Статья посвящена описанию диагностического инструментария для проведения констатирующего этапа эксперимента по формированию социальной компетенции подростков. Описан результат констатирующего эксперимента.
Ключевые слова: социальная компетенция подростков, показатели сформированности социальной компетенции, диагностический инструментарий, констатирующий эксперимент.
The article is devoted to the description of diagnostic tools for conducting the ascertaining stage of the experiment on the formation of social competence of adolescents. The result of the ascertaining experiment is described.
Keywords: social competence of adolescents, indicators of the formation of social competence, diagnostic tools, ascertaining the experiment.
В современных условиях реализации образования большое внимание уделяется формированию у обучающихся личных качеств: способности адекватно реагировать на происходящие изменения, опыт работы в коллективе, в команде, умение анализировать разные точки зрения на решаемые проблемы. Все эти компоненты определяют значимость социальной компетенции личности и выдвигают ее развитие в образовательном процессе на первый план.
Социальная компетенция — это «способность вступать в коммуникативные отношения с другими людьми. Желание вступить в контакт обуславливается наличием потребностей, мотивов, определенного отношения к будущим партнерам по коммуникации, а также собственной самооценкой. Умение вступать в коммуникативные отношения требует от человека способности ориентироваться в социальной ситуации и управлять ею» [2].
Социальная компетенция проявляется в деятельности общения, которое в психологии рассматривается, как взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий, с целью выстраивания отношений и достижения общего результата. Является одним из важнейших факторов психического и социального развития ребенка.
Социальные компетенции подростка формируются не только целенаправленно, но и стихийно, под влиянием факторов социализации (семьи, группы сверстников, средств массовой информации, религии и др.), которые, в сущности, невозможно подчинить системе социально-педагогического контроля. В этой связи, групповая работа с подростками в направлении развития их социальных компетенций должна рассматриваться специалистами не только как форма организации социально-полезной занятости, но и как форма социально-психолого-педагогического взаимодействия, позволяющая оценить через наблюдение за поведением и деятельностью целевой группы достижения каждого ребенка и группы в целом в процессе социализации, определить «проблемное поле» в освоении социальных знаний, умений, навыков, спрогнозировать взаимодействие с личностью воспитанника и его ближайшим окружением в учреждениях образования и социального обслуживания [3].
При работе с подростками специалистам важно помнить, что социальные компетенции не изолированы друг от друга, они взаимообусловлены, интегративны. Их формирование основано не на принципах последовательности и автономности, а на принципах комплексности, систематичности.
Рассмотрим уровневые показатели сформированности социальной компетенции подростков (таблица 1).
Таблица 1
Критериально-уровневая шкала оценки уровня сформированности социальной компетенции подростков
Критерии |
Уровневые показатели сформированности социальной компетенции подростков |
||
Высокий |
Средний |
Низкий |
|
Когнитивный |
– осознает процесс познания как личностно-значимый; — знает правила и нормы социального поведения, правила общения со сверстниками и взрослыми; — знает способы решения конфликтных ситуаций |
– знает правила и нормы взаимодействия со взрослыми и сверстниками; — имеет представление о своих правах и обязанностях; — знает способы решения конфликтных ситуаций |
– нежелание придерживаться норм и правил поведения в обществе; — познавательные способности выражены слабо; — происходит частичное или полное отрицание жизненно важных ценностей |
Деятельностно-поведенческий |
– активно участвует в общественных делах; — стремление приносить практическую пользу окружающим, обществу; — активно отстаивает свою точку зрения; — способен контролировать эмоции и чувства; — умеет не создавать конфликтные ситуации и находить выход при разногласиях |
– понимает и принимает важность общественной деятельности, участвует в ней с удовольствием; — умеет отстаивать свою точку зрения; — средний уровень коммуникабельности; — не всегда способен контролировать эмоции и чувства. |
– не способен контролировать эмоции и чувства; — обладает низким уровнем коммуникации; — не умеет отстаивать свою точку зрения; — низкий уровень осознания значения участия в общественной деятельности. |
Рефлексивно-оценочный |
– умеет адекватно оценить свои действия и действия других; — способен выбрать способ поведения на основе оценки ситуации; — ярко выражено стремление к самовыражению, самоопределению; — готов нести ответственность за выполняемую деятельность |
– не всегда способен адекватно оценить свои действия и действия другого; — стремится к самовыражению, самоопределению; — не всегда способен выбрать способ поведения на основе оценки ситуации; — берет ответственность за свою деятельность |
– не способен адекватно оценить свои действия и действия другого; — не способен выбрать способ поведения на основе оценки ситуации; — не готов проявлять ответственность за свои поступки и результат деятельности |
Для определения уровня социальной компетенции подростков можно выделить следующий инструментарий (таблица 2) [5].
