Соотношение и разграничение понятий «цифровая экономика», «цифровизация», «цифровая трансформация» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №18 (465) май 2023 г.

Дата публикации: 07.05.2023

Статья просмотрена: 655 раз

Библиографическое описание:

Бубнова, Е. Л. Соотношение и разграничение понятий «цифровая экономика», «цифровизация», «цифровая трансформация» / Е. Л. Бубнова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 18 (465). — С. 80-82. — URL: https://moluch.ru/archive/465/102342/ (дата обращения: 18.12.2024).



В настоящее время информационные технологии оказывают значительное влияние на развитие государства и общества. В государственном управлении происходят мощнейшие трансформационные процессы при внедрении цифровых разработок. Воздействию данных разработок подвергается и государственная экономика. Современные научные работники и ведущие экономисты уделяют этому направлению развития особое внимание, так как формирование и развитие цифровой экономики влияет на архитектуру экономики в государстве и, соответственно, на развитие всего общества [3, c. 11].

Процессы внедрения информационных технологий в государственную экономику предусматриваются целым рядом нормативно-правовых актов, среди которых: Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы», Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», поручение Президента Российской Федерации от 28 февраля 2019 г. № Пр-300, утверждающее перечень поручений по вопросам реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» и некоторые другие акты.

Первым шагом в формировании доказательной политики развития цифровой экономики должно стать создание понятийного аппарата, который призван служить основой для создания системы статистического измерения соответствующих явлений и процессов и необходимой нормативной правовой базы [1, с. 11].

В соответствии со Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 гг. цифровая экономика определяется как хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов информации и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг.

Некоторые российские исследователи трактуют понятие цифровой экономики в широком и узком смысле. Цифровая экономика в широком понимании представляет собой видоизменение всех социально-экономических институтов, включающих в том числе цифровое образование, цифровое здравоохранение, цифровое правительство, электронную коммерцию, цифровой транспорт и т. д. В узком смысле под цифровой экономикой понимаются платформенная экономика, экономика совместного пользования, цифровые сервисы [5, с. 12].

Также для исследования цифровой экономики важен сам процесс перехода и внедрения цифровых технологий в отрасли экономики. В данном случае, когда мы говорим о процессах в цифровой экономике, то можно выделить три этапа ее развития: автоматизацию, цифровизацию и цифровую трансформацию [6, с. 805].

Первый этап — автоматизация — это перевод существующих процессов в информационные технологии. Автоматизация направлена на перевод текущих процессов в электронную форму и замену ручного труда роботизированными устройствами. Целью автоматизации, как правило, является решение рутинных задач одного или смежных процессов (таких как электронный документооборот и пр.), не рассматривая дальнейшее использование данных за границами этих процессов. Таким образом, автоматизация — это неотъемлемая часть цифровизации, но не синоним этого термина.

Второй этап — цифровизация. Она начинается в тот момент, когда ставится задача применения информационных технологий к оптимизированному процессу. Основной целью цифровизации выступает усовершенствование процессов, в которые на этапе автоматизации уже были внедрены элементы цифровых объектов. В сфере государственного управления цифровизация также означает разработку и применение новых технологий и инструментов управления, влияющих на формирование цифрового государственного управления с целью повышения эффективности управленческих решений и предоставляемых населению государственных услуг [5, с. 15].

Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что цифровизация — процесс внедрения и использования инновационных технологий и принципов цифровой экономики в социально-экономических сферах жизнедеятельности общества, сопровождается тотальной автоматизацией, роботизацией и внедрением искусственного интеллекта [5, с. 15].

Третий этап — цифровая трансформация. В течение последних нескольких лет идет поиск оптимальных способов предоставления услуг без участия человека с помощью информационных технологий, меняя существующие или вводя новые информационные модели. Также цифровая трансформация в государственном управлении рассматривается как переход от «электронного правительства» к «цифровому правительству»: переход от использования технологий для поддержки процессов в органах власти к использованию технологий для формирования результатов государственного управления [7, с. 94]. Следовательно, можно сделать вывод, что цифровая трансформация — это системный, длительный, не одномоментный процесс, затрагивающий все стороны жизни государства, и крайне важно предусматривать возможные риски и своевременно решать наиболее сложные проблемы и препятствия, возникшие в ходе реализации.

До настоящего времени понятие «цифровая трансформация» не получило однозначного определения. В широком смысле под цифровой трансформацией понимаются изменения всех аспектов общества, связанные с применением цифровых технологий. Цифровая трансформация рассматривается как ключевой тренд, характерный для различных отраслей экономики и социальной сферы, позволяющий радикально повысить результативность или расширить объем операций организации. Стратегии цифровой трансформации часто направлены на изменение продукции, процессов, организации деятельности (управления) на основе применения инновационных технологий, создают новые возможности для взаимодействия с потребителями и удовлетворения их потребностей [2, с. 14].

Таким образом, важным признаком цифровой трансформации является изменение не только способов реализации государственных функций (оказания государственных услуг), в том числе процессов и подпроцессов, исполняемых при осуществлении государственных функций и государственных услуг, но и их содержания и состава. Соответственно под цифровой трансформацией следует понимать качественное изменение содержания государственного управления, в том числе отдельных его процедур, стадий управленческого цикла, государственных функций и их типов на основе внедрения цифровых технологий. Качественный характер изменений вследствие цифровой трансформации предполагает повышение эффективности, результативности и обоснованности государственного управления [2, с. 22].

