Квалификация работника как главное условие инициативно-целевой технологии разработки управленческого решения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №18 (465) май 2023 г.

Дата публикации: 05.05.2023

Статья просмотрена: 47 раз

Библиографическое описание:

Бытю, Л. А. Квалификация работника как главное условие инициативно-целевой технологии разработки управленческого решения / Л. А. Бытю. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 18 (465). — С. 82-84. — URL: https://moluch.ru/archive/465/102268/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье автор рассматривает значимость квалификации работника в инициативно-целевой технологии при разработке управленческого решения.

Ключевые слова: квалификация, профессионализм, управленческое решение, инициатива, инициативно-целевая технология.

При разработке и принятии управленческого решения используются определенные технологии, при помощи которых руководитель осуществляет управленческое воздействие на персонал для достижения общих целей организации. Технологии подразделяются на процессорные и целевые технологии. Квалификация прямо пропорционально связана с целевыми технологиями, поэтому наиболее сильный акцент стоит сделать на данной технологии.

Целевая технология (ЦТ) — это технология, основанная на приоритете целей над ситуациями. ЦТ ориентирует решение на достижение цели, а не на устранение возмущающих воздействий [2, с.33].

К примеру, Комитет по культуре в городе Санкт-Петербурге ставит главную цель на 2023 год укрепление роли Санкт‑Петербурга как города с активной и современной культурной жизнью и создание условий для развития и продвижения креативных индустрий. Комитет будет стремится выполнить свою цель несмотря ни на что, для того чтобы его деятельность была признана оптимальной с наилучшим результатом.

В данном примере отчётливо видно, что исполнительный орган власти Санкт-Петербурга ставит перед собой цель, без возмущающих действий. В этом и есть сущность целевой технологии.

Целевая технология имеет 3 подвида: инициативно-целевая, программно-целевая, регламентная. Инициативно-целевая технология является наиболее сложной, среди данных видов. Она включает в себя следующие условия (таблица 1).

Таблица 1

Особенности инициативно-целевой технологии [7, с.56]

Показатель

Характеристика

1. Штат работников организации или подразделения

Не более 10 человек

2. Время выполнения задания

Не должно превышать одного месяца со для его выдачи

3. Квалификация

Высокий профессионализм персонала или большое доверие к нему со стороны руководителя

4. Цель деятельности

Производство новых товаров, услуг, информации или знаний

5. Взаимодейтсия в организации

Наличие устойчивых неформальных отношений в коллективе

Данная технология основана на выдаче заданий без указания средств и методов их выполнения и рассчитана на инициативного, профессионального и квалифицированного исполнителя.

Инициативно-целевая технология предусматривает разработку руководителем только конечной цели задания для работника или группы, а также срока выполнения без указания механизма ее достижения. При этом цель может быть не достигнута по каким-либо причинам, может быть достигнута в предусмотренные сроки или раньше, может быть достигнута за пределами установленного срока [7, с.43].

Инициативно-целевая технология дает большой простор для инициативных решений подчиненных, но в то же время усложнена тем, что решения принимаются самостоятельно работником, без указания методов и механизмов решения задачи.

Стоит отметить, что данная технология направлена на производство новых товаров и услуг, информаций и знаний, которые ранее нигде не использовались. Профессионализм работника имеет огромный вклад в развитие решения.

Квалификация — это способность специалиста выполнять работу определенной сложности. Квалификация определяется теоретической подготовкой, зависящей от уровня образования, и опыта приобретаемого в практической деятельности. Каждая профессия требует своего сочетания теоретической подготовки и опыта [5, с. 21].

Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации статье 195.1 «Профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции».

По уровню квалификации рабочие делятся на низко квалифицированных, квалифицированных, высококвалифицированных. Профессиональный стандарт предусматривает пятый, шестой и седьмой уровень квалификации.

Пятый уровень квалификации предполагает самостоятельную работу по решению практических задач, требующих самостоятельного анализа ситуации, способов решения. Этот квалификационный уровень относится к первой обобщенные трудовой функции — документ оборот по учёту кадров, и их приему, перемещению и увольнению; работе с документами и предполагает наличие среднего профессионального образования.

Шестой уровень квалификации — это самостоятельная деятельность по определению задачи собственные задачи и подчинённых для достижения конкретной цели. Указанный уровень относится к обобщенным трудовым функциям и затрагивает следующие работы: администрирование документа оборота, организации аттестации специалистов и их проведение, организации обучения стажировок персонала фирмы, разработка системы оплаты труда, премирование и нематериальные мотивации, разработка корпоративной политики и контроль за её внедрение и так далее. Требует наличие высшего образования (бакалавриат) и дополнительного профильного образования.

