Статья направлена на определение места свободных экономических зон в Республике Узбекистан, выявление выгод от их использования в стране и концептуальное обоснование необходимости внедрения их особенностей в мировую практику с целью достижения конкурентных преимуществ и возможности интеграции в система мирохозяйственных связей .
Ключевые слова: свободная экономическая зона, правовое регулирование, налог, мерчандайзинг.
Многие развивающиеся страны перешли от стратегии замещения импорта к стимулированию экспорта после 1970-х годов. Принятие экспортно-ориентированных стратегий сопровождалось созданием и расширением свободных зон (или, наиболее широко известных в литературе, зон экспортной переработки) в этих странах.
Свободные зоны определяются как географически ограниченные территории, где предлагаются определенные льготы (беспошлинный ввоз, налоговые льготы и т. д.). Они считаются ключевыми инструментами не только для стимулирования экспорта, но и для привлечения прямых иностранных инвестиций, создания рабочих мест, ускорения экономического роста и ускорения передачи технологий.
Конкурентное давление подталкивает к стандартизации стимулов, предлагаемых свободными зонами по всему миру. Типичные стимулы, предлагаемые свободной зоной, включают освобождение, снижение или отсрочку уплаты косвенных налогов и импортных сборов, взимаемых с товаров и услуг, которые потребляются при производстве экспортируемых товаров, а также освобождение или освобождение от косвенных налогов, взимаемых с производства и распределения экспортируемых товаров. товары. Хотя эти типы стимулов представляют интерес только для экспортно-ориентированных производственных компаний, свободные зоны также обычно предлагают другие виды стимулов, которые могут представлять интерес для любого типа фирм, такие как освобождение от корпоративных налогов, освобождение от большинства местные и косвенные налоги, отсутствие ограничений или налогов на репатриацию капитала и прибыли, освобождение от валютного контроля, предоставление коммунальных услуг по ценам ниже рыночных и обеспечение качественной физической инфраструктуры.
Свободные экономические зоны (СЭЗ) играют важную роль в экономике всего мира, в частности, они считаются прекрасной возможностью для привлечения иностранных инвестиций в развивающиеся страны. В развитии СЭЗ решающее значение имеет эффективное законодательство и правовая база для осуществления деятельности в таких зонах.
На сегодняшний день свободные экономические зоны имеют важное значение в процессе интеграции национальной экономики в мировое хозяйство и дальнейшего развития внешнеторговых связей страны. Первая в мире СЭЗ была создана столетия назад для стимулирования торговли в портах, так как они находились на международных торговых путях.
Свободная зона определяется как территория, в которой ввоз и вывоз товаров не подлежит обычному таможенному контролю, освобождена от уплаты налогов, кроме платы за оказанные услуги, которые могут быть установлены, и на которую не распространяются запреты экономический характер. Территория должна быть ограждена таким образом, чтобы обеспечить ее изоляцию от национальной таможенной территории. Основные преференции для резидентов особой экономической зоны состоят в следующем:
— особый правовой режим свободной экономической зоны — совокупность правовых норм, устанавливающих особые условия налогообложения, денежного обращения, таможенного режима, условий труда и иных условий в свободной экономической зоне;
— инфраструктура свободной экономической зоны — совокупность элементов, предназначенных для обеспечения условий для ведения производственно-хозяйственной деятельности в свободной экономической зоне, включающая ограждения, здания, инженерные, природоохранные и социальные объекты;
— уполномоченный государственный орган по свободной экономической зоне — государственный орган, уполномоченный Правительством Республики Узбекистан на решение вопросов, связанных с созданием, управлением, функционированием и прекращением деятельности свободных экономических зон в Республике Узбекистан;
В Республике Узбекистан создание особых экономических зон является масштабным республиканским проектом, направленным в первую очередь на привлечение прямых узбекских и иностранных инвестиций в высокотехнологичные отрасли экономики, импортозамещающие отрасли, судостроение и туризм. Преимуществами этих территорий являются особый режим ведения бизнеса и возможность реализации режима свободной таможенной зоны.
