Исследование межличностных отношений детей в коллективе младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №18 (465) май 2023 г.

Дата публикации: 05.05.2023

Статья просмотрена: 1331 раз

Библиографическое описание:

Марченко, С. И. Исследование межличностных отношений детей в коллективе младших школьников / С. И. Марченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 18 (465). — С. 279-282. — URL: https://moluch.ru/archive/465/102279/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье автор проводит исследование межличностных отношений детей младшего школьного возраста в коллективе класса методом социометрии.

Ключевые слова: психология, межличностные отношения, класс, социометрия, коллектив младших школьников, социальное общество, социальная активность.

Взаимоотношения детей младшего школьного возраста, то есть система межличностных отношений сверстников в начальной школе, является потребностью реализации социальной сущности каждого ребёнка. В начальной школе при вступлении ребёнка в коллектив у него формируется потребность соответствия требованиям социума — потребность реализации социальной значимости. Социальное развитие подразумевает формирование человека как личности, включение его в различные системы социальных институтов и отношений [2, с. 26]. Это является главным неосознанным мотивом ребёнка на взаимодействие с другими: поиск друзей, выполнение правил общества, общие интересы со сверстниками и тому подобное.

Начальная школа — первый главный этап формирования социальной стороны личности ребёнка. Данную тему рассматривают постоянно, так как общество вносит каждый раз новые поправки в воспитание, формирующее личность детей. В коллективе младших школьников ребёнок быстро усваивает иерархию и стремится занять ту или иную позицию, определяется его роль в отношениях со сверстниками — это важный период перехода ребёнка в новую социально значимую систему отношений.

Для организации и проведения исследования межличностных взаимоотношений детей в коллективе младшего школьного возраста мы выбрали метод социометрии. «Социометрия — это способ измерения межличностных отношений, призванный обнаружить глубинную, основанную на теле-отношениях структуру группы, в отличие от формальной её структуры» — писал автор социометрии, психиатр Якоб Леви Морено.

Цель этой методики — диагностика эмоциональных связей в группе, то есть взаимных симпатий между членами коллектива, а также выявление авторитета членов группы по признакам симпатии — антипатии (лидеры, аутсайдеры и т. д.). Социометрия, как метод эмпирического исследования, позволяет измерять взаимоотношения в коллективе, выявлять уровень сплочённости группы [1, с. 132].

Экспериментальная база нашего исследования средняя общеобразовательная школа. В исследовании приняли участие 27 человек (14 мальчиков и 13 девочек) 2 класса в возрасте 7–9 лет.

Обучающимся класса предлагалось ответить на вопрос: «Если ты не знаешь, что тебе задано на дом, к кому из одноклассников ты можешь обратиться за разъяснением домашнего задания?»

Первым на листе указывается тот обучающийся, кому ребёнок отдаёт наибольшее предпочтение, то есть симпатию, затем записываются фамилии тех обучающихся, кому отдаётся предпочтение во вторую и третью очередь.

Данные, полученные нами с помощью этой методики, представлены в Таблице 1 и социограмме (рисунок 1).

Таблица 1

Матрица социометрических выборов обучающихся 2 класса

В соответствии с данными, полученными из таблицы 1, социометрическая структура класса имеет следующий вид (таблица 2).

Таблица 2

Социометрическая структура 2 класса

Анализируя полученные данные, можно сделать вывод о том, что разделение обучающихся на группы не выявлено, мальчики с девочками выбирают друг друга взаимно, значит, можно сказать, что они общаются во время процесса обучения и воспитания в классе.

Процентное соотношение статусных групп на данном уровне наглядно представлено на рисунке 1.

Процентное соотношение статусных групп во 2 классе Процентное соотношение статусных групп во 2 классе

Рис. 1. Процентное соотношение статусных групп во 2 классе

Из рисунка 1 видно, что в классе учеников, имеющих статус «Лидеры» (4 %) и учеников, статус которых «Предпочитаемые» (4 %) одинаковое количество. Ученики класса со статусом «Принимаемые» (84 %) имеют самый большой показатель в коллективе, а школьники со статусом «Аутсайдеры» (8 %) имеют показатель вдвое больше учеников-«Лидеров» и учеников-«Пренебрегаемых».

Система межличностных отношений 2 класса представлена на социоматрице (рисунок 2).

Групповая социограмма 2 класса

Рис. 2. Групповая социограмма 2 класса

На данных, представленных на Рисунке 2, следует, что в классе обучаются примерно 4 % «Лидеров», 4 % «Предпочитаемых», 84 % «Принимаемых» и 8 % «Аутсайдеров». Разделение обучающихся на две группы не выявлено, мальчики с девочками выбирают друг друга и взаимно, и нет. В группе лидерами являются Дмитрий С. и Дмитрий Щ.

Таким образом, социометрия, проведённая во 2 классе, выявила, что большинство детей имеет более или менее благоприятный статус. Средний уровень взаимоотношений детей в данном классном коллективе означает благополучие большинства детей в системе межличностных отношений, их удовлетворённость в общении, взаимодействии и признании. Мотивация выборов в большинстве случаев определяется желанием детей общаться, иметь общее дело, другие причины выступают как второстепенные.

