Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №19 (466) май 2023 г.

Дата публикации: 16.05.2023

Статья просмотрена: 2190 раз

Библиографическое описание:

Журавлёва, Д. С. Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия / Д. С. Журавлёва. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 19 (466). — С. 335-337. — URL: https://moluch.ru/archive/466/102154/ (дата обращения: 15.11.2024).



Автором рассматривается проблема недостаточности круга полномочий прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия. Анализируются теоретические исследования в данной области. Автор отмечает, что наличествующая в настоящий момент недостаточность полномочий прокурора в указанной сфере зачастую приводит к ряду проблемных аспектов в правоприменительной деятельности. Делается вывод о необходимости решения вопроса о расширении ряда полномочий, присущих должностным лицам органов прокуратуры.

Ключевые слова: прокуратура, надзор, предварительное следствие, акты прокурорского реагирования.

К участникам уголовного судопроизводства относится прокурор, в его обязанности входит надзор за соблюдением законодательства в сфере уголовных дел, а также утверждение обвинительного заключения, которое оглашается и поддерживается в суде.

На сегодняшний день реализация прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия происходит с помощью мер прокурорского реагирования.

На законодательном уровне организация прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия регулируется Федеральным законом «О прокуратуре РФ» (далее — ФЗ «О прокуратуре РФ») [2].

Согласно ст. 30 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурорский надзор осуществляется за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 37 УПК РФ устанавливает правовой статус такого участника уголовного судопроизводства как прокурор. В частности, в ходе досудебного производства по уголовному делу он вправе проверять исполнение требований федерального закона на стадии возбуждения уголовного дела, инициировать вопрос о рассмотрении собранных материалов на предмет принятия решения о возбуждении уголовного дела, требовать от следственных органов устранения нарушений закона, истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела. Кроме того, по мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела. Указанные правовые средства позволяют получать информацию о допущенных нарушениях со стороны органов предварительного следствия.

Таким образом, прокурор в свою очередь выявляет нарушения органами предварительного следствия и дознания на законодательном уровне, которые именуется актами прокурорского реагирования.

По законодательству в области прокурорского надзора, понятие актов прокурорского реагирования не указаны в нормативно-правовых актах. Однако, в Приказе от 17 сентября 2021 г. № 544 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» [3] отмечается, что в случаях выявления нарушений законов органами предварительного следствия, прокурорам необходимо принимать соответствующие меры реагирования.

Рассматривая юридическую литературу, авторы по-разному трактуют понятие об актах прокурорского реагирования.

Рассмотрим точку зрения Брагиной Т. А., которая определяет акты прокурорского реагирования через их признаки. Акт прокурорского реагирования: — выносится должностным лицом органа прокуратуры, обладающим специальным полномочием; — имеет цель, то есть таким актом устанавливаются, изменяются либо прекращаются отношения; — выражает правовую оценку прокурора решений и действий органов предварительного следствия; — выносится в соответствии с законным порядком; — имеет форму документа с соответствующим оформлением и содержанием; — является обязательным для органов предварительного следствия [4].

Помимо этого, акты прокурорского реагирования могут выражать требования устранения нарушения закона согласно п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, либо сами по себе могут устранять нарушения, к примеру, постановление об отмене постановления следователя об отказе возбуждения уголовного дела.

Также в актах прокурорского реагирования может быть закреплено требование устранения причин и условий, которые содействуют нарушению законов одновременно с указанием на привлечение виновных лиц к ответственности либо без такового. Соответственно, акты прокурорского реагирования могут выноситься в целях восстановления прав участников уголовного процесса, которые были нарушены при производстве предварительного следствия.

Из указанного выше следует, что акт прокурорского реагирования — это официальный документ, который принят уполномоченным лицом органа прокуратуры, на основании и в порядке, предусмотренных законом, направляемый определенному должностному лицу органа предварительного следствия и предназначенный для устранения и предупреждения нарушений законов, а также восстановления нарушенных прав участников уголовного процесса, допущенных следственными органами при производстве предварительного следствия.

Акт прокурорского реагирования подразделяется на требование и представление.

При требовании прокурор ссылается на устранение допущенных нарушений при расследовании конкретного уголовного дела. Порядок его рассмотрения регламентируется УПК РФ [1].

Прокурором направляются требования об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении иных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе досудебного производства.

Согласно ст. 21 УПК РФ требования прокурора в пределах его полномочий обязательны для исполнения. Между тем, требования прокурора, адресованные им руководителю следственного органа, могут не исполняться.

Так, согласно части 4 ст. 39 УПК РФ требования прокурора рассматриваются руководителем следственного органа в срок не позднее 5 суток. По результатам рассмотрения требования возможны два варианта развития событий, которые зависят от того, согласен ли руководитель следственного органа с поступившим требованием.

