Технология выполнения графического пейзажа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (466) май 2023 г.

Дата публикации: 08.05.2023

Статья просмотрена: 1903 раза

Библиографическое описание:

Матвеева, Н. В. Технология выполнения графического пейзажа / Н. В. Матвеева, К. С. Серебренникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 19 (466). — С. 488-492. — URL: https://moluch.ru/archive/466/102376/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье раскрывается история развития графического пейзажа как жанра в зарубежном и отечественном изобразительном искусстве, этапы выполнения авторской творческой работы в технике графики.

Ключевые слова: графический пейзаж, рисунок, творческая работа, изобразительное искусство.

Как и в живописи, так и в графике, пейзаж является одним из ведущих жанров изобразительного искусства. Мастера искусства всегда воспевали красоту человека в гармонии с природой. Поэтому многие зарубежные и отечественные художники обращались к жанру пейзажа в графике. Художники-пейзажисты легко могут изобразить красоту полей, рек, лесов и гор. С помощью пейзажа художник передает свое настроение и воплощает восхищение красотой природы. Пейзажи помогают сохранить память об историческом облике городов и деревень, позволяют увидеть пейзаж современного времени и времен прошлого.

Данная тема является актуальной, так как обучение выполнению графического пейзажа является немаловажной задачей, стоящей перед будущими педагогами изобразительного искусства.

Основными задачами является приобретение ими умений и навыков в области пейзажной графики:

– знания об объектах живой природы, особенностей работы над графическим пейзажем, архитектурой;

– знания способов передачи большого пространства, закон линейной перспективы, равновесия, плановости;

– умения изображать окружающую действительность, передавая воздушную перспективу.

Графическим искусством, или графикой (от греческого grapho — пишу, черчу, рисую) называется вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюру, литографию, монотипию и др.). Цвет в графике не является главным, и применяется ограниченно.

Основными изобразительными средствами графики являются линия, пятно, штрих, светотень, фактура. К этим средствам относится и фон, то есть тон и цвет бумаги. Линия — это след от движения точки на плоскости. Она может быть самой разнообразной по начертанию и длине. Линии бывают прямые, волнистые и комбинированные, длинные и короткие. Основной задачей изобразительных средств графики является передача формы, объёма и пространства [3, с. 43].

Одним из жанров графического рисунка является пейзаж. Пейзаж — это жанр изобразительного искусства, предметом изображения которого является природа [9, с. 19].

Пейзажная графика зародилась в XV — XVI вв. вместе с появлением и развитием печати гравюры на бумаге. Изображения местностей, исторических памятников и разных городов распространились в печатных изданиях и отдельных гравюрных оттисках по всему цивилизованному миру: акварели, рисунки и офорты пейзажей А. Дюрера, А. Альтдорфера, В. Губера, А. Хиршфогеля, Г.-З. Лаутензака, пейзажные рисунки и ксилографии круга Тициана. Важное место в формировании пейзажной графики занимают гравюры, выполненные по рисункам Питера Брейгеля Старшего. Совершив путешествие (1552–1553 гг.) через Францию в Италию, он выполнил ряд рисунков природы альпийских горных ландшафтов. В дальнейшем эти рисунки, а так некоторые другие, скомпонованные и дополненные библейским, мифологическим или же жанрово-бытовым стаффажем, послужили оригиналами для ряда гравюр, изданных Иеронимом Коком. Рисунки Брейгеля, особенно предназначавшиеся для гравировки, обладают четким, прорисованным острым перовым штрихом. В ряд случаев они уже сами имеют вид гравюры [2, с. 9].

В XVII веке появилось множество национальных школ, сформировались новые жанры и их разновидности. Это время было плодотворным для дальнейшего развития пейзажа в графике. На этот период падает необычайный расцвет голландской живописи и всех ее жанров, наиболее распространенным из них становится пейзажный.

На начальной стадии развития пейзажной графики XVII века распространилась «черная манера». Метод работы по темному грунту предполагал принципиально новый подход в построении изображения — живописный, в противоположность живописи по светлому грунту, идущей от рисунка. Параллельно разрабатываются правила светотени. Конфликт света и тени становится главной темой не только в графике и живописи, но и в скульптуре и архитектуре [1, с. 192].

Выдающимся мастером офорта был Джованни Батиста Пиранези. Его офорты были посвящены сооружениям древнего Рима. В своих работах он использует весь диапазон штрихов, благодаря чему выражает все величество могучих древнеримских построек. Другой художник Антонио Канал (Каналетто), исполнил ряд офортов с видами Рима и Венеции. Отличительная особенность этих работ в легкости штриха, благодаря чему работа делается близкой к живописной [4, с. 14].

Развитие книжной графики в XIX веке способствовало развитию ксилографии. Однако в ксилографии рисунок был ограничен в своих возможностях, так как дерево имело свою структуру и плотность, что приводило к сопротивлению резке. Однако ситуацию разрешил английский художник и гравер Т. Бьюик. Он догадался использовать поперечный спил дерева, что привело к изобретению торцовой ксилографии. Твердая и однородная поверхность торцовой доски позволяло получать тончайшие линии, нежели в продольной. Благодаря ему ксилография снова заняла господствующее положение в книге. Появилась новая техника, художник в совершенстве освоил ее и создал в этой технике непревзойденные произведения этого времени [5, с. 17].

