В статье рассмотрены особенности агрессивного поведения младших школьников, причины возникновения агрессии у детей, последствия отсутствия коррекции агрессивного поведения. Раскрываются понятия «агрессия» и «агрессивное поведение». Рассмотрены возможности и потенциал игры в коррекции агрессивного поведения детей, а также основные принципы выбора методик для использования при коррекции поведения.
Ключевые слова: агрессия, агрессивность, агрессивное поведение, игра, коррекция, методы коррекции, младшие школьники, дети.
Сегодня агрессивность детей является одним из актуальнейших вопросов, которому уделяют внимания как отечественные, так и зарубежные исследователи. Особенно актуальна данная тема в связи с ростом агрессивности детей, её проявления в их поведении, в общении со сверстниками.
Важно обратить внимание на то, что в научной литературе описываются результаты исследований различных аспектов рассматриваемого явления, однако, учитывая современные тенденции данной проблемы, это не является препятствием тому, чтобы продолжать изучать тему детской агрессии и способов преодоления этой проблемы.
Термин «агрессия» происходит из латыни — «aggressio», что буквально означает «нападение». То есть значение данного термина собственно и является его определением — «мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.)» [1, с.16]. Исходя из того, что в данном определении используется термин «мотивируемое», можно заключить, что агрессия является ответом на определенные обстоятельства или ситуации.
Агрессивное поведение среди детей младшего школьного возраста — это то, что педагоги могут наблюдать достаточно часто. Следует отметить, что для любого ребёнка характерна та или иная форма агрессии — это определенный этап развития, а также естественный защитный механизм, инструмент для достижения целей [7]. Практически все здоровые дети младшего школьного возраста так или иначе проявляют агрессию — они дерутся, ссорятся, обзываются и пр. Однако в большинстве случаев, усваивая правила и нормы поведения такие проявления детской агрессии уходят, а им на смену приходят более спокойные формы поведения. И здесь важно влияние и наставление взрослых — родителей и педагогов — для коррекции поведения детей и формирования поведения, принятого в обществе.
Важность участие педагогов и психологов на этом этапе обусловлена тем, что без коррекции поведения у детей отдельных категории агрессия трансформируется в форму поведения, которая становится устойчивой настолько, что становится чертой личности [6]. Личностное развитие таких детей деформируется, агрессивный ребенок не просто доставляет неприятности окружающим, однако в первую очередь становится проблемой сам для себя.
Особенностью младшего школьного возраста является высокая стрессогенность, которая связана с преодолением большого количества стресс-факторов на этом этапе взросления. Ребёнок попадает из уютного дошкольного учреждения во взрослый мир — в школу. Эта новая социальная ситуация, в которую попадает ребёнок 6–7 ужесточает его условия жизни и выступает источником постоянных стрессов, особенно в первый год пребывания в школе. Именно в первый год школьного обучения происходит адаптация детей к новой социальной роли [2]. Кроме того, меняется и традиционная деятельность ребенка — теперь основной деятельностью ребёнка становится учебная, в противопоставление с дошкольным периодом, в котором главным для ребёнка была игра.
Помимо кардинальных изменений в социальной жизни бывшего дошкольника, также следует обратить внимание и на особенности его психического развития. Детям в младшем дошкольном возрасте присущи импульсивность и непроизвольность поведения, эмоциональность, что также является источником агрессии [3].
Не следует исключать и из причин агрессивности младших школьников и наследование моделей поведения. Так доктор философии, член Американской психологической ассоциации, автор труда «Социальная психология» Р. А. Бэрон и американский социолог доктор философии Дж. Т. Ричардсон на основании исследований делают выводы о том, что дети перенимают модели агрессивного поведения из семьи, из опыта взаимодействия со своими сверстниками, а также из СМИ [5].
Таким образом, факторов появления агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста — множество. Агрессия не всегда является деструктивной, она может быть механизмом защиты или способом достижения определенных целей. Однако важно обращать внимание на деструктивное агрессивное поведение детей и своевременно принимать меры для коррекции поведения ребёнка, чтобы предотвратить трансформацию агрессии в устойчивую черту характера и деформацию личности.
