В статье изложен опыт проведения опроса для работодателей образовательных организаций на предмет изучения уровня готовности обучающихся СПО к реализации требований Стандарта по специальности 44.02.01. Дошкольное образование в свете перехода на новую редакцию документа. Также, проведен краткий анализ деятельности обучающихся в рамках ПМ.01 «Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития» и представлены варианты обновленных заданий для организации производственной практики.
Ключевые слова: стандарт, профессиональная готовность, профессиональные компетенции, педагогическая практика, проектная деятельность, Московская электронная школа, среднее профессиональное образование.
В. А. Сластенин рассматривал профессиональную готовность педагога к деятельности как совокупность профессионально подобранных требований к нему, выделяя при этом три комплекса: общегражданские качества; качества, раскрывающие специфику профессии педагога; специальные знания, умения и навыки по преподаваемому предмету (специальности) [1]. И если два блока данного комплекса можно наблюдать при изучении лекционно-теоретического материала обучающимися, то третий — наиболее точно в процессе педагогической практики.
В начале 2022/2023 учебного года был проведен опрос среди работодателей базовых дошкольных организаций, сотрудничающих с ГАОУ ВО МГПУ ИСПО имени К. Д. Ушинского, о уровне готовности студентов к реализации требований ФГОС ДО. В опросе приняло участие 26 человек. Средний показатель по стажу работу респондентов составил 18 лет. 63 % опрошенных, это управленцы, административные работники ДО с высшим педагогическим образованием, остальные 37 % воспитатели, педагоги со средним профессиональным образованием.
Вопросы, предложенные к рассмотрению, были поделены на блоки:
- Виды детской деятельности (9 вопросов);
- Образовательные области по ФГОС ДО (5 вопросов);
- Смешанный блок, включающий в себя вопросы о реализации авторских технологий, развивающей предметно-пространственной среды, вопросы планирования образовательного процесса и взаимодействия с семьями воспитанников (4 вопроса);
- Вопросы по периодам и объёму практики, основные трудности обучающихся на взгляд работодателей (2 вопроса).
Критерием оценки стал метод ранжирования от наименьшего числа до наибольшего по шкале от 0 до 10 соответственно.
Подробно остановимся на рассмотрении вопросов, касавшихся оздоровления детей дошкольного возраста, а также грамотной организации форм физкультурно-оздоровительной работы и двигательного режима обучающимися СПО.
Одно из требований при организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка дошкольного возраста и его физического развития, согласно требованиям, к результатам освоения программы подготовки специалистов среднего звена Приказа Минобрнауки России от 27.10.2014 № 1351 — это самостоятельно проводить мероприятия по физическому воспитанию в процессе выполнения двигательного режима [2].
Также неотъемлемой частью структуры программы подготовки специалистов среднего звена углубленной подготовки является модуль «ПМ.01», а именно «Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития» [2]. По результатам освоения модуля обучающийся должен уметь:
— проводить мероприятия двигательного режима (утреннюю гимнастику, занятия, прогулки, закаливание, праздники, физкультурные досуги);
— анализировать процесс проведения режимных моментов мероприятий двигательной деятельности;
— методику планирования и теоретические основы мероприятий по физическому воспитанию детей раннего и дошкольного возраста;
— особенности планирования мероприятий двигательного режима
— теоретические основы двигательной активности;
— основы развития психофизических качеств и формирования двигательных действий;
— методы, средства и формы физического развития и воспитания ребенка дошкольного и раннего возраста в процессе выполнения двигательного режима.
В связи с этим, одним из вопросов опроса было уточнение уровня профессиональных компетенций и готовности обучающихся СПО в оказании педагогического сопровождения двигательной деятельности детей дошкольного возраста. Как показано на Рисунке 1. «Сопровождение двигательного режима в ДОО», около 50 % обучающихся имеют достаточно высокий уровень владения данными компетенциями, что было оценено респондентами на 10 и 9 баллов соответственно. Обучающиеся достаточно уверенно могли спланировать мероприятия двигательного режима в зависимости от возрастной группы и особенностей отдельных воспитанников. Умели проводить различные формы физкультурно-оздоровительной работы, такие как: утренняя гимнастика, физкультурное занятие. Причем стоит отметить, что физкультурное занятие как основную форму работы они могли организовать также в разных вариантах, в зависимости от условий, особенно хорошо сложилось проведение классического физкультурного занятия и занятий в сюжетном и соревновательном форматах. По окончании деятельности, обучающиеся адекватно проводили анализ своих действий, находили в них положительные и отрицательные моменты, охарактеризовали степень реализации поставленных задач, планировали дальнейший ход работы на педагогической практике. Обращаясь к Рисунку 1. «Сопровождение двигательного режима в ДОО», оставшиеся 50 % обучающихся, не слишком уверенно владеют профессиональными компетенциями по данному вопросу, а ниже 5 баллов из 10 заняли около 18 % обучающихся, что достаточно много. Например, в процессе педагогической практики такие обучающиеся не могли гибко переключаться от составленной технологической карты физкультурного занятия к реальной педагогической ситуации, не всегда правильно подбирали адекватные методы и приемы для детей в соответствии с их особенностями, а руководствовались только стандартными требованиями программы по возрасту.
