В статье авторы рассматривают, как монополия влияет на экономические отношения и экономику рынка в целом. Приводят основные понятия, плюсы и минусы монополизации рынка в экономике, и приводят способы решения данной проблемы.
Ключевые слова: экономика, монополия, рынок, производство, цена.
Проблема монополии была щепетильной на протяжении всего существования рыночных отношений. Монополизация экономической жизни, конкуренция на товарных рынках, сегодня привлекает пристальное внимание не только специалистов, но и большую часть общественности, поскольку монополия устанавливает более высокие цены из-за своего доминирования на рынке и ограничивает производство продукции, что приводит к иррациональному распределению ресурсов и вызывает увеличение неравенства доходов. Монопольные предприятия не всегда в полной мере используют свои возможности для обеспечения научно-технического прогресса.
Пытаясь справиться с этой проблемой, люди начали интересоваться тем, как определенные аспекты влияют на их повседневную деятельность. Именно сюда можно отнести монополии. Некоторые видят в них будущее государственной экономики, а другие обвиняют их в замедлении развития рынка из-за снижения конкуренции.
Для начала определим понятие «монополия». Монополия [1, с. 93–95.] — это рыночная структура, в которой контроль над определенной отраслью экономики находится в руках одного субъекта. Это хозяйствующий субъект, который воплощает отрасль, выставляя рыночную цену товара и объем его предложения для продажи нужную ему. Сама монополия является доминирующим правом на производство, торговлю и т. д., которое может принадлежать одному человеку, определенной группе лиц или государству. Монополией еще называют крупные компании, которые в ходе борьбы за рынок смогла избавиться от конкурентов, заняв доминирующее положение в одной или нескольких сферах деятельности.
Монополии и монополизация предприятия снижают или полностью устраняют конкуренцию, нанося прямой ущерб не только конечному потребителю, но и экономике в целом. Однако есть отрасли экономики, где монополии не наносят вреда, а приносят пользу всем участникам рынка, например, видеосервис YouTube.
Учитывая положительные факторы монополии, можно отметить, что товары, производимые монопольными предприятиями, имеют достаточно высокое качество, так как без конкурентов монопольные предприятия сами устанавливают стандарты производства для определенного вида продукции, поэтому качество всех товаров точно одинаковое, что и позволило им занять доминирующее положение на рынке. В случае экономического кризиса крупные монополистические объединения обладают наибольшей устойчивостью среди других предприятий и первыми начинают выходить из кризиса. Кроме того, крупномасштабное производство позволяет практически избавиться от издержек производства. Обладая большими денежными и человеческими ресурсами, крупные монополистические предприятия имеют возможность инвестировать в научные исследования, создавать новейшие инновационные решения, тем самым увеличивая не только свои производственные возможности, благодаря научному совершенству, но и обеспечивая научный прогресс, снижая физическую нагрузку на сотрудников компании. Благодаря неограниченным рынкам сбыта, монопольные компании могут позволить себе производить как можно больше товаров. Чтобы увеличить скорость производства, они часто используют технологические достижения.
Но, несмотря на некоторые положительные стороны, не следует забывать и о негативных факторах [2, с. 19]. Монополистам, которые достигли общего рыночного преимущества, больше не нужно снижать цены, чтобы добиться лучших продаж. Поскольку компания сама определяет стоимость товаров, она может проводить несправедливую ценовую политику: значительно завышать цену, оплачивая не только затраты на материалы, рабочую силу и энергию, но и многократно увеличивая чистую прибыль. Исследования финансируются в основном за счет относительно небольших организаций, поскольку крупные компании, достигшие абсолютной монополии, больше не заинтересованы в улучшении своего производства. Монополии также в некотором смысле представляют угрозу для конкуренции и особенно предпринимательства. Из-за отсутствия конкуренции монопольная компания может не обращать особого внимания на качество продукции. Монополии стремятся максимизировать свои доходы, доводя стоимость товаров до максимально возможного уровня. При этом не всегда учитывают соотношение цены и качества. Чтобы увеличить потребительский спрос на свою продукцию или оправдать инфляцию цен, монополисты могут производить меньше товаров в течение определенного периода времени, делая их более эксклюзивными.
Часто монополистические компании останавливаются на уже достигнутом уровне качества продукции, и тогда потребителям даже не стоит рассчитывать на улучшение качества продукции. Поскольку монополистическая компания занимает большую часть рынка, а вступление в неё очень затруднительно из-за многочисленных экономических барьеров, новичкам очень трудно войти в области рынка, где монополия уже существует. Не секрет, что наличие на рынке многих монополистических предприятий негативно сказывается на развитии экономики государства. Монополии стремятся максимизировать свою прибыль любым способом. Иногда даже потребители, недовольные низким качеством выпускаемой продукции, не заботят монополистов.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что минусов в существовании монопольных ассоциаций гораздо больше, чем достоинств. Все недостатки полностью «сводят на нет» хорошие стороны монопольных компаний. Несмотря на наличие развитой технологической базы и различных исследований, монополию нельзя назвать одной из лучших форм рынка отсутствия конкуренции. На экономическом рынке есть несколько других типов привилегированных предприятий (синдикат, картель, конгломерат), которые могут принести гораздо больше пользы, как обычным потребителям, так и государству, чем монополиям. Следует отметить, что государственные органы стремятся сократить количество монопольных объединений и даже свести их существование к нулю. Так же стоит запомнить одно высказывание: «Один в поле не воин, если он не монополист».
Литература:
- Экономика. Базовый курс. Учебное пособие для студентов неэкономических специальностей. Под ред. Исаева В. А., Савинского А. В. — М.: Издательство РУДН, 2011. — 197 с.
- Войтов А. Г. Экономика. — 1-е изд. — Моск. гос. ун-т путей сообщ.: Москва: Дашков и К°, 2002. — 106 с.