Слабое гражданское общество как ключевая проблема публичной власти в современной России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №18 (465) май 2023 г.

Дата публикации: 06.05.2023

Статья просмотрена: 234 раза

Библиографическое описание:

Бабкина, А. О. Слабое гражданское общество как ключевая проблема публичной власти в современной России / А. О. Бабкина, А. Б. Понамарев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 18 (465). — С. 269-271. — URL: https://moluch.ru/archive/465/102357/ (дата обращения: 16.10.2024).



Данная научно-исследовательская работа посвящена анализу проблемы слабого гражданского общества и вытекающих из этого барьеров публичной власти в современной России. Основой для анализа выступают социологические исследования, касающиеся данной проблематики. Определены некоторые аспекты данной вопроса, выделены шаги для минимизации и устранения выявленных в ходе исследования проблем.

Ключевые слова: публичная власть, гражданское общество, социальная и политическая активность.

Что такое публичная власть? А главное, какие основные проблемы на сегодняшней день присуще публичной власти в России и как с ними бороться? Именно с постановки этих вопросов я бы хотела начать своё эссе.

Публичная власть в нашем государстве существует давно, и состоит она из Президента, Правительства, различных Министерств и ведомств, Госдумы и Совет Федерации, региональных и муниципальных органы власти. Все они составляют единую систему органов публичной власти.

Более точным является определение, взятое из большой российской энциклопедии. «Публичная власть, присущая развитым формам человеческой коллективности (обществу в целом, территориальным образованиям, общественным объединениям, общинам и иным социальным подсистемам) способность к самоорганизации и самоуправлению посредством институционализации и правового обеспечения деятельности специального аппарата (органов, должностных лиц, служащих), наделяемого властно-управленческими прерогативами и действующего от имени и в интересах соответствующего сообщества» [1].

Современное российское правительство характеризуется сильной общественной властью, которая глубоко укоренена в истории и культуре страны. Эта власть уходит своими корнями в советское прошлое, но продолжает существовать и развиваться в постсоветский период. Несмотря на свою силу, общественная власть сталкивается с рядом проблем и барьеров, которые ограничивают ее эффективность и препятствуют прогрессу страны.

По моему мнению, к основным проблемам, с которыми сталкивается публичная власть в современной России, можно отнести коррупцию, отсутствие политической конкуренции, кумовство, слабое гражданское общество, отсутствие грамотно выстроенной системы муниципального управления и, соответственно, сбалансированной обеспеченности регионов страны.

Подробнее бы хотелось рассмотреть проблему, касающуюся слабого гражданского общества.

В моём понимании, гражданское общество — это такое общество, которое гарантирует бесспорное выполнение прав и свобод гражданина, а взамен требует исполнения обязанностей, при этом человек чувствует себя полноценным и свободным участником демократии. Также можно сказать, что гражданское общество — это некая совокупность граждан, не приближенная к рычагам госвласти, выражающая разнообразные частные интересы в разных сферах.

Для нормального функционирования гражданского общества необходимо, чтобы люди, его представляющие, были политически грамотными, имели высокую социальную ответственность, желание что-то менять и улучшать для создания общественного блага, а не удовлетворения конкретных частных потребностей одного взятого индивида.

Российское гражданское общество (хотя некоторые специалисты и считают, что в России гражданского общества априори нет и не было, но всё же…) ещё находится под остаточным влиянием периодов, когда госструктуры оказывали воздействие на политическую и социальную жизнь граждан, поэтому на данный момент оно слабо и недоразвито. Отсутствие активного гражданского общества ограничивает способность граждан участвовать в политическом процессе, высказывать свои опасения и мнения и привлекать правительство к ответственности.

Но закономерно встаёт вопрос о том, а пытаются ли граждане нашей страны хоть как-то развить и упрочить вес и значимость гражданского общества в стране? Нужно ли вообще это людям, или всех устраивает сложившиеся уже устои?

Исследование «Левада-центра» на тему «Чувство ответственности за то, что происходит в стране»

Рис. 1. Исследование «Левада-центра» на тему «Чувство ответственности за то, что происходит в стране»

Последние пятнадцать лет «Левада-центр» спрашивает у жителей России, в какой мере они чувствуют ответственность за происходящее в разных сферах их жизни. В сентябре 2020 года подавляющее число россиян чувствовали ответственность только за свою семью (93 %), еще чуть более половины опрошенных — за свой дом, двор (61 %) и происходящее на работе (56 %), и этот топ-3 не меняется годами [2]. Отсутствие ответственности за нечто большее кроме своей семьи и работы на сегодняшний момент — не стыдно, это, скорее, негласная норма, не вызывающая коллективного осуждения. В августе 2020 г. 44 % россиян без стеснения отвечали социологам, что граждане России не всегда выполняют свои обязанности перед государством.