Рис. 1. Сопровождение двигательного режима в ДОО
Схожие данные были получены и по вопросу оценки уровня профессиональных компетенций обучающихся, реализующих программу в рамках образовательной области по ФГОС ДО «Физическое развитие» с детьми дошкольного возраста. Как показано на Рисунке 2. Уровень сформированности компетенций в образовательной области «Физическое развитие», около 65 % обучающихся были оценены на 8, 9 и 10 баллов по шкале ранжирования. Это уровень выше среднего и не вызывает опасений, так как умения закреплены достаточно хорошо, что говорит о достаточном уровне профессиональной готовности. Но почти 35 % обучающихся неустойчиво владеют данными компетенциями, что подсказывает о необходимости пересмотра сроков и заданий для педагогической практики.
Рис. 2. Уровень компетенций с образовательной области «Физическое развитие»
В августе 2022 года был принят обновленный Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Среднего профессионального образования [3], но требования в нем, касавшиеся подготовки специалистов среднего звена в ПМ.01 «Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития» качественно не изменились. Но в связи с вышеизложенным и в соответствии со Стратегией развития Московского городского педагогического университета на 2020–2025 годы [4], начата работа по внесению дополнений и обновлений заданий учебной и производственной практик для обучающихся по специальности 44.02.01. Дошкольное образование. На данный момент задания в рамках ПМ.01 подготовлены дополнения, внесенные в содержание, которые можно посмотреть в таблице 1.
Таблица 1
Распределение проектных заданий и заданий для работы в системе МЭШ в рамках производственной практики ПМ.01
Задание проектного характера |
Задание, осуществляемое для работы в системе Московской электронной школы (МЭШ) |
Проектная деятельность по формированию у детей культурно-гигиенических навыков. Задание реализуется в процессе организации режима дня воспитанников |
Разработка и оформление в виде сценария или модельного занятия по требованиям МЭШ фрагмента работы в рамках проектной деятельности. По выбору обучающегося это могут быть материалы для физкультурного досуга, индивидуальной работы с ребенком по закреплению навыков развития основных движений, формирования культурно-гигиенических навыков и другое |
Соответственно, содержание производственной практики по ПМ.01 «Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития» теперь выглядит следующим образом:
План-содержание
производственной практики 2 и 3 курса 4 и 6 семестра
2022/2023 уч.года
Специальность 44.02.01 Дошкольное образование
Объём практики: 36 часов. Форма: концентрированно.
Направления в содержании практики:
— Организация режимных процессов 1 и 2 половины дня
(1 половина дня: прием детей, свободная детская игра, утренняя гимнастика (по заданию в этот день), подготовка к завтраку, дежурство, утренний круг, игры, второй завтрак (подготовка к нему), подготовка к прогулке и прогулка (наблюдение, труд, подвижные игры, индивидуальная работа с ребенком, самостоятельная детская деятельность), возвращение с прогулки, игры, подготовка к обеду, дежурство, подготовка к дневному сну, чтение перед сном)
(2 половина дня: (постепенные подъем детей, КГН, подготовка к полднику, игры, вечерний круг, подготовка к прогулке, прогулка (наблюдение, труд, подвижные игры, индивидуальная работа с ребенком), возвращение с прогулки, подготовка к ужину, уход детей домой (помощь в КГН) ;
— Осуществление педагогической поддержки и организация различных форм осуществления двигательной деятельности детей:
- гимнастика после дневного сна (гимнастика пробуждения);
- физкультурное занятие (различные его формы по выбору обучающегося);
- физкультурный досуг.
— Сопровождение индивидуальной работы с ребенком по отработке ОД, элементы закаливания в режиме дня (в утренний и/или вечерний отрезок времени) ;
—Педагогическое сопровождение проектной деятельности по формированию у детей культурно-гигиенических навыков (в процессе организации режима дня воспитанников) (задание выполняется в течение периода практики двумя обучающимися в группе);
—Разработка и оформление в виде сценария или модельного занятия по требованиям МЭШ фрагмента работы в рамках проектной деятельности . По выбору обучающегося могут быть выбраны материалы для организации физкультурного досуга, индивидуальной работы с ребенком по закреплению навыков развития основных движений, выполнения общеразвивающих упражнений, формирования культурно-гигиенических навыков и другое.
— Анализ и составление рекомендаций для педагогов по дополнению предметно-пространственной среды (РППС) для создания развивающей образовательной ситуации и успешной социализации, закаливания, безопасности и профилактики заболеваемости в дошкольной группе (образовательная область «Физическое развитие»).
Итак, работа по обновлению содержания учебной и производственной практики не завершена и продолжается. Надеемся, что задания окажутся не только актуальными с точки зрения реализации новых государственных документов, но и будут способствовать формированию грамотных профессионалов-педагогов будущего!
Литература:
- Васякина А. С., Шепилова Н. А. Профессиональная готовность педагогов ДОО к инновационной деятельности // Международный студенческий научный вестник. — 2015. — № 5–3. [Электронный ресурс] https://eduherald.ru/ru/article/view?id=13734
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2014г. № 1351 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование». [Электронный ресурс] https://base.garant.ru/70810642/98c63fbcbeeb1362018330a88cb049e2/
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17.08.2022г. № 743 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование». [Электронный ресурс] http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202209230010?index=14&rangeSize=1
- Стратегия развития Московского городского педагогического университета на 2020–2025 годы. [Электронный ресурс] http://2025.mgpu.ru/#StrProjects