Публикация посвящена изучению компонентов психологического благополучия современных старшеклассников.
Ключевые слова: психологическое благополучие, целостная система, ценности, установки, мотивы, жизненные цели, мотивационные ресурсы.
The publication is devoted to the study of the components of the psychological well-being of contemporary high school students.
Keywords: psychological well-being, integral system, values, attitudes, motives, life goals, motivational resources.
Юношеский возраст — это переходный период от подросткового возраста к ранней взрослости. Основными задачами этого периода является актуализация самопознания, создание целостного гармоничного «Я» и осмысление своих жизненных ценностей. Система ценностей, мотивационно-смысловых установок юношества отражает восприятие жизненных перспектив и обусловлена культурно-историческими, экономическими, политическими факторами страны, в которой оно развивается. В эпоху неопределённости и нестабильности планирование будущего и выбор своего жизненного пути становится непростой задачей [1].
Происходящие в обществе изменения предъявляют требования к молодым людям в мобилизации личностных, физических ресурсов, гибкости принятия нестандартных решений с применением эффективных копинг-стратегий, толерантности к неопределенности и восприятию новизны в современном мире [2].
Одним из инструментов измерения субъективного психологического благополучия человека является методика «Шкала психологического благополучия К. Рифф», которая в подходе изучения полноценного функционирования личности опиралась на введённое Аристотелем разделённое понятие гедонии и эвдемонии [5].
Под гедонистическим ценностями подразумевается эмоциональное благополучие, переживание эйфорического ощущения счастья, положительных эмоций, имеющих эгоистический характер наслаждения; все это является предиктором субъективного благополучия. Понятие эвдемонического благополучия рассматривает позитивное функционирование человека, базирующееся на его личностных характеристиках и стремлении к самосовершенствованию, а также предполагаемой благотворительности, духовности. С точки зрения долгосрочной перспективы — эвдемонические ценности более способствуют психологическому благополучию человека, чем гедонистические свойственные субъективному благополучию. Шкала счастья и субъективной удовлетворенности, а также шкалы психологического благополучия К. Рифф получили известность в нашей стране, в адаптации Т. Д. Шевеленковой и Т. П. Фесенко в 2005 г. [4].
Многомерная модель психологического благополучия включает в себя шесть основных шкал следу:
- Шкала «Цели в жизни». Испытуемый с высоким уровнем показателей имеет цели и намерения в жизни, чувство направленности, убеждения, которые являются источником жизни с осмысленным принятием прошлого и настоящего;
- Шкала «Положительные отношения с другими» измерят уровень открытости, доверия, проявления теплоты и заботы о других, способности сопереживать, а также уступчивость для сохранения мира и благоприятных межличностных взаимоотношений.
- Шкала «Личностный рост» измеряет уровень непрерывного саморазвития и самореализации личности, открытости новому опыту, адекватное распознавание своих изменений и достижений. Низкое значение баллов указывает у респондентов на присутствие скуки, апатии, потери интереса к жизни, отсутствии развития, самореализации, неспособности регулировать своё поведение, налаживать контакты с окружающими;
- Высокий бал по шкале «Управление окружением» выявляет у испытуемых способность контролировать всю внешнюю деятельность, эффективным образом использовать представленные возможности и ресурсы, управлять окружающей средой, создавать условия, обстоятельства подходящие для удовлетворения личных потребностей и достижения целей. Низкий бал характеризует респондента не способного организовать эффективно свои повседневные дела, с ощущением бессилия изменить или улучшить обстоятельства в жизни, упущенными возможностями, потерей чувства контроля над происходящим вокруг.
- Высокие балы по шкале «Автономия» характеризуют респондента как самостоятельного и независимого, способного противостоять давлению извне, сохранить свои убеждения и нестандартность мышления, с хорошей саморегуляцией, самопринятием. Респонденты с наименьшим балом зависят от мнения и оценки окружающих, испытывают трудность самостоятельно принять важные решения, склонны к конформизму.
- Шкала «Самопринятие» выявляет наибольший балл у респондентов с позитивным мышлением, способным принять себя «целиком и полностью», включая достоинства и недостатки; лояльно относятся к своему прошлому и удовлетворены настоящим.
Испытуемые с наименьшим баллом разочарованы своим прошлым, самокритичны, испытывают беспокойство по разным аспектам своей жизни. В версии Шевеленковой-Фесенко разработаны три дополнительные шкалы «Баланс аффекта» ,которая выявляет самооценку личности и удовлетворенность жизнью у респондентов; «Осмысленность жизни» дополнительно определяет присутствие или отсутствие смысла жизни, целей, движущих мотивов и жизненных перспектив у испытуемого; «Человек как открытая система» показывает у респондентов уровень целостного восприятия мира и возможность интегрировать свой опыт в различные аспекты жизни, способность улавливать свежую информацию и открытость к новизне.