Несмотря на то, что существуют различные варианты свободных зон в зависимости от целей политики, в целом они направлены на достижение следующего: — способствовать экспорту, — для привлечения прямых иностранных инвестиций, — для облегчения передачи технологий, — стимулировать нетрадиционный экспорт; — увеличить валютные поступления; — обеспечить быструю, легкую и недорогую поставку сырья и полуфабрикатов, необходимых для производства товаров, предназначенных для экспорта; — увеличить возможности трудоустройства, чтобы смягчить проблемы безработицы в стране.
Можно предположить, что разработка правового регулирования является одним из основных факторов привлекательности территории для иностранных инвестиций, так как делает работу зоны предсказуемой, а возможность получения прибыли гарантированной. Но, несмотря на длительное существование особых экономических зон, законодательство в этой сфере все еще находится в процессе изменения.
На сегодняшний день в Республике Узбекистан функционирует 21 свободная экономическая зона (СЭЗ), 19 из которых специализируются на сфере промышленности, 1 — на сельском хозяйстве и 1 — на секторе туризма [3].
Ввоз товаров в свободную зону с национальной таможенной территории или третьих стран освобождается от всех импортных сборов, существующих или создаваемых, за исключением сборов, уплачиваемых за оказанные услуги. Передача товаров из свободной зоны в третьи страны освобождается от всех импортных сборов, существующих или создаваемых, за исключением сборов, уплачиваемых за оказанные услуги. Ввоз товаров в свободную зону с национальной таможенной территории считается приостановленным экспортом. Перемещение товаров из свободной зоны на национальную таможенную территорию рассматривается как импорт.
Товары, вывозимые с национальной таможенной территории в свободную зону и впоследствии вывозимые в третьи страны либо в том же состоянии, либо подвергшиеся трансформации, переработке, комбинированию, смешению или любому другому усовершенствованию в пределах свободной зоны, подпадают под действие общего режим экспортных пошлин. Тем не менее, стоимость, добавленная к товарам в результате переработки или преобразования в свободной зоне, освобождается от таких пошлин.
В Республике Узбекистан “закон о свободных зонах” определил ориентированную на экспорт политику как одну из основных целей создания свободных зон, и зоны были созданы для увеличения экспорта страны путем направления фирм на экспорт и увеличения ориентированного на экспорт производства и инвестиций.
Всего в период с 2008 года по январь 2021 года на территориях свободных экономических зон реализовано 448 проектов на сумму 2,4 млрд долларов, из которых прямые иностранные инвестиции составляют порядка 764,6 млн долларов, за счет которых было создано около 34 тысяч новых рабочих мест. Наиболее крупные из этих проектов реализованы в СЭЗ “Ангрен” (73 проекта на сумму 730,7 млн долларов), СЭЗ “Ургут” (55 проектов на сумму 312,9 млн долларов), СЭЗ “Навои” (53 проекта на сумму 282,8 млн долларов) и СЭЗ “Бухоро-агро” (112 проектов на сумму 325,1 млн долларов) [3].
В целом, несмотря на недостатки в реализации свободных зон, у них есть потенциал внести вклад в национальную экономику за счет стимулирования экспорта, привлечения прямых иностранных инвестиций и передачи технологий. Кроме того, в дискуссиях о будущем зон нельзя игнорировать положительный вклад свободных зон в государственный бюджет.
Литература:
1. Вишняков В. Г. Особые экономические зоны: правовые проблемы и пути развития // Журнал российского права. — 2003. — № 1. — С. 23.
2. Указ Президента Республики Узбекистан от 07.02.2017 №. УП-4947 «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан».
3. Постановление Президента Республики Узбекистан от 25 октября 2017 года №. ПП3356 «О дополнительных мерах по повышению эффективности деятельности свободных экономических зон и малых промышленных зон».