Седьмой уровень квалификации относится к обобщенным трудовым функциям по определению стратегии, управления процессами и деятельностью, в том числе инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений. Седьмой уровень квалификации относится к руководящем должностям и требует наличие высшего образования (уровень магистратура) либо стажа работы по специальности не менее пяти лет и дополнительного профессионального образования [5, стр. 120].

Квалификационный справочник должностей включает в себя характеристики должностей руководителей организаций и учреждений, их структурных подразделений, а также специалистов и других служащих. Благодаря этому классификатору получаем первое деление служащих на три группы (таблица 2).

Таблица 2

Группы служащих и их основной состав [5, с.22]

Группа служащих

Состав группы

1. Руководитель

Руководители организаций, руководители служб и подразделений в организациях.

2. Специалист

Специалисты занятые инженерно-техническими экономическими работами, специалисты заняты в сельском хозяйстве, специалисты заняты медицинским обслуживанием, специалисты занятые на работах по международным связи, специалисты юридических службы.

3. Другие служащие

Категория технических исполнителей: технический исполнители заняты учёта и контроля, технические исполнителей заняты подготовкой и оформления документации, технические исполнители заняты хозяйственным обслуживанием.

Специфика предприятия, его размер, организационно–правовая форма и отраслевая принадлежность обуславливают требования к профессионально–квалификационному составу работников [1].

Структуру персонала предприятия характеризует соотношение численности отдельных категорий работников в их общей численности. Наибольший удельный вес в структуре кадров промышленных предприятий занимают рабочие. Как было сказано выше квалификация работника определяется теоретической подготовкой, зависящей от уровня образования, и опыта приобретаемого в практической деятельности. Из этого складывается профессионализм работника, который он будет применять на своем рабочем месте.

Можно сказать, что профессионализм, квалифицированность и ответственность работника имеют прямую зависимость с инициативно-целевой технологией, а именно: чем выше квалифицированность работника, тем выше возможность грамотно и оперативно решить задачу или разработать верное управленческое решение, и наоборот. Квалифицированный работник вызывает большего доверия у руководителя, который может с полной уверенностью доверить решение сложной задачи.

Профессионал своего дела, не боится ответственности он грамотно расставляет приоритеты в принятии и реализации принятия решения, рассматривает все возможные риски, имеет возможность собеседовать с коллегами и наконец выносить оперативные решения по тому или иному вопросу.

Управленческое решение будет наиболее четким, достоверным и полным, если исполнитель сам будет уверен в своем решении, а это невозможно без опыта, желания и профессионализма.

Литература:

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 25.02.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) [Электронный ресурс] — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_34683/
  2. Бусов, В. И. Управленческие решения: учебник для бакалавров / В. И. Бусов. — М.: Издательство Юрайт, 2020. — 254 с.
  3. Виханский О. С. Менеджмент: Учебник / Виханский О. С., Наумов А. И., — 6-е изд., перераб. и доп — М.:Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2019. 450 с.
  4. Коргова, М. А. Кадровый менеджмент: учебное пособие для вузов / М. А. Коргова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 216 с.
  5. Левина, С. Ш. Управленческие решения: моногр. / С. Ш. Левина, Р. Ю. Турчаева. — М.: Феникс, 2019. — 224 c.
  6. Литвинюк А. А. Управление персоналом: учебник/ А. А. Литвинюк — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023–462 с.
  7. Ловчева, М. В. Управление персоналом: теория и практика. делопроизводство в кадровой службе: учеб.-практ. пособие / М. В. Ловчева, Е. Н. Галкина, Е. В. Гурова; под ред. А. Я. Кибанова. — М.: РГ-Пресс, 2021. — 78 с.
  8. Трофимов, В. В. Методы принятия управленческих решений / В. В. Трофимов, Л. А. Трофимова. — М.: Юрайт, 2020. — 336 c.
  9. Юкаева, В. С. Принятие управленческих решений / В. С. Юкаева, Е. В. Зубарева, В. В. Чувикова. — М.: Дашков и Ко, 2019. — 324 c.
  10. Чернопятов, А. М. Маркетинг персонала / А. М. Чернопятов. — 2-е изд., стер. — М.; Берлин: Директ-Медиа, 2019. — 277 с.
Основные термины (генерируются автоматически): инициативно-целевая технология, уровень квалификации, управленческое решение, теоретическая подготовка, целевая технология, высшее образование, группа служащих, практическая деятельность, профессиональный стандарт, трудовая функция.


Ключевые слова

квалификация, профессионализм, управленческое решение, инициатива, инициативно-целевая технология

Похожие статьи

Инновационные кадровые технологии как вектор успеха современного учителя

Автор рассматривает применение инновационных кадровых технологий в проектировании деятельности современного педагога как возможность успешного профессионального развития. В работе анализируются основные и современные тенденции развития кадровых техно...

Компетентностный подход в подготовке конкурентоспособного специалиста

В статье актуализируются основные положения компетентностного подхода в подготовке будущих учителей.

