрасли играет важную роль в развитии цифровой экономики государства.
В авиации цифровизация началась уже давно и затрагивает самые разные направления. Масштабность и появление большого количества инновационных проектов стали следствием высокого уровня наукоёмкости и технико-технологической оснащённости и причиной активности процесса цифровой трансформации. По мере возрастания роли авиации увеличивался пассажиропоток аэровокзалов. [8] Повышенный спрос на авиаперевозки привёл к необходимости их модернизации в соответствии с последними тенденциями развития.
Аэропорт можно назвать своеобразным «двигателем» экономического развития любого крупного города. Ежедневно здесь обрабатывается огромный поток информации, и для его поддержания используются цифровые технологии и инновации, с помощью чего становится возможным решение многих задач.
Итак, какие можно выделить тренды цифровой трансформации аэропортов?
Базовым условием цифровой трансформации является создание цифровых платформ [6], включающих применение электронных перевозочных документов, создание инфраструктуры между государством и авиаотраслью, внедрение системы отслеживания грузов и мониторинга грузоперевозок, создание цифрового профиля пассажира, применение биометрии и т. д.
Для организации безопасного обмена информацией наиболее эффективно применение технологии распределённого реестра — блокчейн, для работы с которой также разработана система «умных контрактов». Данная технология находит своё применение и при взаиморасчётах. [4]
Использование биометрии позволяет ускорить многие технологические процедуры обслуживания в аэровокзале. Быстрое прохождение всех предполётных формальностей сказывается на прибыли аэропорта в сторону её повышения. [5]
Робототехника также является одной из технологий, начинающих находить широкое применение. Создаются системы сенсорных человеко-машинных интерфейсов, тактильные устройства виртуальной и дополненной реальности. Такое решение может применяться не только для обслуживания пассажиров, но и для автоматизации складских операций. [7]
Также к технологическим трендам относится искусственный интеллект (ИИ). С его помощью можно улучшить предсказуемость процессов в аэровокзале, понимание, что в нём происходит в конкретный момент времени и что может произойти, кроме того, возможно с большой точностью предсказать последствия того или иного инцидента для аэропорта. [7]
При повышении эксплуатационной эффективности авиапредприятий применяется внедрение цифрового управления инженерными сетями и ресурсами на основе интернета вещей (IoT). Эта технология позволяет объединять системы оповещения и мониторинга движения всех объектов, что делает более комфортным и безопасным пребывание пассажиров на территории аэропорта за счёт передачи на их портативные электронные устройства (смартфоны, планшеты и др.) данных, значимых для навигации. [3]
Ещё одним трендом стало внедрение интегрированных транспортных сервисов. Развитие сервисных моделей обеспечит возможность реализации единых билетов для оплаты мультимодальных перевозок и подбора билетов, приобретения льготных билетов, а кроме того, создаст инструмент мониторинга пассажиропотоков с целью перераспределения транспортных средств на маршрутах и обеспечения связанности территорий. [6]
Технологии big data делают возможным не только предоставление полной информации для авиационных операций, но и помогают в осуществлении синхронизации и взаимосвязи всех аспектов, связанных с управлением и безопасностью, что в свою очередь повышает производительность отрасли. [2]
Для внедрения цифровых технологий, как и любой другой деятельности, существует ряд барьеров. Скорость внедрения новшеств во многом зависит от нормативно-правовой базы, операторов аэропортов, авиакомпаний, являющихся инициаторами применения новых решений для пассажиров. [7]
Аэропортам необходимо проводить оценку уровня цифровой зрелости в сравнении с желаемым конечным состоянием успешного внедрения цифровых технологий.
Как осуществляется взаимодействие системы «Умный аэропорт» с городом?
Как крупные города не могут существовать без аэропорта, так и аэропорт не может существовать без города, что и обуславливает необходимость интеграции с городской средой. Между управлением городским транспортом и системами управления воздушным движением, оператором аэропорта, авиакомпаниями происходит постоянный обмен данными.
Осуществляются внешние связи с интеллектуальной системой общественной и экологической безопасности, инфраструктурой систем связи, информационными системами энергоснабжения, городским управлением, человеческими ресурсами.
На внутреннем уровне осуществляется взаимодействие служб наземного обслуживания, обслуживания инфраструктуры и т. д.
Центр оперативного управления обеспечивает организацию бесперебойного оперативного управления операционной деятельностью и централизованное управление процессами обслуживания. В этом центре объединяются различные структуры в целях сокращения времени принятия управленческих решений в процессе взаимодействия подразделений авиапредприятия и сторонних организаций.
Помимо того, системы также взаимодействуют и с личными устройствами пассажиров и интеллектуальной инфраструктурой.
Конкурентоспособность аэропортов напрямую зависит от того, смогут ли они вдохнуть новую жизнь в свою инфраструктуру и повысить эффективность. [1] Поэтому они стремятся к её повышению за счёт внедрения цифровых технологий на различных этапах. В процессе обслуживания — к сокращению времени прохождения предполётных формальностей, применяя для этого технологию распознавания лиц в решении для операций предполётного досмотра. Также за счёт ускоренного процесса обработки багажа пытаются достичь сокращения минимального времени пересадки для транзитных и трансферных пассажиров. С помощью внедрения систем энергоэффективности добиваются снижения затрат на инфраструктуру.
Транспорт был и остается отраслью, производящей колоссальный объём данных, при этом используется лишь малая его часть. Это огромный потенциал для развития. И его реализация в наши дни осуществляется самым активным образом.
По словам экспертов, преимущества аэровокзалов нового типа неоспоримы, они шаг за шагом будут вытеснять традиционную модель аэропортов. Терминал аэропорта — главный «элемент» коммерческого аэропорта, а также сложная сеть систем, которые вместе должны обеспечить пассажирам желаемый, эффективный и запоминающийся опыт.
Литература:
- Воробьёв В. О. Цифровизация аэропорта — насущное требование времени. — Текст электронный // Журнал «Вестник связи». № 3.2022 (11)
- Big data в авиационной отрасли: варианты применения. — Текст электронный // Международный научно-исследовательский журнал. № 5 (107). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/big-data-v-aviatsionnoy-otrasli-varianty-primeneniya/viewer
- Новые технологии авиаперевозок. — Текст электронный // Информационный бюллетень НИУ ВШЭ. URL: https://issek.hse.ru/trendletter/news/211410732.html
- Полешкина И. О., Васильева Н. В. Технология blockchain как инструмент управления цепями поставок с участием воздушного транспорта. — Текст электронный // Научный вестник МГТУ ГА. Том 23. № 2 (72). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-blockchain-kak-instrument-upravleniya-tsepyami-postavok-s-uchastiem-vozdushnogo-transporta/viewer
- Соколов О. А., Васин И. Ю. Внедрение биометрических технологий для обслуживания пассажиров в аэропортах. — Текст электронный // Журнал «Научный лидер». 2023. № 10 (108). URL: https://scilead.ru/article/4118-vnedrenie-biometricheskikh-tekhnologij-dlya-o
- Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года. — Текст электронный //Минтранс. URL: https://mintrans.gov.ru/documents/8/11577
- Технологические тренды в аэропортах. — Текст электронный //Портал TAdviser статья от 20.12.2019. URL: https://www.tadviser.ru/a/429933
- Цифровая трансформация в авиатранспортной отрасли. — Текст электронный // Газета «Транспорт России». 15.06.2022. URL: https://transportrussia.ru/razdely/vozdushnyj-transport/8901-tsifrovaya-transformatsiya-v-aviatransportnoj-otrasli.html