Если следователь, расследующий уголовное дело, а также руководитель следственного органа согласен с сутью требований прокурора, то выявленные нарушения устраняются, а руководитель следственного сообщает прокурору об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении допущенных нарушений.

Если следователь, расследующий уголовное дело не согласен с поступившим требованием, то он обязан направить руководителю следственного органа письменные возражения (ст. 38 УПК РФ), которые доводятся до сведения прокурора. Согласно пункту 7 части 2 ст. 37 УПК РФ прокурор вправе рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение.

При несогласии с требованием руководителем следственного органа последний выносит мотивированное постановление о несогласии с требованиями прокурора, которое в течение 5 суток направляет прокурору.

Согласно ч. 6 ст. 37 УПК РФ при поступлении прокурору постановления руководителя следственного органа о несогласии с требованиями прокурора прокурор вправе обратиться к руководителю вышестоящего следственного органа вплоть до Председателя СКР, руководителя Следственного департамента МВД РФ, руководителя Следственного управления ФСБ РФ. Также прокурор может обратиться в подобном случае к Генеральному прокурору РФ, решение которого является окончательным.

Также существует вынужденная мера, принимаемая прокурором в условиях отсутствия объективных возможностей устранения последствий выявленного нарушения процессуальным путем, по-другому она называется представление.

Представление представляет собой акт, который адресован руководителю следственного органа и содержащий предложения как к устранению нарушений закона, так и причин, и условий, способствовавших совершению нарушений закона, а также по привлечению к ответственности виновных лиц. На законодательном уровне представление рассматривается в ст. 25 ФЗ «О прокуратуре РФ» [2].

Таким образом, у прокурора существует две формы реагирования на нарушения законов при производстве следственных действий: требование и представление.

На практике у прокурора не получается быстро решить вопрос о защите прав и свободы на основании требования и представления, так как руководитель следственного органа имеет право не согласиться с требованиями прокурора, что предусмотрено ч. 4 ст. 39 УПК РФ. Помимо этого, руководитель следственного органа и следователь имеют право выразить несогласие в отношении требования прокурора об устранении выявленных нарушений законодательства.

Считаем необходимым внести на законодательном уровне изменения, расширив полномочия прокурора, предусмотренных ст. 37 УПК РФ, в частности, необходимо вернуть прокурорам право возбуждать уголовное дело при наличии достаточных на то оснований.

Литература:

  1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 14.04.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.
  2. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 (ред. от 29.12.2022) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 47. Ст. 4472.
  3. Приказе от 17 сентября 2021 г. № 544 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» // Законность. 2021. № 12.
  4. Брагина Т. А. Акты прокурорского реагирования на нарушения закона в процессуальной деятельности органов дознания и органов предварительного следствия / Т. А. Брагина // Молодой ученый. 2019. № 44(282). С. 180–185.
  5. Демшина И. А. Понятия актов прокурорского реагирования и актов прокурорского надзора через их признаки / И. А. Демшина // Моя профессиональная карьера. 2021. № 24. С. 158–163.
  6. Протасевич А. А., Гуменюк А. В., Пирва В. Г. Прокурорский надзор за органами, осуществляющими дознание // Baikal Research Journal. 2017. № 3.
  7. Сорокин И. В. Проблемные аспекты прокурорского надзора за деятельностью органов дознания и предварительного следствия // Молодой ученый. — 2022. — № 1 (396). — С. 195–197.
Основные термины (генерируются автоматически): предварительное следствие, прокурорское реагирование, следственный орган, РФ, прокурорский надзор, акт, прокурор, руководитель, требование прокурора, законодательный уровень.


Похожие статьи

К вопросу о правовых проблемах прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия

Исследуется вопрос о правовых проблемах прокурорского надзора за деятельностью следственных органов, причиной которых стало проведение в 2007 году реформы следственных органов. Так, были обозначены наиболее важные проблемы, которые в действительности...

К вопросу о целях и задачах прокурорского надзора за производством дознания и предварительного следствия

Статья посвящена определению целей и задач прокурорского надзора за производством предварительного расследования. На основе проведенного анализа норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации «О прокуратуре Р...

Прокурорский надзор за исполнением законов в сфере образования

Статья посвящена исследованию роли прокурорского надзора в обеспечении законности и правопорядка в сфере образования. Рассматриваются основные принципы деятельности и правовое регулирования в обозначенной области, а также анализируется эффективность ...