При этом всём, исследователи в области психологии и педагогики особенно подчёркивают, о важности младшего школьного возраста для коррекции агрессивного поведения. Однако, несмотря на изученность темы и её популярность среди исследователей, и сегодня остается актуальным выбор способов, методов и методик коррекции агрессивного поведения детей в общем и детей младшего школьного возраста, в частности.
Несмотря на то, что потребность в игровой деятельности у младших школьников снижается, и игры теперь не играют столь важной роли в их обучении, однако она не исчезает полностью, именно поэтому, для формирования и коррекции личности игровая форма является одной из самых удачных [8, с.12]. При этом, как мы указывали выше, дети получают готовые модели агрессивного поведения. Исходя из этого, разумно предоставить ребёнку отличную модель поведения от агрессивной, которую он сможет использовать в своей повседневной жизни. Очевидно, что самый простой способ показать и сформировать модель поведения ребёнка посредством игры.
Сегодня как во взрослой, так и в детской психотерапии для воздействия на человека широко используется игра. При этом используются самые разнообразные методики, однако, все они основаны на том, что игра имеет огромный потенциал воздействия особенно на личность ребенка. Пионерами игровой психотерапии были Г. Хуг-Хельмут, М. Кляйн, А. Фрейд. Эти исследовательницы и ученые в области психотерапии и педагогики в начале прошлого века предложили и начали развивать идеи, связанные с использованием игры в психотерапии. Сегодня игротерапии имеет теоретическую и практическую базу и широко применяется в коррекции поведения детей.
Одной из замечательных особенностей игры является то, что игра является деятельностью, свободной от влияния взрослого. В игре отсутствует принуждение, ребенок самостоятельно и с удовольствием выполняет игровые действия, полностью свободно самовыражается, исследует собственные чувства и переживания [8]. Благодаря игре ребенок освобождается от фрустрации, эмоционального напряжения.
При выборе игровых методик, игр для коррекции детской агрессии разумно придерживаться таких принципов: адекватность, оптимальность, системность, повторяемость и усложнение, дозировка, сочетание основных упражнений с фоновыми, разнообразия [4].
Все игры, упражнения занятия, должны быть адекватны возрастным и индивидуальным особенностям, и полностью соответствовать поставленным задачам. Оптимальность предполагает, что используемая игра в максимальной степени решает поставленную задачу. Подбор игр, игровых занятий ориентирован на завершенность комплекса, который должен решать поставленные задачи последовательно и системно. Игровые занятия должны быть динамичные, использовать повторение и закрепление усвоенного, должны быть построены по принципу «от простого к сложному». Дозировка определяется задачами, которые стоят перед игротерапией. Подобранные игровые упражнения для коррекции агрессивного поведения, помимо основных задач, должны затрагивать и прочие стороны жизни и интересов ребенка. Разнообразие игровых упражнений предполагает их чередование, для сохранения эффективности занятий по коррекции агрессии у детей.
Таким образом, проблема агрессивного поведения младших школьников сегодня актуальна, что подчеркивает важность разработок и внедрения в практику эффективных методов работы с детской агрессивностью. Анализ исследований показывает, что игротерапия — это эффективное средство снижения агрессивного поведения детей младшего школьного возраста. Важно отметить, что сегодня игра как способ коррекции агрессивного поведения считается самым успешным и используется многими психологами.
Литература:
- Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. — 672 с.
- Волков Б. С. Возрастная психология / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. — М.: Академический Проект, 2008. — 668 с.
- Выготский Л. С. Психология / Л. С. Выготский. — М.: Апрель пресс: ЭКСМО-пресс, 2000. — 1007 с.
- Карабанова О. А. Игра в коррекции психического развития ребенка / О. А. Карабанова. — М.: Рос. пед. агентство, 1997. — 191 с.
- Психология человеческой агрессивности: Хрестоматия / Сост. к. В. Сельченок. Минск: Харвест, 2005. — 656 с.
- Смирнова Е. О. Агрессивные дети: психологические особенности и индивидуальные варианты // СДО. — 2009. — № 2. — С. 28–35.
- Субботина Н. Д. Естественные и социальные составляющие агрессии // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. — 2010. — № 4. — С. 88–98.
- Эльконин Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. — М.: ВЛАДОС, 1999. — 359 с.