Концепция дошкольного образования, ориентиры и требования ФГОС очерчивают ряд достаточно серьезных требований к познавательному развитию дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР), частью которого является математическое развитие.
Сравнительное исследование закономерностей наглядного мышления у нормотипичных детей дошкольного возраста и детей с ЗПР, проведенного Е. А. Стребелевой, свидетельствует о том, что нормально развивающиеся дети проходят все этапы развития наглядных форм мышления без специальных целенаправленных педагогических воздействий. В отличие от них дети с задержкой психического развития могут достичь положительных результатов в развитии мышления только в процессе длительной коррекционной работы.
Для формирования математических представлений необходимы развитая познавательная активность, интерес, произвольность деятельности и самоконтроля. Детям дошкольного возраста с задержкой психического развития характерны познавательная пассивность, связанная со снижением интереса, а также несформированные произвольная деятельность и самоконтроль.
Процесс образования для детей должен быть увлекательным, поскольку только в этом случае они не теряют интерес к образовательной деятельности и активно в нее вовлечены. Внедрение в занятия игровых методов и приемов делает процесс обучения и формирования элементарных математических представлений более эффективным.
Игровые технологии выступают основой всего дошкольного образования. Практической значимостью является своевременно проводимая, продолжительная коррекционная работа учителя-дефектолога, педагога-психолога и воспитателей группы с детьми.
Дошкольники с задержкой психического развития могут определять пространственное расположение объектов относительно себя на наглядном уровне, но пространственная ориентировка по словесной инструкции вызывает у них значительные затруднения, так же как и самостоятельное определение, и называние пространственных отношений. Поэтому дети данной категории нуждаются в специально организованных условиях воспитания и обучения с целью удовлетворения их образовательных потребностей. Одним из таких условий, нацеленных на преодоление указанных выше проблем у детей ОВЗ, является использование пособия «Палочки Кюизенера». Они оказывают дополнительное положительное воздействие на ребенка с ЗПР: развивают мелкую моторику пальцев, пространственное и зрительное восприятие, стимулируют воображение, развивают речь.
Основные особенности этого дидактического материала — абстрактность, универсальность, коррекционная направленность, высокая эффективность. Палочки Кюизенера в наибольшей степени отвечают монографическому методу обучения числу и счету. Числовые фигуры, количественный состав числа из единиц и меньших чисел — это неизменные атрибуты монографического метода, как, впрочем, и идея автодидактизма, оказались весьма созвучными современной дидактике группы компенсирующей направленности. Счетные палочки Кюизенера выступают полифункциональным математическим пособием, которое помогает «через руки» ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше — меньше», «право — лево», «между», «длиннее -короче», «выше — ниже», «около», «рядом», «позади», и многое другое. Набор способствует развитию детского творчества, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.
На начальном этапе занятий палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами.
На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
Начинаю знакомство с постепенно усложняющихся заданий.
Путешествуя по альбому «Волшебные дорожки», учимся различать и показывать цвет (синий, красный, желтый). Предлагаю ребенку послушать вопросы и выполнить несложные задания: «По какого цвета дорожке бежит сороконожка?» «Покажи мне палочку синего цвета». «Давай проверим, можно ли из палочек выложить дорожку».
— Знакомимся с палочками. Вместе с детьми рассматриваем, перебираем, трогаем, сравниваем все палочки, рассказываем, какого они цвета, длины.
— Выкладываем из палочек на плоскости дорожки, заборы, поезда, квадраты, прямоугольники, предметы мебели, разные домики, гаражи.
— Предлагаю детям пройтись пальчиками по ступенькам лесенки.
Каждая страничка альбома обогащает словарь ребенка определенными словами. Важно на каждой страничке рассмотреть как можно больше деталей. «На разноцветной дорожке кошки меряют сапожки». У рыжей кошки какого цвета сапожки? А у белой кошки? Способом наложения ребенок выкладывает палочки определенного цвета и размера на картинку-схему, учится соотносить цвет и размер, одновременно проговариваем все действия ребенка.