Таблица 2
Материалы диагностического инструментария для проведения констатирующего этапа эксперимента
Критерии оценки социальной компетенции подростков |
Диагностический инструментарий |
Когнитивный |
1. Опросник самоотношения В. В. Столин и С. Р. Пантелеев 2. Тест М. Куна и Т. Маркпатленда «Кто я?» |
Деятельностно-поведенческий |
1. Методика оценки уровня общительности (тест В. Ф. Ряховского) 2. Методика «КОС-2» (коммуникативные и организаторские склонности) 3. Методика К. Томаса «Диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению» |
Рефлексивно-оценочный |
1. Опросник В. И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения» 2. Методика Определение уровня рефлексии (по О. С. Анисимову) 3. Определение уровня рефлексивности (по А. В. Карпову) |
В качестве базы исследования выбрано МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9» г. о. Саранск.
Перед началом формирующего эксперимента для получения объективной и полной картины состояния сформированности социальной компетенции подростков мы провели первый констатирующий эксперимент, который проходил в 7–8-х классах экспериментальных и контрольных группах, в количестве 40 человек (ЭГ — 20 человек, КГ — 20 человек).
В группах дети с примерно одинаковым уровнем успеваемости. Подростки воспитываются в семьях, имеющих одинаковый социальный статус.
Для диагностики уровня сформированности когнитивного компонента социальной компетенции подростков был использован опросник самоотношения В. В. Столина и С. Р. Пантелеева; для деятельностно-поведенческого компонента — Методика оценки уровня общительности (тест В. Ф. Ряховского); рефлексивно-оценочный компонент исследовался с использованием опросника В. И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения» [3].
В ходе проведения исходного констатирующего эксперимента установлено, что учащиеся как контрольного, так и экспериментального классов в своем большинстве имеют средний и низкий уровни сформированности социальной компетенции, что отражено в таблице 3.
Таблица 3
Результаты 1-го констатирующего эксперимента в контрольном и экспериментальном классах
Классы |
Высокий |
Средний |
Низкий |
Экспериментальный |
20 % |
47 % |
33 % |
Контрольный |
27 % |
48 % |
25 % |
В построенной нами диаграмме (рисунок 1) отражено, что учащиеся экспериментальных групп имеют средний и близкий к среднему уровни сформированности социальной компетенции подростков.
Рис. 1. Диаграмма сформированности социальной компетенции подростков в экспериментальном и контрольном классах
Анализ полученных данных позволяет сделать следующие выводы. Уровень сформированности социальной компетенции подростков в контрольном и экспериментальном классе примерно одинаков.
У обучающихся, имеющих высокий уровень сформированности социальной компетенции 20 % (ЭГ), 27 % (КГ) во время диагностического исследования выявлено стремление к установлению благоприятных взаимоотношений с другими людьми и формированию активной жизненной позиции. Для таких людей, как правило, очень значимы все аспекты человеческих взаимоотношений, они часто бывают убеждены в том, что самое ценное в жизни — это возможность общаться и взаимодействовать с другими людьми. Эти школьники проявили активность, желание, готовность выполнять предлагаемые задания.
Большинство школьников как контрольного, так и экспериментального класса находятся на среднем уровне сформированности — 47 % и соответственно — 48 %. Эти испытуемые отличились некоторой неуверенностью в ответах, они нуждались в стимуляции взрослого во время выполнения заданий. Лишь некоторые свои возможности и способности школьники среднего уровня оценивают адекватно.
Выявлено, что в экспериментальном классе больше детей с низким уровнем — 33 %, чем в контрольном — 25 %. Учащиеся имеют низкий уровень стремления к установлению благоприятных взаимоотношении с другими людьми. Как правило, для подростка с низким уровнем социальной активности не очень значимы все аспекты человеческих взаимоотношений, он часто бывает убежден в том, что общаться и взаимодействовать с другими людьми не самое ценное в жизни.
Результаты исходного констатирующего эксперимента подтверждают необходимость проведения формирующей работы по развитию социальной компетенции подростков.
Таким образом, проведенный анализ исходного диагностического исследования показывает, что уровень сформированности социальной компетенции подростков является недостаточным. Результаты исходного констатирующего эксперимента являются предпосылкой для создания комплекса условий, обеспечивающих развитие всех компонентов социальной компетенции учащихся экспериментальных групп.
Литература:
- Байков, Ю. Н. Диагностика социальной компетентности / Ю. Н. Байков, Д. Е. Егоров. — М., 2003. — С. 57–60. — Текст: непосредственный.
- Баранова, Л. А. Социальная компетентность: условия формирования и проявления / Л. А. Баранова // Человек и общество (научный и общенаучный альманах). Вып. XXXI. — СПб.: Изд-во Санкт- Петербургского университета, 2006. — С. 111–121. — Текст: непосредственный.
- Басова, В. М. Теория и практика формирования социальной компетентности личности / В. М. Басова // Учебное пособие к спецкурсу. — Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2004. — 188 с.
- Лебедев, О. Е. Компетентностный подход в образовании / О. Е. Лебедев // школьные технологии.-2004.- № 5.- с.3–12
- Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетисов, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. — Москва. Изд-во Института Психотерапии. — 2002. — 362 с. — Текст: непосредственный.