В статье отмечена важность стратегии на предприятии, в том числе на пермском предприятии «Бонус». По показателю чистая прибыль сделан вывод, что стратегия эффективна, но не идеальна. В ходе SWOT-анализа выявлены недостатки стратегии, такие как сбои в поставках сырья; недостатки в рекламной политике; рост издержек; устарелые технологии и оборудование; относительно высокие цены на сырье.
Ключевые слова: стратегия, прибыль, проблемы, внутренняя среда, внешняя среда.
The article noted the importance of strategy in the enterprise, including the Perm enterprise «Bonus». According to the net profit indicator, it was concluded that the strategy is effective, but not ideal. The SWOT analysis revealed shortcomings in the strategy, such as disruptions in the supply of raw materials; shortcomings in advertising policy; rising costs; outdated technologies and equipment; relatively high prices for raw materials.
Keywords: strategy, profit, problems, internal environment, external environment.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что для эффективной работы коммерческого предприятия необходима разработанная стратегия предприятия, которая чаще всего включает финансовую, кадровую, операционную стратегию.
Операционная стратегия касается текущей деятельности предприятия, финансовая — финансов, а кадровая — персонала. Все эти стратегии взаимосвязаны между собой.
Авторы Абляметов Л. Э., Адельсеитова Э. Б. утверждают, что без четко разработанной операционной стратегии и эффективного операционного менеджмента компания может выжить лишь по чистой случайности: либо в силу того, что конкуренты пока ненамного лучше нее, либо она совершенно случайно, слепо копируя кого-то, сделала все так, как надо [1].
В настоящее время стратегия на российских коммерческих предприятиях считается одним из наиглавнейших инструментов управления и развития предприятия [3].
По мнению автора Трысячного В. И. менеджмент предприятий должен действенно трансформировать корпоративные стратегии развития, в части установления основных направлений для ориентации компаний на разработку и внедрение новых инновационных инструментов стратегического развития, способных повысить конкурентоспособность [2].
Для исследования выбрана компания «Бонус», которая была основана в 1994 году. Компания занимается комплексными поставками спецодежды и средств индивидуальной защиты. В 2003 году компания открыла собственное производство зимней и летней спецодежды, перчаток и домашнего текстиля. На данный момент компания включает в себя несколько производственных подразделений: 3 швейных фабрики — в г. Кунгуре, г. Оханске и г. Перми; трикотажную фабрику в г. Слободском Кировской области.
Основные показатели деятельности предприятия, такие как выручка и себестоимость продаж представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Выручка и себестоимость продаж «Бонус» за 2019–2021 года
Выручка и себестоимость продаж «Бонус» за 2019–2021 года увеличивается, выручка превышает себестоимость, в итоге предприятие получает прибыль.
Также важно отметить, что чистая прибыль за 2019–2021 года увеличивается, так как показано на рисунке 2.
Рис. 2. Чистая прибыль «Бонус» за 2019–2021 года
Увеличение чистой прибыли свидетельствует об эффективности выбранной стратегии предприятия. В 2021 году чистая прибыль увеличилась почти в два раза по сравнению с 2020 годом.
Оценку выбранной стратегии осуществим при помощи оценки внешней и внутренней среды организации.
Проведем маркетинговый анализ внутренней среды организации по методу Marketing MIX или 6P:
- Product- Продукт: компания «Бонус» реализует спецодежду и средства индивидуальной защиты.
- Price — Цена: руководство предприятия стремиться предоставить клиенту максимально низкую цену на рынке Пермского края.
- Place- дистрибуция и место продаж: продажа товаров компания «Бонус» осуществляется в офисе предприятия.
- Promotion — Продвижение: в компании продвижением товаров и услуг предприятия занимается директор. Для продвижения товаров и услуг использует личные связи, участие в государственных и муниципальных закупкой.
- People — Люди: в компании полностью укоплектованный штат, минимальный размер текучести персонала, который в 2019 году составля — 4 %, в 2020 году — 5 %, а в 2021 году — 3 %.
- Physical provements — физические доказательства:
Важно отметить, что на деятельность предприятия влияет внешняя среда.