В этой статье рассмотрен общий уровень психологического благополучия исследовательской выборки (N=52), который отражает качественные показатели всех девяти шкал. Ведущей деятельностью в юношеском возрасте является самоопределение, выработка ценностно-мотивационной сферы и целеполаганий, поэтому здесь внимание уделено шкале «Цели в жизни».
Для изучения психологического благополучия современных старшеклассников было проведено исследование, в котором приняли участие 52 старшеклассника 9–10 классов, в возрасте 15–17 лет; из них 12 юношей и 50 девушек. Перед началом проведения исследования в классе, состоялась краткое описание методик и разъяснение правил заполнения анкет. Создание эмоционально теплой, доверительной атмосферы помогло установить доброжелательный контакт с подростками, заинтересованность и вовлеченность в заполнение анкет.
На рисунке 1. представлены полученные результаты, показывающие распределение уровня показателей психологического благополучия в исследуемой выборке.
Рис. 1. Распределение показателей уровня психологического благополучия в исследуемой выборке
Результаты проведённого исследования по ШПБ Рифф, показали средний бал по субшкале «Уровень психологического благополучия» у 15 % старшеклассников (8 человек) из общей выборки, что предполагает у респондентов удовлетворительное самоощущение себя в жизни, сбалансированное стремление самоутвердиться при среднем уровнем притязаний и наличием размытых целей, которые имеют неустойчивый характер и тенденцию меняться. Межличностные отношения у таких респондентов имеют избирательный характер, сохраняется субординация и средняя конформность. Открытость новому опыту происходит под влиянием большинства группы.
Высокий уровень психологического благополучия выявлен у 41 % респондентов (21 чел.) из обшей выборки (рис.1), что свидетельствует о самоощущении целостности и осмысленности бытия, удовлетворённости своим прошлым и настоящим, способности ставить цели и реализовывать их, управлять средой используя гибкие копинг-стратегии, самостоятельно контролировать внешнюю деятельность, поддерживать доброжелательные отношения с окружающими, открываться новому опыту, сохраняя при этом свою самобытность и незаурядность.
Однако в данной группе преобладает низкий уровень психологического благополучия у 44 % (23 чел.) старшеклассников из общей выборки, что может указывать на неудовлетворённость настоящим положением в жизни, сопровождающимся ощущением дискомфорта, отсутствием целостного восприятия мира, замкнутости в межличностных отношениях, инертностью, зависимостью от мнения окружающих, эффекта «выученной беспомощностью.
Рис. 2. Распределение уровня показателей по шкале «цели в жизни» в исследуемой выборке
Результаты по шкале «Цели в жизни» выявили низкий уровень у 56 % (29 чел.) респондентов исследуемой выборки, что может свидетельствовать об отсутствии перспективных целей, направленности, убеждений, «экзистенциональном вакууме» в жизни испытуемых [3].
Средний бал получился у 23 % респондентов (12 чел.), означающий наличие определённых целей, адекватных убеждений, с опорой на прошлые и настоящие ценности; осмысленность своей жизни и планирование жизненных перспектив несет ситуативный характер у старшеклассников. Высокий бал в общей выборки установлен у 21 % респондентов (11 чел.), что характеризует наличие целей в жизни испытуемых и хорошую интуитивную направленность в согласованности с прошлым и настоящим отрезком жизни; приверженность выстроенным убеждениям, которые являются источниками целей в жизни.
Заключение
Для оптимизации психологического благополучия в юношеском возрасте, старшеклассникам необходимо осмыслить свою целостную систему мотивационных ценностей, определить цели, ресурсы. Наличие целей, мотиваций и духовно-нравственных ценностей создают внутреннюю опору у молодых людей для благоприятного развития жизненных перспектив.
Литература:
- Бобылев И. А. Егоренко Т. А. Планирование жизненных перспектив как фактор психологического благополучия в молодости. XIX Всероссийская научно-практическая конференция молодых исследователей образования «Доказательный подход в сфере образования» Тезисы конференции. — М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2020. — 927 с.
- Будинайте Г. Л., Корнилова Т. В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта // Вопросы психологии. 1993. № 3.С. 99–105.
- Франкл Виктор. Человек в поисках смысла [Текст]: Сборник: Пер. с англ. и нем.//Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева; вст.ст. Д. А. Леонтьева. — Москва: Прогресс, 1990.––368 с.: ил. ––(Б-ка зарубежной психологии).
- Шевеленкова Т. Д., Фесенко Т. П.. Психологическое благополучие личности. Психологическая диагностика, 2005 г., № 3, стр. 95–121
- Ryan R. M., Deci E. L. On Happiness and Human Potentials: A Review of Research on Hedonic and Eudaimonic Well-Being // Annual Review of Psychology. 2001. Vol. 52. P. 141–166.