В статье автор анализирует связь учебной мотивации и эмоционального отношения к обучению у младших подростков.
Ключевые слова: учебная мотивация, эмоциональное отношение к учебе, младшие подростки.
В настоящее время происходят значительные перемены в современном обществе. С развитием нано-технологий, бесспорно, наука и техника шагнули значительно вперёд. В свою очередь, с техническим прогрессом меняется и сам человек. Политические, экономические и социальные изменения в обществе особенно влияют на формирование личности младшего подростка. С одной стороны, технический прогресс стимулирует интеллектуальное развитие младших подростков, с другой — оказывают влияние на развитие всех сфер личности. Погружение детей и подростков в современные гаджеты, замена школьных интересов на досуг, замена личного общения со сверстниками на общение через социальные сети и мессенджеры приводят к снижению учебной мотивации и меняют эмоциональное отношение к самому процессу обучения. В связи с этим возникает необходимость применять новые и эффективные подходы к формированию учебной мотивации в современной системе образования. Ведь образование основывается не только на развитии знаний, умений и навыков, но и формировании целостного образа личности, включающей мотивационные потребности [3].
Отношение к учебной деятельности предопределяет и отношение к выбору профессии в будущем, активной деятельности во взрослом возрасте. Поэтому очень важно развивать и поддерживать интерес к обучению, учебную мотивацию и позитивное эмоциональное отношение ко всему процессу обучения в младшем подростковом возрасте [1].
Поэтому для выявления связи между учебной мотивацией и эмоциональным отношением к обучению было проведено исследовании, в котором приняли участие 50 младших подростков 11–12 лет, обучающихся в пятых классах, из них — 29 мальчиков и 21 девочка.
В исследовании использовались следующие методики: методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в модификации А. А. Андреева; опросник «Учебная мотивация школьников» в модификации Н. Г. Лускановой; методика изучения мотивации обучения обучающихся пятого-одиннадцатого класса, разработанная М. И. Лукьяновой и Н. В. Калининой.
В результате анализа полученных результатов оказалось, что чем выше уровень развития учебной мотивации, тем выше уровень развития познавательной активности и меньше выражены такие показатели, как «гнев» и «тревожность». Соответственно, чем ниже уровень развития учебной мотивации, тем ниже уровень развития познавательной активности и более выражены такие показатели, как «тревожность» и «гнев».
Так, если рассматривать полученные результаты более детально, то оказывается, что имеется связь между уровнем развития учебной мотивации и уровнем развития познавательной активности:
– младшие подростки, обладающие высоким уровнем учебной мотивации, также обладают и высоким уровнем развития познавательной активности;
– у младших подростков, имеющих, наоборот, низкий уровень развития учебной мотивации, наблюдается низкий уровень познавательной активности;
– те младшие подростки, у которых сформированность учебной мотивации отражена средним уровнем развития, соответственно, обладают и средним уровнем развития познавательной активности.
Также была выявлена тенденция в наличии связи учебной мотивации младших подростков с уровнем развития их тревожности:
– младшие подростки, имеющие высокий уровень развития учебной мотивации, показывают низкий уровень развития тревожности;
– младшие подростки, чей уровень развития учебной мотивации — низкий, имеют высокий уровень тревожности;
– младшие подростки, показывающие средний уровень развития учебной мотивации, имеют такой же средний уровень развития тревожности.
Ещё одна тенденция была выявлена в развитии учебной мотивации и выраженности гнева у младших подростков:
– школьники с высоким уровнем развития учебной мотивации имеют низкий уровень развития гнева;
– школьники же с низким уровнем развития учебной мотивации имеют высокий уровень развития гнева;
– школьники, чей уровень развития учебной мотивации соответствует среднему, показывают средний уровень развития гнева.
Благодаря математической обработки данных также были выявлены были отмечены некоторые закономерности:
– наличие сильной и обратной связи между учебной мотивацией и уровнем развития гнева (уровень развития гнева влияет на уровень учебной мотивации, с повышением уровня развития гнева понижается уровень учебной мотивации);
– наличие сильной и обратной связи между уровнем развития учебной мотивации и уровнем развития тревожности (уровень развития тревожности влияет на уровень развития учебной мотивации, с повышением уровня развития тревожности понижается уровень развития учебной мотивации);
– наличие сильной и прямой связи между уровнем развития учебной мотивации и уровнем развития познавательной активности младшего подростка (уровень развития учебной мотивации оказывает своё влияние на уровень развития познавательной активности).
Таким образом, мы видим, что эмоциональное отношение к учению (проявление гнева и тревожности или же, наоборот, их отсутствие), несомненно, влияют на уровень развития учебной мотивации младших подростков. А отсутствие тревожности и гнева по отношению к процессу учения, наоборот, положительно сказываются на формировании учебной мотивации. Полученные результаты говорят о наличии единства эмоциональных и мотивационных процессов, о том, что младший подросток руководствуется, в первую очередь, эмоциями, которые вызывает у него процесс учения, по отношению к этому процессу.
Полученные результаты можно объяснить тем, что состояние тревоги сопровождается ожиданием, предвосхищением неудач, ожиданиями опасности. Именно для младшего подростка такие ожидания тесно связаны с их самоидентичностью — школьники, неуверенные в себе, испытывающие некую беспомощность, склонны преувеличивать масштаб возникающих перед ними возможных трудностей. Также и с влиянием на учебную мотивацию тревожности — уже заранее личность считает, что может не справиться с трудностями.