На данный момент в России и во всем мире происходит перестройка всей экономики из-за постоянно меняющихся логистических связей. В последнее время на изменение логистических связей в мире и в нашей стране оказали два фактора:
- COVID-2019, охвативший сначала Китай в конце 2019 года, а затем и весь мир в 2020 году, когда многие люди вынуждены были самоизолироваться дома;
- Спецоперация, начавшаяся 24 февраля 2022 года, после который на Российскую Федерацию были наложены разные санкции, в результате которых пострадали многие услуги, например, банковские и туристические.
Из-за этого основной целью компании выступает повышение финансовой устойчивости и укрепление своего финансового положения [4], для этого необходимо:
1) снижение оплаты труда топ-менеджерам на период адаптации, так как чаще всего их оплата в разы выше, чем у обычного сотрудника;
2) сокращение расходов на рекламу;
3) поиск новых отечественных партнеров;
4) переход на отечественные комплектующие и сырье;
5) поиск свободных ниш бизнеса, которые освободили зарубежные компании.
Следующим этапом является оценка внешней среды выбранного предприятия. Для оценки внешней среды самым популярным методом является SWOT-анализ, результаты которого представлены в таблице 1.
Таблица 1
SWOT-анализ
Возможности: 1. Появление новых поставщиков; 2.Снижение цен на сырье; 3. Совершенствование технологии производства; 4. Предложения о сотрудничестве с аналогичными фирмами; 5. Введение на предприятиях форменной одежды. |
Угрозы: 1. Изменение покупательских предпочтений; 2. Сбои в поставках сырья; 3. Увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов; 4. Смена учредителей; 5. Ликвидация. |
|
Сильные стороны: 1. Широкий ассортимент продукции; 2. Высокий контроль качества; 3. Высокая квалификация персонала; 4. Высокие производственные мощности; 5. Наличие специализированного участка. |
Сила и возможности: 1. Высокий контроль качества и высокая квалификация персонала позволят сотрудничать с аналогичными предприятиями; 2. Высокие производственные мощности и широкий ассортимент позволят привлечь больше потребителей и реализовать ведение форменной одежды на предприятиях. |
Сила и угрозы: 1. Широкий ассортимент и высокое качество смогут сдержать изменение потребительских предпочтений; 2. Высокая квалификация персонала и высокие производственные мощности при сбоях в поставках позволят выполнить заказ в срок. |
Слабые стороны: 1. Сбои в поставках сырья; 2. Недостатки в рекламной политике; 3. Рост издержек; 4. Устарелые технологии и оборудование; 5. Относительно высокие цены на сырье. |
Слабость и возможность: 1. Сбои в поставках и относительно высокие цены на сырье могут оттолкнуть потенциальных потребителей; 2. Устарелые технологии и оборудование могут препятствовать сотрудничеству с другими компаниями. |
Слабость и угрозы: 1. Непродуманная рекламная политика не удержит потребителей при смене их вкуса; 2. Сбои в поставках, высокие цены на сырье и рост издержек могут дать преимущество конкурентам; 3.Устарелые технологи и оборудование могут привести к ликвидации предприятия или смене ее собственника. |
Таким образом, в ходе SWOT-анализа выявлены недостатки стратегии предприятия «Бонус», такие как сбои в поставках сырья; недостатки в рекламной политике; рост издержек; устарелые технологии и оборудование; относительно высокие цены на сырье.
Литература:
1. Абляметов Л. Э., Адельсеитова Э. Б. Операционная стратегия как основа развития организации // Матрица научного познания. 2023. № 1–1. С. 83–90.
2. Трысячный В. И. Система принципов формирования стратегии развития организации // Гуманитарный научный вестник. 2022. № 2. С. 143–147.
3. Рублёв А. Н. Разработка стратегии развития организации // Студенческий вестник. 2022. № 20–14 (212). С. 63–65.
4. Терехова-Пушная Д.В., Архипов М.М. Финансовая устойчивость предприятия в условиях внешнеэкономических санкций //Вестник Московской международной академии. 2022. № 1. С. 88-93.