Прокурорский надзор за деятельностью полиции

В данной статье рассмотрен вопрос, касающийся прокурорского надзора за деятельностью полиции с процессуальной и правовой позиций. Поскольку государство наделяет сотрудников полиции властными полномочиями, оно оставляет за собой право надзора за их де...

Акты прокурорского реагирования, применяемые при осуществлении прокурорского надзора за органами, осуществляющими предварительное следствие

В статье анализируется реализация прокурором полномочий при осуществлении деятельности по надзору за органами предварительного следствия путем вынесения актов прокурорского реагирования, дается правовая характеристика таких актов, изучаются особеннос...

Проблемы полноты осуществления прокурорского надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

В данной статье рассматриваются вопросы ограничения полномочий органов прокуратуры по надзору за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, закрепленные в действующем законодательстве, выявлены существенные проблемы прокурорского на...

Практические проблемы реализации полномочий прокурора в гражданском процессе

Прокурор является одним из субъектов, принимающих участие в гражданском деле. Правозащитная функция, осуществляемая органами прокуратуры Российской Федерации, является одной из гарантий реализации конституционного права граждан на защиту. Законом чет...

О некоторых аспектах методики проведения прокурорской проверки приема, регистрации и разрешения заявлений и сообщений о преступлениях

В представленной статье автором исследуется вопрос проведения прокурорской проверки при осуществлении надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях. На примере дежурной части органов внутрен...

Проблемы окончания предварительного следствия с обвинительным заключением

Состояние уголовно-процессуального законодательства России на современном этапе характеризуется необходимостью обеспечения строгого соответствия обвинительного заключения следователя нормам закона в условиях поднадзорности его деятельности прокурору ...

К вопросу о методике проведения проверок исполнения законодательства об отходах производства и потребления

В статье автором рассматриваются вопросы проведения прокурорских проверок исполнения законодательства об отходах производства и потребления. Делается вывод о том, что с целью повышения эффективности проводимых органами прокуратуры проверок следует не...

Похожие статьи

К вопросу о правовых проблемах прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия

Исследуется вопрос о правовых проблемах прокурорского надзора за деятельностью следственных органов, причиной которых стало проведение в 2007 году реформы следственных органов. Так, были обозначены наиболее важные проблемы, которые в действительности...

К вопросу о целях и задачах прокурорского надзора за производством дознания и предварительного следствия

Статья посвящена определению целей и задач прокурорского надзора за производством предварительного расследования. На основе проведенного анализа норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации «О прокуратуре Р...

Прокурорский надзор за исполнением законов в сфере образования

Статья посвящена исследованию роли прокурорского надзора в обеспечении законности и правопорядка в сфере образования. Рассматриваются основные принципы деятельности и правовое регулирования в обозначенной области, а также анализируется эффективность ...

Прокурорский надзор за деятельностью полиции

В данной статье рассмотрен вопрос, касающийся прокурорского надзора за деятельностью полиции с процессуальной и правовой позиций. Поскольку государство наделяет сотрудников полиции властными полномочиями, оно оставляет за собой право надзора за их де...

Акты прокурорского реагирования, применяемые при осуществлении прокурорского надзора за органами, осуществляющими предварительное следствие

В статье анализируется реализация прокурором полномочий при осуществлении деятельности по надзору за органами предварительного следствия путем вынесения актов прокурорского реагирования, дается правовая характеристика таких актов, изучаются особеннос...

Проблемы полноты осуществления прокурорского надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

В данной статье рассматриваются вопросы ограничения полномочий органов прокуратуры по надзору за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, закрепленные в действующем законодательстве, выявлены существенные проблемы прокурорского на...

Практические проблемы реализации полномочий прокурора в гражданском процессе

Прокурор является одним из субъектов, принимающих участие в гражданском деле. Правозащитная функция, осуществляемая органами прокуратуры Российской Федерации, является одной из гарантий реализации конституционного права граждан на защиту. Законом чет...

О некоторых аспектах методики проведения прокурорской проверки приема, регистрации и разрешения заявлений и сообщений о преступлениях

В представленной статье автором исследуется вопрос проведения прокурорской проверки при осуществлении надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях. На примере дежурной части органов внутрен...

Проблемы окончания предварительного следствия с обвинительным заключением

Состояние уголовно-процессуального законодательства России на современном этапе характеризуется необходимостью обеспечения строгого соответствия обвинительного заключения следователя нормам закона в условиях поднадзорности его деятельности прокурору ...

К вопросу о методике проведения проверок исполнения законодательства об отходах производства и потребления

В статье автором рассматриваются вопросы проведения прокурорских проверок исполнения законодательства об отходах производства и потребления. Делается вывод о том, что с целью повышения эффективности проводимых органами прокуратуры проверок следует не...

Задать вопрос