Автором рассматривается проблема недостаточности круга полномочий прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия. Анализируются теоретические исследования в данной области. Автор отмечает, что наличествующая в настоящий момент недостаточность полномочий прокурора в указанной сфере зачастую приводит к ряду проблемных аспектов в правоприменительной деятельности. Делается вывод о необходимости решения вопроса о расширении ряда полномочий, присущих должностным лицам органов прокуратуры.
Ключевые слова: прокуратура, надзор, предварительное следствие, акты прокурорского реагирования.
К участникам уголовного судопроизводства относится прокурор, в его обязанности входит надзор за соблюдением законодательства в сфере уголовных дел, а также утверждение обвинительного заключения, которое оглашается и поддерживается в суде.
На сегодняшний день реализация прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия происходит с помощью мер прокурорского реагирования.
На законодательном уровне организация прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия регулируется Федеральным законом «О прокуратуре РФ» (далее — ФЗ «О прокуратуре РФ») [2].
Согласно ст. 30 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурорский надзор осуществляется за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 37 УПК РФ устанавливает правовой статус такого участника уголовного судопроизводства как прокурор. В частности, в ходе досудебного производства по уголовному делу он вправе проверять исполнение требований федерального закона на стадии возбуждения уголовного дела, инициировать вопрос о рассмотрении собранных материалов на предмет принятия решения о возбуждении уголовного дела, требовать от следственных органов устранения нарушений закона, истребовать и проверять законность и обоснованность решений следователя или руководителя следственного органа об отказе в возбуждении, приостановлении или прекращении уголовного дела. Кроме того, по мотивированному письменному запросу прокурора ему предоставляется возможность ознакомиться с материалами находящегося в производстве уголовного дела. Указанные правовые средства позволяют получать информацию о допущенных нарушениях со стороны органов предварительного следствия.
Таким образом, прокурор в свою очередь выявляет нарушения органами предварительного следствия и дознания на законодательном уровне, которые именуется актами прокурорского реагирования.
По законодательству в области прокурорского надзора, понятие актов прокурорского реагирования не указаны в нормативно-правовых актах. Однако, в Приказе от 17 сентября 2021 г. № 544 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» [3] отмечается, что в случаях выявления нарушений законов органами предварительного следствия, прокурорам необходимо принимать соответствующие меры реагирования.
Рассматривая юридическую литературу, авторы по-разному трактуют понятие об актах прокурорского реагирования.
Рассмотрим точку зрения Брагиной Т. А., которая определяет акты прокурорского реагирования через их признаки. Акт прокурорского реагирования: — выносится должностным лицом органа прокуратуры, обладающим специальным полномочием; — имеет цель, то есть таким актом устанавливаются, изменяются либо прекращаются отношения; — выражает правовую оценку прокурора решений и действий органов предварительного следствия; — выносится в соответствии с законным порядком; — имеет форму документа с соответствующим оформлением и содержанием; — является обязательным для органов предварительного следствия [4].
Помимо этого, акты прокурорского реагирования могут выражать требования устранения нарушения закона согласно п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, либо сами по себе могут устранять нарушения, к примеру, постановление об отмене постановления следователя об отказе возбуждения уголовного дела.
Также в актах прокурорского реагирования может быть закреплено требование устранения причин и условий, которые содействуют нарушению законов одновременно с указанием на привлечение виновных лиц к ответственности либо без такового. Соответственно, акты прокурорского реагирования могут выноситься в целях восстановления прав участников уголовного процесса, которые были нарушены при производстве предварительного следствия.
Из указанного выше следует, что акт прокурорского реагирования — это официальный документ, который принят уполномоченным лицом органа прокуратуры, на основании и в порядке, предусмотренных законом, направляемый определенному должностному лицу органа предварительного следствия и предназначенный для устранения и предупреждения нарушений законов, а также восстановления нарушенных прав участников уголовного процесса, допущенных следственными органами при производстве предварительного следствия.
Акт прокурорского реагирования подразделяется на требование и представление.
При требовании прокурор ссылается на устранение допущенных нарушений при расследовании конкретного уголовного дела. Порядок его рассмотрения регламентируется УПК РФ [1].