Разработка научного подхода к формированию модели программы развития молодых специалистов

В статье представлен научный подход к формированию гибкой модели программы развития молодых специалистов, которая учитывает факторы стратегии компании, текущей оценки персонала, особенностей категории персонала, специфика отрасли и цели развития.

Планирование и развитие карьеры в современной организации

В статье рассматриваются современные тенденции развития карьеры. Актуальность и практическая значимость проблемы планирования карьеры сотрудников в организациях определяется динамическими процессами, происходящими в социальной среде, что требует от к...

Формирование коммуникативной компетенции студентов профессиональных образовательных организаций средствами учебных задач

В статье рассматривается коммуникативная компетенция как одно из приоритетных направлений подготовки конкурентоспособных и высококвалифицированных кадров, отвечающих современным требованиям рынка труда, учебные задачи, коммуникация.

Наставничество как условие формирования лидерских компетенций в процессе профессионального становления специалиста в образовательном учреждении

В статье рассматривают возможности наставничества как инновационной формы работы с молодыми специалистами системы образования и условия формирования у учителей лидерских компетенций.

Современные подходы в образовании будущих дизайнеров в процессе формирования профессиональных и первичных способностей

В данной научной статье выявлены и рассмотрены задачи педагогического обучения молодых дизайнеров в процессе формирования готовности к инновационной и профессиональной деятельности.

Технологизация процесса обучения бакалавров профессионального обучения при формировании профессиональных компетенций

Технологизация процесса обучения бакалавров профессионального обучения при формировании профессиональных компетенций предполагает необходимость идентификации составляющих профессиональные компетенции и применения метода проектов как возможности внедр...

Разработка методики оценки инновационной активности персонала организации

В статье представлены результаты исследования проблем оценки инновационной активности, позволившего разработать методику, апробированную на инновационном предприятии. Одним из основных элементов данной методики является расчет инте-грального показат...

Стандартизация и сертификация в области управления проектами как методологическая основа проектной деятельности на предприятии

В статье обоснована сложность выбора методологической основы для реализации проектоориентированной деятельности на предприятии. Рассматриваются и анализируются преимущества и недостатки международных стандартов, которые формируют методологическую осн...

Похожие статьи

Инновационные кадровые технологии как вектор успеха современного учителя

Автор рассматривает применение инновационных кадровых технологий в проектировании деятельности современного педагога как возможность успешного профессионального развития. В работе анализируются основные и современные тенденции развития кадровых техно...

Компетентностный подход в подготовке конкурентоспособного специалиста

В статье актуализируются основные положения компетентностного подхода в подготовке будущих учителей.

Разработка научного подхода к формированию модели программы развития молодых специалистов

В статье представлен научный подход к формированию гибкой модели программы развития молодых специалистов, которая учитывает факторы стратегии компании, текущей оценки персонала, особенностей категории персонала, специфика отрасли и цели развития.

Планирование и развитие карьеры в современной организации

В статье рассматриваются современные тенденции развития карьеры. Актуальность и практическая значимость проблемы планирования карьеры сотрудников в организациях определяется динамическими процессами, происходящими в социальной среде, что требует от к...

Формирование коммуникативной компетенции студентов профессиональных образовательных организаций средствами учебных задач

В статье рассматривается коммуникативная компетенция как одно из приоритетных направлений подготовки конкурентоспособных и высококвалифицированных кадров, отвечающих современным требованиям рынка труда, учебные задачи, коммуникация.

Наставничество как условие формирования лидерских компетенций в процессе профессионального становления специалиста в образовательном учреждении

В статье рассматривают возможности наставничества как инновационной формы работы с молодыми специалистами системы образования и условия формирования у учителей лидерских компетенций.

Современные подходы в образовании будущих дизайнеров в процессе формирования профессиональных и первичных способностей

В данной научной статье выявлены и рассмотрены задачи педагогического обучения молодых дизайнеров в процессе формирования готовности к инновационной и профессиональной деятельности.

Технологизация процесса обучения бакалавров профессионального обучения при формировании профессиональных компетенций

Технологизация процесса обучения бакалавров профессионального обучения при формировании профессиональных компетенций предполагает необходимость идентификации составляющих профессиональные компетенции и применения метода проектов как возможности внедр...

Разработка методики оценки инновационной активности персонала организации

В статье представлены результаты исследования проблем оценки инновационной активности, позволившего разработать методику, апробированную на инновационном предприятии. Одним из основных элементов данной методики является расчет инте-грального показат...

Стандартизация и сертификация в области управления проектами как методологическая основа проектной деятельности на предприятии

В статье обоснована сложность выбора методологической основы для реализации проектоориентированной деятельности на предприятии. Рассматриваются и анализируются преимущества и недостатки международных стандартов, которые формируют методологическую осн...

Задать вопрос