Формирование финансовой грамотности у старших дошкольников посредством создания развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Савченко, Л. В. Формирование финансовой грамотности у старших дошкольников посредством создания развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации / Л. В. Савченко, Т. И. Хазыкова, Н. В. Данилова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 19 (466). — С. 511-512. — URL: https://moluch.ru/archive/466/102253/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье авторы пытаются развивать навыки финансовой грамотности дошкольников посредством создания игровой среды.

Ключевые слова: функциональная грамотность, финансовая грамотность, дошкольники.

В настоящее время в сфере дошкольного образования одной из главных тем обсуждения на различных уровнях стала функциональная грамотность, которая определяется как способность человека использовать приобретаемые им в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.

Одним из направлений функциональной грамотности является формирование финансовой и математической грамотности детей дошкольного возраста.

Финансовое просвещение и обучение детей старшего дошкольного возраста азам финансовой грамотности — сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.

Поэтому в детском саду большое внимание педагоги уделяют экономическому воспитанию дошкольников.

Во всех старших и подготовительных группах образовательной организации созданы необходимые условия для включения основ финансовой грамотности в образовательную деятельность.

В группах оформлены центры «Юный финансист», «Копеечка», «Царство финансов». В каждой группе имеется наглядный демонстрационный материал по формированию и экономическому развитию, подобранный в соответствии с требованиями программы для данной возрастной группы.

В процессе организации образовательной деятельности педагоги используют как традиционные, классические формы, так и современные.

Педагоги активно используют: дидактические игры — «Стоимость товара», «Мы играем в супермаркет», «Денежка», «Учимся считать и покупать», «Мои потребности», «Что нужно семье», «Доходы и расходы нашей семьи», «Учимся беречь и экономить», «Выбираем самое необходимое», «Считай и приобретай».

Закрепление навыков составления и решения задач происходит в процессе организации деловых и сюжетно-ролевых игр — «Банк «Сказка», «Торговый центр», «Пиццерия», «Почтовое отделение», «Завод», «Монетный двор», «Рекламное агентство «Сюрприз», «Аукцион», «Бьюти студия «Кудряшка», «Экскурсионные бюро», «Ателье», «Издательское бюро» и т. д.

Погружение в проблемную ситуацию — один из видов практического применения интерактивных форм обучения детей дошкольного возраста. Используются такие проблемные ситуации: «Как потратить деньги с пользой», «Заработанные деньги», «Маленькие покупки», «Подарки друзьям», «Кто купит больше», «Как поступить».

Беседы-обсуждения (анализ поступков сказочных героев) — одна из форм работы с детьми. Примерные темы: как придумали деньги; какие бывают деньги; как они выглядят и откуда берутся; как деньги попадают к нам в дом; как складывается стоимость товара; реклама; долги; тратим разумно; экономим. Использование данной формы работы также помогает проанализировать с детьми поступки героев художественных произведений («Муха-цокотуха», «Кот в сапогах», «Золотой ключик или приключения Буратино»).

Применение исследовательской и проектной деятельности с дошкольниками позволило педагогам формировать навык самостоятельного поиска интересующей информации: «Почему полезно и почётно трудиться?», «Труд — наше богатство», «Что такое экономика?», «В гости к Гному-Эконому», «Зачем человеку деньги?», «Почему нужно быть бережливым?».

Проведение ежегодных викторин, конкурсов, квест-игр по формированию экономических навыков у дошкольников является своеобразной формой познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания, а также позволяет воспитать в детях командный дух.

Театрализованные интерактивные мини-постановки — один из самых эффективных методов обучения, лучшая среда для раскрытия и роста творческих способностей, обогащения внутреннего мира ребёнка, возможность обсуждения и советов. Особым интересом у детей нашего детского сада пользуются театральные сказки на «новый лад»: «Репка», Мужик и Медведь».

Фильмы познавательного содержания и мультфильмы интересны и понятны детям. Для этого педагогами применяется электронная медиатека сборников обучающих мультфильмов для формирования основ финансовой грамотности.

Виртуальные прогулки и экскурсии — одно из актуальных направлений внедрения ИКТ в образовательный процесс ДОО с современными детьми. Педагогами создан банк данных виртуальных экскурсий по профессиям родителей наших воспитанников.

Творческие мастерские — в первую очередь является формой организации продуктивной деятельности. Применение такой формы деятельности позволило создать серию лепбуков («Занимательная экономика от Кузи», «Детям о финансах», «Путешествие денежки», «В мире финансов», «Поговорим о деньгах», «Дети и деньги») и книжек-малышек.

Коллекционирование и мини-музей. Собирая, ребёнок занимается познавательно-исследовательской деятельностью, у него возникает желание больше узнать о предметах (коллекции «Кошельки», «Деньги», «Копилки», «Орудия труда» и т. д.). В каждой группе создан мини-музей — «Такие разные деньги», «Деньги разных стран», «Бумажные купюры и металлические монетки», «Деньги России».

По результатам мониторинга можно сделать вывод о том, что благодаря грамотно созданной развивающей предметно-пространственной среде и проведенной систематической работе у педагогов получилось сформировать первичные экономические понятия у детей старшего дошкольного возраста; научить их бережному отношению к деньгам, научить дошкольников правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер.

В дальнейшем педагогами запланировано: создание комнаты экономических профессий, включение «Экономической странички» в каждый номер журнала детского сада «COSMO@SKAZKA» и создание большой книги экономических семейных сказок.