Прокурором направляются требования об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении иных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе досудебного производства.
Согласно ст. 21 УПК РФ требования прокурора в пределах его полномочий обязательны для исполнения. Между тем, требования прокурора, адресованные им руководителю следственного органа, могут не исполняться.
Так, согласно части 4 ст. 39 УПК РФ требования прокурора рассматриваются руководителем следственного органа в срок не позднее 5 суток. По результатам рассмотрения требования возможны два варианта развития событий, которые зависят от того, согласен ли руководитель следственного органа с поступившим требованием.
Если следователь, расследующий уголовное дело, а также руководитель следственного органа согласен с сутью требований прокурора, то выявленные нарушения устраняются, а руководитель следственного сообщает прокурору об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении допущенных нарушений.
Если следователь, расследующий уголовное дело не согласен с поступившим требованием, то он обязан направить руководителю следственного органа письменные возражения (ст. 38 УПК РФ), которые доводятся до сведения прокурора. Согласно пункту 7 части 2 ст. 37 УПК РФ прокурор вправе рассматривать представленную руководителем следственного органа информацию следователя о несогласии с требованиями прокурора и принимать по ней решение.
При несогласии с требованием руководителем следственного органа последний выносит мотивированное постановление о несогласии с требованиями прокурора, которое в течение 5 суток направляет прокурору.
Согласно ч. 6 ст. 37 УПК РФ при поступлении прокурору постановления руководителя следственного органа о несогласии с требованиями прокурора прокурор вправе обратиться к руководителю вышестоящего следственного органа вплоть до Председателя СКР, руководителя Следственного департамента МВД РФ, руководителя Следственного управления ФСБ РФ. Также прокурор может обратиться в подобном случае к Генеральному прокурору РФ, решение которого является окончательным.
Также существует вынужденная мера, принимаемая прокурором в условиях отсутствия объективных возможностей устранения последствий выявленного нарушения процессуальным путем, по-другому она называется представление.
Представление представляет собой акт, который адресован руководителю следственного органа и содержащий предложения как к устранению нарушений закона, так и причин, и условий, способствовавших совершению нарушений закона, а также по привлечению к ответственности виновных лиц. На законодательном уровне представление рассматривается в ст. 25 ФЗ «О прокуратуре РФ» [2].
Таким образом, у прокурора существует две формы реагирования на нарушения законов при производстве следственных действий: требование и представление.
На практике у прокурора не получается быстро решить вопрос о защите прав и свободы на основании требования и представления, так как руководитель следственного органа имеет право не согласиться с требованиями прокурора, что предусмотрено ч. 4 ст. 39 УПК РФ. Помимо этого, руководитель следственного органа и следователь имеют право выразить несогласие в отношении требования прокурора об устранении выявленных нарушений законодательства.
Считаем необходимым внести на законодательном уровне изменения, расширив полномочия прокурора, предусмотренных ст. 37 УПК РФ, в частности, необходимо вернуть прокурорам право возбуждать уголовное дело при наличии достаточных на то оснований.
Литература:
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 14.04.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 52 (ч. I). Ст. 4921.
- Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 (ред. от 29.12.2022) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 47. Ст. 4472.
- Приказе от 17 сентября 2021 г. № 544 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия» // Законность. 2021. № 12.
- Брагина Т. А. Акты прокурорского реагирования на нарушения закона в процессуальной деятельности органов дознания и органов предварительного следствия / Т. А. Брагина // Молодой ученый. 2019. № 44(282). С. 180–185.
- Демшина И. А. Понятия актов прокурорского реагирования и актов прокурорского надзора через их признаки / И. А. Демшина // Моя профессиональная карьера. 2021. № 24. С. 158–163.
- Протасевич А. А., Гуменюк А. В., Пирва В. Г. Прокурорский надзор за органами, осуществляющими дознание // Baikal Research Journal. 2017. № 3.
- Сорокин И. В. Проблемные аспекты прокурорского надзора за деятельностью органов дознания и предварительного следствия // Молодой ученый. — 2022. — № 1 (396). — С. 195–197.