Что бы не происходило в мире, какие бы катаклизмы, невзгоды и несправедливости ни преследовали людей, ото всего этого можно укрыться, отгородившись неведением, заняв извечную позицию — «Моя хата с краю». В современном мире такую бы позицию назвали сохранением «зоны комфорта», ну а если проще, то это банальное отсутствие личной заинтересованности в решении социально значимых проблем. Как ни печально, но людей, придерживающихся данной позиции, в нашей стране предостаточно.

В исследования ВЦИОМа «Социальная и политическая активность россиян: мониторинг» говорится о том, что число россиян, ходивших на выборы, достигло минимума за 17 лет измерения (2021 г). В динамике видно, что если в 2004 году среди опрошенных 55 % говорили, что участвовали в тех или иных выборах, то в 2006 году уже 32 %, в 2011–27 %, а в 2021 об участии в выборах заявили только 22 % респондентов [3].

Также существуют и люди, разочаровавшиеся в политических деятелях и политике как таковой, считающие, что их слово ничего не значит, ничего не изменит. Такие личности признают, что в обществе есть та или иная проблема, но в то же время ничего не делают для её устранения. Они будут вечно не согласны с решениями госвласти, в кругу своих друзей и родных неустанно критиковать их за все беды, свалившиеся на нашу планету, но все равно не предпримут никаких действий, потому что негативно относится к политике как таковой.

Более 80 % российских молодых людей либо не интересуются политикой, либо не имеют на этот счет определенного мнения. Это следует из результатов исследования «Российское «поколение Z»: установки и ценности», проведенного немецким Фондом им. Фридриха Эберта совместно с «Левада-центром». По-настоящему интересна она лишь 19 % опрошенных россиян в возрасте от 14 до 29 лет [4].

То есть из всего вышесказанного напрашивается вывод о том, что существует целый ряд мотивов и предубеждений у людей, которые заставляют их воздерживаться от участия в жизни страны. Гражданское общество является основой здоровой демократии, оно играет решающую роль в привлечении правительства к ответственности, содействии прозрачности и благому управлению, а также защите прав человека. Слабость этого общества, конечно же, неблагоприятно скажется на легитимной деятельности органов публичной власти в современной России, ведь легитимность прямо пропорциональна политической воле большинства граждан.

В качестве некоего направления пути решения данной проблемы хочу предложить следующее:

  1. Нужно выявить мотивы, побуждающие людей к общественной активности, а далее грамотно ими воспользоваться во благо народа;
  2. Необходима всесторонняя поддержка государством тех организаций, цель которых заключается в обеспечение прав и свобод человека;
  3. Проведение регулярных мониторингов по социальным проблемам населения с дальнейшей передачей их соответствующим органам на устранение;
  4. Через СМИ пропагандировать важность мнения каждого человека в вопросах проблем страны с целью привлечения внимания людей и поднятия социальной ответственности;
  5. Повышать политическую грамотность населения (через уроки в школах, университетах, ведение специальных подкурсов для всех желающих на безвозмездной основе).

Резюмируя всё вышесказанное, стоит сказать, что на сегодняшней день публичная власть сталкивается с рядом проблем, в число которых входит и слабое гражданское общество, что несомненно негативно сказывается в общем на государстве, следовательно необходимо приложить все усилия и возможности, чтобы нейтрализовать как причины, так и последствия озвученной проблемы, дабы упрочить публичную власть и продвижение демократии в России.

Литература:

  1. Большая российская энциклопедия [Электронный источник] https://bigenc.ru/c/publichnaia-vlast-5bbc2d
  2. Проблема личной ответственности [Электронный источник] https://www.levada.ru/2020/10/08/regionalnye-vybory/
  3. ВЦИОМ «Социальная и политическая активность россиян: мониторинг» [Электронный источник] https://wciom.ru/tematicheskii-katalog/political-activity-of-the-population
  4. Российское «поколение Z»: установки и ценности [Электронный источник] https://library.fes.de/pdf-files/bueros/moskau/16135.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): публичная власть, гражданское общество, слабое гражданское общество, проблема, Россия, современная Россия.


Ключевые слова

гражданское общество, публичная власть, социальная и политическая активность

Похожие статьи

Анализ индикаторов социальной справедливости в экономической сфере российского общества

В данной статье рассматриваются современные подходы к изучению социальной справедливости и ее роль во взаимодействии основных социальных и экономических институтов. В статье также рассмотрены индикаторы социальной справедливости как метод оценки совр...