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что термины «цифровизация» и «цифровая трансформация» имеют существенные различия. Если говорить о цифровизации, то этот процесс активно идет и современные технологии усиленно внедряются в цифровую экономику. Если говорить о цифровой трансформации, то это сложная задача, так как она требует от государства думать не только о технологиях, но и о том, как государство устроено, как оно работает, какие основы уже имеются для поддержания трансформации. Основная мысль заключается в том, чтобы вся цепочка автоматизированного процесса была видна, чтобы данные были доступны для принятия решений, и чтобы была возможность оптимизировать систему в целом, а не отдельные ее фрагменты. Так, цифровизация — это непосредственный шаг к цифровой трансформации [6, с. 806].

Таким образом, цифровая экономика и процесс внедрения информационных технологий в отрасли экономики и социальные сферы являются новыми этапами развития государства, в связи с чем понятийный аппарат не сформирован и не детализирован в полной мере. Определения базовых категорий исследования постоянно дополняются и корректируются в прямой зависимости от интенсивного развития инноваций в современном мире [5, с. 15].

Литература:

  1. Абдрахманова, Г. И. Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение / Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др. // докл. к XX Апр. междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества / науч. ред. Л. М. Гохберг. — М., 2019. — 82 с.
  2. Добролюбова, Е. И. Цифровое будущее государственного управления по результатам / Е. И. Добролюбова, В. Н. Южаков, А. А. Ефремов, Е. Н. Клочкова, Э. В. Талапина, Я. Ю. Старцев // Издат. дом «Дело» РАНХиГС. — 2019. — 114 c.
  3. Камбердиева, С. С. Исследование процессов «цифровизации» в рамках цифровой экономики России / С. С. Камбердиева, Т. Г. Шелкунова // Экономика и управление: проблемы, решения. — 2019. — Т. 2, № 2. — С. 10–16.
  4. Митусов, В. Ю. Цифровые платформы как вектор цифровизации государственного управления / В. Ю. Митусов // Трансформация государственного и муниципального управления в парадигме цифровизации: материалы / ФГБОУ ВО «ИГУ»; под общ. ред. И. А. Журавлевой, О. А. Полюшкевич, В. Ю. Митусова. — Иркутск: Издательство ИГУ, 2020. — С. 8–12.
  5. Полюшкевич, О. А. Основы цифровизации государственного и муниципального управления: учеб. пособие / О. А. Полюшкевич, И. А. Журавлева, Г. В. Дружинин, Н. В. Москвитина. — Иркутск: Издательство ИГУ, 2020. — 163 с.
  6. Савзиханова, С. Э. Экспоненциальный сдвиг технологической парадигмы: от цифровизации к цифровой трансформации / С. Э. Савзиханова, А. Я. Бучаев // Креативная экономика. — 2021. — Том 15. — № 3. — С. 805–820
  7. Сидоренко, Э. Л. Эффективность цифрового государственного управления: теоретические и прикладные аспекты / Э. Л. Сидоренко, И. Н. Барциц, З. И Хисамова // Вопросы государственного и муниципального управления. — 2019. — № 2. — С. 93–114.
Основные термины (генерируются автоматически): цифровая трансформация, цифровая экономика, Российская Федерация, государственное управление, процесс, процесс внедрения, Указ Президента, государственная экономика, информационное общество, понятийный аппарат.


Похожие статьи

Отождествление и разделение понятий «анализ финансового состояния предприятия» и «оценка финансового состояния предприятия»

Философское восприятие понятий «этнос», «народ», «нация»

Теоретическое содержание понятий «устойчивое развитие» и «экологическое образование» в ДОО

К вопросу о соотношении понятий «внутренний финансовый контроль», «внешний финансовый контроль», «аудит»

Проблема понимания понятий «преступное сообщество» и «преступная организация» в современном уголовном праве России

К вопросу о соотношении категорий «система образования» и «образовательная система»

Экономическая сущность и содержание понятия «платежная система»

Различные подходы к определению понятий «основные средства», их «оценка» и «амортизация»

Теория и понятие «культурной политики» и «культурной динамики»

Соотношение понятий «свобода» и «права человека»

Похожие статьи

Отождествление и разделение понятий «анализ финансового состояния предприятия» и «оценка финансового состояния предприятия»

Философское восприятие понятий «этнос», «народ», «нация»

Теоретическое содержание понятий «устойчивое развитие» и «экологическое образование» в ДОО

К вопросу о соотношении понятий «внутренний финансовый контроль», «внешний финансовый контроль», «аудит»

Проблема понимания понятий «преступное сообщество» и «преступная организация» в современном уголовном праве России

К вопросу о соотношении категорий «система образования» и «образовательная система»

Экономическая сущность и содержание понятия «платежная система»

Различные подходы к определению понятий «основные средства», их «оценка» и «амортизация»

Теория и понятие «культурной политики» и «культурной динамики»

Соотношение понятий «свобода» и «права человека»

Задать вопрос