На следующей странице альбома рассматриваем маму — кошку (ее платьице, шляпку, дирижерскую палочку), обращаем внимание ребенка: веселые котята или грустные. «Для нашей мамы кошки поем мы на дорожке». «Котята веселые. Как они поют? Мяу, мяу». Для неговорящих детей много раз повторяем звукоподражания разных домашних животных, в рамках лексической темы.
По лексической теме «Дикие животные», рассматривая зайчиков, выясняем с детьми, что такое одинаковые и разные по цвету. «На лесной дорожке зайчики — трусишки: шапки одинаковы, разные штанишки». Сравниваем по длине розовую и голубую палочки: какая длиннее, а какая короче? Выясняем, у какого зайчика штанишки длиннее. Оказывается, штанишки разные по цвету и длине.
Приятно ребятам бродить по «Волшебным дорожкам», встречая сказочных героев, вспоминать знакомые сказки, перечитывать, пересказывать и обыгрывать их.
Также для формирования математических представлений у детей с задержкой психического развития использую в своей коррекционной работе логические блоки Дьенеша.
Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов.
Блоки развивают у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение), логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание).
В наборе нет одинаковых фигур. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером.
В начале работы знакомлю детей с блоками. Выкладываю перед детьми наборы и даю им рассмотреть, поиграть самостоятельно с детальками: потрогать, перебрать, подержать в руках.
Использую с наборами блоков альбомы «Блоки Дьенеша для самых маленьких» и «Маленькие логики» — 1, 2, которые состоят из развивающих образовательных игр, способствующих развитию предпосылок логического мышления.
В первых четырех играх обращаю внимание ребенка только на один признак блока (первая игра — все круглые, вторая — все квадратные, третья — все прямоугольные, четвертая — все треугольные блоки).
Игры в альбоме сопровождаются короткими стихотворениями и физминутками с целью поддержания интереса ребенка к содержанию игры и обеспечения необходимой двигательной и речевой активности.
Игра «Бусы для мамы» сопровождает действия ребенка словами песенки: «Мамочка, милая мама моя! Пусть эта песенка будет твоя! Ля-ля-ля-ля! Ля-ля-ля-ля! Пусть эта песенка будет твоя!». Ребенок выкладывает способом наложения круглые блоки одного цвета и размера, подходящие к схеме.
Следующие четыре игры усложняются — теперь задействованы одновременно два признака фигур при составлении силуэтов: форма и цвет. Усложнение — повторяем в определенной последовательности: красный, синий, желтый, красный, синий, желтый блоки разного размера.
Далее задания усложняются. Например, в рамках темы «Дикие животные» выкладываем из блоков домик белочки. Ребенок из полного набора логических блоков Дьенеша выбирает все квадратные (самостоятельно или с помощью педагога). Затем выкладывает дупло белочки, чередуя большие и маленькие квадратные блоки. Педагог сопровождает действия ребенка художественным словом: «Белочка живет в дупле, на развесистой сосне. Любит свой уютный дом — чистота, порядок в нем». «Белка спряталась в дупло: в нем уютно и тепло. Запасла грибов и ягод. Столько, что не съесть и за год». Ребенок, выкладывая квадратные блоки, называет их цвет и размер: большой красный, маленький синий, большой желтый, маленький красный и так далее.
В дидактических играх «Мостик через речку», «Ежик», «Зайкин огород», «Веселые Каркуши», «Машинки» и так далее, ребенок учится последовательности игровых действий в соответствии со схемой в альбоме, выкладывает блоки, чередуя большие и маленькие круглые блоки, большие и маленькие треугольные и прямоугольные блоки, называя их цвет и размер.
Таким образом, результаты коррекционной работы показывают, что использование логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера способствуют успешному формированию элементарных математических представлений, активизации речи, развитию мелкой моторики рук у детей с задержкой психического развития.
Литература:
1. Михайлова З. А., Носова Е. А. Логико-математическое развитие дошкольников. Игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кюизенера/ СПб, Издательство «Детство — Пресс», 2015.
2. Баряева Л. Б. Математическое развитие интеллектуальной недостаточностью / Л. Б. Баряева. — СПб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2004.
3. Борякова, Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: учебно-методическое пособие / Н. Ю. Борякова. — М.: Гном-Пресс, 2000.