Младший школьный возраст связан с переходом ребёнка к систематическому школьному обучению. Начало обучения в школе ведёт ребёнка к изменению, развитию своей социальной ситуации. На протяжении младшего школьного возраста начинают складываться новые типы отношений с окружающими людьми, ребёнок получает социальный статус.

Литература:

  1. Асадов, А. Н. Методологические возможности применения социометрии для измерения конфликтности в коллективе / Асадов А. Н. — Текст: электронный // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. — 2019. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-vozmozhnosti-primeneniya-sotsiometrii-dlya-izmereniya-konfliktnosti-v-kollektive?ysclid=ldyvkgwvp2691185603.
  2. Головей, Л. А. Психология развития и возрастная психология: учебник / Л. А. Головей. — 2-е изд., испр. — Москва: Юрайт, 2023. — 415 с. — ISBN 978–5-534–15965–3.
Основные термины (генерируются автоматически): младший школьный возраст, класс, начальная школа, группа, друг друга, метод социометрии, потребность реализации, процентное соотношение, разделение обучающихся, Рисунок.


Похожие статьи

Межличностные отношения дошкольников

В статье рассматривается тема межличностных отношений дошкольников, отмечается особое значение разновозрастных групп в формировании коммуникативных компетенций детей до семи лет. Приведены результаты исследования межличностных отношений в разновозрас...

Социальное взаимодействие подростков в условиях сельской школы

В статье рассмотрено социальное взаимодействие подростков в условиях сельской школы, а также представлены результаты диагностического исследования.

Социализация личности как проблема исследования отечественных и зарубежных ученых

В статье раскрываются вопросы интеграции социализации и образования в дошкольном возрасте, определяются факторы социализации, психологические технологии социализации и воспитания в контексте отечественных и зарубежных исследований.

Взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта ребенка и стиля семейного воспитания

В статье автор рассматривает результаты научного исследования по выявлению взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня развития эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста.

Социализация личности младшего школьника на уроках литературного чтения в начальной школе

В статье обосновывается возможность решения проблемы социализации личности младшего школьника в образовательной среде на уроках литературного чтения.

Взаимодействие ДОО и семьи как условие формирования культурно-гигиенических навыков в младшем дошкольном возрасте

В статье автор рассматривает основные аспекты проблемы взаимодействия ДОО и семьи в процессе формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Межличностные отношения в образовательной среде и их взаимосвязь с уровнем безопасности

В статье автор исследует межличностные отношения и их влияние на уровень психологической безопасности образовательной среды вуза.

Взаимосвязь свойств темперамента и межличностных отношений в дошкольном возрасте

В работе рассмотрена взаимосвязь свойств темперамента и межличностных отношений. В рамках эмпирического исследования, была выявлена связь между свойствами темперамента и межличностными отношениями.

Проблема управления взаимодействием дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки детей к школе в психолого-педагогических исследованиях

В данной статье автор рассматривает различные подходы к изучению проблемы управления взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки детей к школе.

Анализ феномена взаимодействия матерей с детьми младшего школьного возраста

В статье автор анализирует влияние родительского отношения матери на формирование личности младшего школьника.

Похожие статьи

Межличностные отношения дошкольников

В статье рассматривается тема межличностных отношений дошкольников, отмечается особое значение разновозрастных групп в формировании коммуникативных компетенций детей до семи лет. Приведены результаты исследования межличностных отношений в разновозрас...

Социальное взаимодействие подростков в условиях сельской школы

В статье рассмотрено социальное взаимодействие подростков в условиях сельской школы, а также представлены результаты диагностического исследования.

Социализация личности как проблема исследования отечественных и зарубежных ученых

В статье раскрываются вопросы интеграции социализации и образования в дошкольном возрасте, определяются факторы социализации, психологические технологии социализации и воспитания в контексте отечественных и зарубежных исследований.

Взаимосвязь уровня эмоционального интеллекта ребенка и стиля семейного воспитания

В статье автор рассматривает результаты научного исследования по выявлению взаимосвязи стиля семейного воспитания и уровня развития эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста.

Социализация личности младшего школьника на уроках литературного чтения в начальной школе

В статье обосновывается возможность решения проблемы социализации личности младшего школьника в образовательной среде на уроках литературного чтения.

Взаимодействие ДОО и семьи как условие формирования культурно-гигиенических навыков в младшем дошкольном возрасте

В статье автор рассматривает основные аспекты проблемы взаимодействия ДОО и семьи в процессе формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Межличностные отношения в образовательной среде и их взаимосвязь с уровнем безопасности

В статье автор исследует межличностные отношения и их влияние на уровень психологической безопасности образовательной среды вуза.

Взаимосвязь свойств темперамента и межличностных отношений в дошкольном возрасте

В работе рассмотрена взаимосвязь свойств темперамента и межличностных отношений. В рамках эмпирического исследования, была выявлена связь между свойствами темперамента и межличностными отношениями.

Проблема управления взаимодействием дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки детей к школе в психолого-педагогических исследованиях

В данной статье автор рассматривает различные подходы к изучению проблемы управления взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в процессе подготовки детей к школе.

Анализ феномена взаимодействия матерей с детьми младшего школьного возраста

В статье автор анализирует влияние родительского отношения матери на формирование личности младшего школьника.

Задать вопрос