Литература:

  1. Козлова, М. И. Повышение функциональной грамотности как необходимость современного образования / М. И. Козлова // Сборник статей II Международного учебно-исследовательского конкурса. — Петрозаводск, 2020. — С. 116–125.
  2. Стахович Л. В. Занимательные финансы. Методические рекомендации / Л. В. Стахович, Е. В. Семенова, Л. Ю. Рыжановская. — 2-е изд. — М.:Вита — Пресс, 2019–79 с.
Основные термины (генерируются автоматически): финансовая грамотность, деньга, детский сад, педагог, ребенок, функциональная грамотность, дошкольный возраст, образовательная деятельность, процесс организации, старший дошкольный возраст.


Похожие статьи

Формирование основ финансовой грамотности в дошкольной образовательной организации

В статье осуществляется анализ позиций исследователей относительно проблемы формирования финансовой грамотности в условиях деятельности дошкольной образовательной организации. Приводятся примеры игр для детей, расширяющие представления об основах фин...

Формирование основ нравственно-экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения финансовой грамоты

В данной статье рассмотрена проблема финансовой грамотности детей. Авторами представлен опыт работы по теме, также представлены авторские игры и рекомендации, необходимые для воспитания правильного обращения с деньгами детей дошкольного возраста.

Способы взаимодействия ДОУ с институтом семьи с целью формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются способы взаимодействия дошкольной образовательной организации с институтом семьи по формированию финансовой грамотности у воспитанников старшего дошкольного возраста.

Экономическое воспитание дошкольников при проведении интегрированных образовательных событий и дидактических игр

Статья посвящена экономическому воспитанию дошкольников в образовательной организации. Основными условиями являются организация образовательных событий и предметно-пространственной среды, позволяющих обогащать экономическим содержанием различные виды...

Создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации, отвечающей потребностям современного ребенка

В статье поднимаются вопросы создания развивающей предметно-пространственной среды в детском саду, отвечающей потребностям современного ребенка. Затронут вопрос цифровой трансформации образования в дошкольном воспитании. Проверена гипотеза о влиянии ...

Развитие финансовой грамотности у дошкольников через игры

В статье дается определение понятию «финансовая грамотность дошкольника», а также раскрывается важность развития финансовой грамотности у дошкольников посредством игровой деятельности.

Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Психолого-педагогические условия организации самостоятельной игры у младших дошкольников

В статье автор выделяет условия поддержки самостоятельной игры детей младшего дошкольного возраста, а также выявляет представления современных воспитателей об уровне игры детей, особенности созданной развивающей предметно-пространственной среды, а та...

Формирование учебных мотивов младших школьников посредством геймификации

Статья посвящена проблеме геймификации в образовании. В статье рассматривается понятие геймификации. Анализируется роль геймификации в повышении уровня учебной мотивации школьников. В результате делается вывод о том, что применение геймификации на ур...

К вопросу о диагностике уровня развития корпоративной культуры в дошкольной образовательной организации

Данная статья посвящена особенностям диагностики корпоративной культуры сотрудников дошкольной образовательной организации. Охарактеризована система психодиагностических методик, позволяющая выявить уровень развития корпоративной культуры и тем самым...

Похожие статьи

Формирование основ финансовой грамотности в дошкольной образовательной организации

В статье осуществляется анализ позиций исследователей относительно проблемы формирования финансовой грамотности в условиях деятельности дошкольной образовательной организации. Приводятся примеры игр для детей, расширяющие представления об основах фин...

Формирование основ нравственно-экономической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе освоения финансовой грамоты

В данной статье рассмотрена проблема финансовой грамотности детей. Авторами представлен опыт работы по теме, также представлены авторские игры и рекомендации, необходимые для воспитания правильного обращения с деньгами детей дошкольного возраста.

Способы взаимодействия ДОУ с институтом семьи с целью формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматриваются способы взаимодействия дошкольной образовательной организации с институтом семьи по формированию финансовой грамотности у воспитанников старшего дошкольного возраста.

Экономическое воспитание дошкольников при проведении интегрированных образовательных событий и дидактических игр

Статья посвящена экономическому воспитанию дошкольников в образовательной организации. Основными условиями являются организация образовательных событий и предметно-пространственной среды, позволяющих обогащать экономическим содержанием различные виды...

Создание развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации, отвечающей потребностям современного ребенка

В статье поднимаются вопросы создания развивающей предметно-пространственной среды в детском саду, отвечающей потребностям современного ребенка. Затронут вопрос цифровой трансформации образования в дошкольном воспитании. Проверена гипотеза о влиянии ...

Развитие финансовой грамотности у дошкольников через игры

В статье дается определение понятию «финансовая грамотность дошкольника», а также раскрывается важность развития финансовой грамотности у дошкольников посредством игровой деятельности.

Формирование графических навыков у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Психолого-педагогические условия организации самостоятельной игры у младших дошкольников

В статье автор выделяет условия поддержки самостоятельной игры детей младшего дошкольного возраста, а также выявляет представления современных воспитателей об уровне игры детей, особенности созданной развивающей предметно-пространственной среды, а та...

Формирование учебных мотивов младших школьников посредством геймификации

Статья посвящена проблеме геймификации в образовании. В статье рассматривается понятие геймификации. Анализируется роль геймификации в повышении уровня учебной мотивации школьников. В результате делается вывод о том, что применение геймификации на ур...

К вопросу о диагностике уровня развития корпоративной культуры в дошкольной образовательной организации

Данная статья посвящена особенностям диагностики корпоративной культуры сотрудников дошкольной образовательной организации. Охарактеризована система психодиагностических методик, позволяющая выявить уровень развития корпоративной культуры и тем самым...

Задать вопрос