Положительные же эмоции (в данном случае — низкие уровни развития тревожности и гнева) соответственно положительно влияют на протекание учебной деятельности, наличие высокого уровня развития учебной мотивации. Наличие познавательной активности в учебном процессе демонстрирует наличие интереса к учению, на что влияет высокий уровень развития учебной мотивации.
Анализ соответствующей психолого-педагогической литературы позволил выделить основные моменты, касающиеся условий, которые бы наиболее благоприятно способствовали бы повышению учебной мотивации, а также формированию положительного отношения к учению:
– способствовать проявлению школьника как творческой личности в различных учебных ситуациях;
– выстраивать различные ситуации, в которых младший школьник мог почувствовать себя успешным, с социальным признанием;
– создавать положительную, благоприятную атмосферу на занятии;
– способствовать снижению уровня тревожности школьников посредством исключения угроз и упрёков, всяческих насмешек, моментов, окрашенных иронией и т. п.;
– способствовать исключению возникновения у подростков чувства страха, возникающего вследствие ситуации риска, в которой он может бояться совершить ошибку, дать неправильный ответ, забыть или смутиться (педагог должен понимать, что ребёнок — личность, которая тоже может ошибаться, забывать, не понимать);
– моделировать такие учебные ситуации, в которых у детей формировались бы такие чувства, как чувство уверенности, чувство удовлетворённости, объективное понимание собственной самооценки, а также, что немаловажно, появлялось бы ощущение радости от активного участия в процессе учебной деятельности;
– активно использовать принцип наглядности на занятиях, тем самым повышая учебную мотивацию детей и интерес (дети лучше воспринимают материал, если он яркий, его можно потрогать, на него можно посмотреть);
– включать в учебную деятельность разнообразные, занимательные, новые виды деятельности, способствующие эмоциональному стимулированию, а также проявлять личную активную, эмоциональную позицию с целью вовлечения детей в занятие и предупреждения у них возникновения такого чувства, как скука;
– стимулировать детей на возникновение оптимистического настроя по отношению к процессу учения, желания преодолевать трудности, чувство сомнения, придавать уверенности в собственных действиях, давать установку на достижение новых целей;
– оценивать не ребёнка, а результат его действий;
– регулярно проводить индивидуальную работу с детьми с целью обсуждения имеющихся достижений у школьников, а также пробелов в каких-то областях, показывать заинтересованность тем, какие результаты показывает школьник, а также тем, как школьник относится к процессу учения;
– организовывать совместные обсуждения в ситуациях, когда педагог сам допускает ошибки или понимает, что его работа сделана недостаточно хорошо (детям нужно видеть, что все люди ошибаются и у всех людей бывают промахи, им важно видеть перед собой пример самокритичного и ответственного за собственные ошибки взрослого); с этой же целью можно организовывать различные встречи с интересными людьми, которые бы делились со школьниками своими победами и неудачами [4];
– включать в учебный процесс моменты рефлексии (дети должны научиться находить связь между тем, сколько усилий они приложили и какой результат, в конечном итоге, они получили);
– способствовать развитию познавательного интереса младших подростков:
- избегать возникновения переутомления у детей и учебных перегрузок;
- качество и количество предлагаемого детям учебного материала должны быть адекватны способностям и возможностям детей;
- важно стимулировать развитие у детей познавательного интереса посредством самого содержания обучения [2];
- использовать разнообразные приёмы (задания-шутки, кроссворды, использование красочных иллюстраций, игр);
- активно использовать в своей работе с детьми различные проблемные и поисковые ситуации, проблемно-поисковые методы обучения, которые несомненно способствуют возникновению у детей интереса, поскольку в данном случае им не преподносится готовый материал, а его необходимо добыть самим коллективно;
- организовывать учебные занятия с опорой на игру с интеллектуальным подтекстом.
Таким образом, практическая значимость исследования нашла отражение в достоверных результатах и выводах, которые могут быть использованы в образовательном процессе с целью повышения учебной мотивации и эмоционального отношения к учению у младших подростков. Также, благодаря анализу литературы были определены условия, способствующие формированию эмоционально положительного отношения к учению у младших подростков Поэтому полученные в исследовании результаты могут быть применены в практике психолого-педагогического сопровождения младших подростков.
Литература:
- Алфеева Е. В. Изучение мотивов учения и отношения младших школьников к учебной деятельности / Е. В. Алфеева //Вестник Курганского государственного университета. Серия: Физиология, психофизиология, психология и медицина. — 2014. — № 1(3). — С. 59–62.
- Воронкова И. В., Лагутина Е. Н., Адаскина А. А. Особенности учебной мотивации и эмоционального отношения к учению обучающихся 4-х классов (на примере традиционного и развивающего обучения) // Психолого-педагогические исследования. — 2022. — Том 14. — № 1. — С. 32–48.
- Жулина Г. Н. Проблема развития мотивации учения младших школьников / Г. Н. Жулина, В. Г. Хан // Всероссийская научно-практическая конференция Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация. — 2013. — № 1. — С. 285–288.
- Кулагина И. Ю. Доминирующая мотивация школьников: возрастные тенденции и условия развития // Культурно-историческая психология. — 2015. — Т. 11. — № 3. — С. 100–109.