Место и роль гражданского общества в процессе политической модернизации России

В статье рассматриваются вопросы, связанные с расширением социально-политических факторов модернизации в современной России. Особое внимание уделяется вопросам, связанным с влиянием гражданского общества на политическую модернизацию страны.

О некоторых проблемах правового регулирования государственной службы в Российской Федерации

В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным с государственной службой. Именно поэтому в представленной статье проведен анализ актуального вопроса некоторых проблем правового регулирования государственной службы Российской Фе...

Некоторые особенности функционирования публичной политики в условиях демократии

Исследовано некоторые особенности функционирования публичной политики в условиях демократии, определены понятия «публичность», «публичная политика». Проанализированы некоторые особенности подходов к пониманию функционирования публичной политики в усл...

Сущность коррупции как социального явления

В статье исследуются понятия коррупции, закрепленные в отечественном законодательстве и научной литературе, а также правовая природа сущности социального явления коррупции. Автор актуализирует внимание на необходимости совершенствования нормативно-пр...

Феномен информационного терроризма: аксиологические аспекты

В статье исследуется феномен информационного терроризма на современном этапе. Наибольшее внимание сфокусировано как основных составляющих информационного терроризма. Освещены сущность данного явления, также охарактеризована степень предотвращения инф...

К вопросу о принципах и функциях социального государства

В статье проанализированы и обобщены теоретические аспекты проблемы социального государства, связанные с его принципами и функциями на современном этапе развития демократии в России и за рубежом.

Трансформация системы взаимодействия органов государственной власти с институтами гражданского общества в современной России

В статье анализируются новые механизмы взаимодействия между гражданским обществом и властью, а также основные проблемы. Рассмотрены основные направления взаимодействия и возможности для конструктивного диалога гражданского общества и государства.

Роль СМИ в формировании гражданского общества

В статье рассматриваются проблема значения свободных СМИ для развития гражданского общества. Целью статьи является отразить важность института СМИ для гармоничного функционирования общества, а также выявить современные тенденции доверия к СМИ.

Проблема доверия населения к органам власти в России

Статья посвящена рассмотрению важного феномена — доверия населения к власти. В работе также оценивается уровень доверия к органам власти в России и определяется проблематика в данной сфере.

Похожие статьи

Анализ индикаторов социальной справедливости в экономической сфере российского общества

В данной статье рассматриваются современные подходы к изучению социальной справедливости и ее роль во взаимодействии основных социальных и экономических институтов. В статье также рассмотрены индикаторы социальной справедливости как метод оценки совр...

Место и роль гражданского общества в процессе политической модернизации России

В статье рассматриваются вопросы, связанные с расширением социально-политических факторов модернизации в современной России. Особое внимание уделяется вопросам, связанным с влиянием гражданского общества на политическую модернизацию страны.

О некоторых проблемах правового регулирования государственной службы в Российской Федерации

В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным с государственной службой. Именно поэтому в представленной статье проведен анализ актуального вопроса некоторых проблем правового регулирования государственной службы Российской Фе...

Некоторые особенности функционирования публичной политики в условиях демократии

Исследовано некоторые особенности функционирования публичной политики в условиях демократии, определены понятия «публичность», «публичная политика». Проанализированы некоторые особенности подходов к пониманию функционирования публичной политики в усл...

Сущность коррупции как социального явления

В статье исследуются понятия коррупции, закрепленные в отечественном законодательстве и научной литературе, а также правовая природа сущности социального явления коррупции. Автор актуализирует внимание на необходимости совершенствования нормативно-пр...

Феномен информационного терроризма: аксиологические аспекты

В статье исследуется феномен информационного терроризма на современном этапе. Наибольшее внимание сфокусировано как основных составляющих информационного терроризма. Освещены сущность данного явления, также охарактеризована степень предотвращения инф...

К вопросу о принципах и функциях социального государства

В статье проанализированы и обобщены теоретические аспекты проблемы социального государства, связанные с его принципами и функциями на современном этапе развития демократии в России и за рубежом.

Трансформация системы взаимодействия органов государственной власти с институтами гражданского общества в современной России

В статье анализируются новые механизмы взаимодействия между гражданским обществом и властью, а также основные проблемы. Рассмотрены основные направления взаимодействия и возможности для конструктивного диалога гражданского общества и государства.

Роль СМИ в формировании гражданского общества

В статье рассматриваются проблема значения свободных СМИ для развития гражданского общества. Целью статьи является отразить важность института СМИ для гармоничного функционирования общества, а также выявить современные тенденции доверия к СМИ.

Проблема доверия населения к органам власти в России

Статья посвящена рассмотрению важного феномена — доверия населения к власти. В работе также оценивается уровень доверия к органам власти в России и определяется проблематика в данной сфере.

Задать вопрос