В русском искусстве пейзаж как самостоятельный жанр появился в конце XVIII века. Его основоположниками были архитекторы, театральные декораторы, мастера перспективы. Графические пейзажи первых художников представляли собой топографические виды парков и величественных дворцов. Одним из последователей был гравер А. Ф. Зубов. Он выполнил альбом гравюр на 8 листах в его «Панораме С.-Петербурга» изображения «царствующего города Санкт-Петербурга». В своих работах Зубов впервые в русском искусстве попытался передать воздушное пространство, смягчая свет и тень на дальних планах. Во времена Елизаветы были выгравированы по рисункам М. И. Махаева, двенадцать проспектов Петербурга, которые были помещены в альбом, изданный в качестве приложения к плану столичного города. Альбом был настолько популярен, что его копировали вплоть до середины XIX века в Англии, Франции, Германии в технике гравюры, рисунка, акварели, масла.

Но только с появлением произведений С. Ф. Щедрина можно говорить о том, что пейзаж как отдельный жанр сформировался в русском искусстве. Под его руководством в Петербургской Академии в 1799 году возник класс ландшафтной гравюры, что позволило воспитать лучших мастеров русского гравировального пейзажа начала XIX вв. Основоположником графического пейзажа является современник Щедрина — Ф. Я. Алексеев. Его творчество занимает особое место в русском искусстве начала XX века. Он создал множество работ с видом на Петербург, в котором старался сохранить все его портретные черты без прикрас или искажений [6, с. 209].

На рубеже XIX века появились художники, увлекающиеся правдивой передачей натуры. Большой вклад внес в русский пейзаж А. Г. Венецианова и его последователи, которые изображали скромные и поэтичные уголки русской природы. Разные подходы к задачам пейзажа определили творческие пути А. К. Саврасова. Достижения художника подготовили появление такого явления как лирический интимный пейзаж, в котором эмоциональное состояние преобладало над сюжетом. Нельзя не сказать о всемирно известной картине «Грачи прилетели», принесшей Саврасову заслуженную славу. Карандашные наброски и рисунки, натурные зарисовки, исполненные в графической технике, рождались на протяжении всего его творческого пути. В развитие русского искусства Саврасов большую роль сыгран не только как художник, но и как педагог. Учеником А. Саврасова был И. Левитан. Его творчество — новый и значительный этап в развитии пейзажа, как в живописи так и в графике. Пейзаж Левитана трагичен, художник отражал в своих картинах реалии жизни дореволюционной России. Уделял наибольшее внимание работе маслом, он оставил после себя и некоторое количество рисунков карандашом и набросков. Некоторые из них и являлись прообразами будущих больших картин.

Поиск средств передачи пейзажа в графике определили путь и художника-пейзажиста, живописца, рисовальщика и гравера — И. И. Шишкина. Его работы были посвященных русскому лесу, где детально проработанные изображения деревьев и растительности средней полосы России. В своих рисунках пером безукоризненно точен.

Шишкин — мастер тонового рисунка, глубокой проработки плановости пространства графическими средствами. В его творчестве представлено множество офортов, литографий и гравюр, рисунков углем. Его эстампы являются выразительной демонстрацией мастерского владение рисунком в сочетании с уникальным владением же графическими технологиями. Многие его современники не воспринимали творчество И. И. Шишкина, считая, что он «фотографирует» природу, однако время расставило все на свои века. Творчество Шишкина — это образ истинно русской природы. Следует отметить, что манеру письма он во многом почерпнул у творцов-художников, которые представляли дюссельдорфскую школу [7, с. 21].

В творчестве русских художников начала XX века приобрел особую популярность городской пейзаж. Этому способствовал рост урбанизации, а также просветительная деятельность различных общественных организаций по сохранению памятников архитектуры. Подобная ситуация сложилась и в советский период со второй половины 70-х годов, а также в 80-е годы. Изучение и свободное использование традиций различных исторических эпох в это время повлияли на интерес к изображению архитектуры и преобладанию в пейзаже мотивов старого города [8, с. 98].

В ходе исторического развития графического пейзажа, произведения таких художников, как Е. Е. Лансере, И. Я. Билибин, А. Н. Бенуа, Д. И. Мирохин, М. В. Добужинский, Б. М. Кустодиев, А. П. Остроумова-Лебедева, К. А. Сомов, окончательно сформировали лицо русской пейзажной графики и вывели ее на уровень лучше европейских художественных достижений.

Рассматривая развитие графического пейзажа, можно отметить его виды, которые подразделялись на жанры. Одним из излюбленных жанров графического пейзажа является сельский пейзаж. Жизнь села — наиболее распространённая тема всех времен, является источником вдохновения и творческого развития для художника, так как только там они видят природу в ее чистой форме. Сельский пейзаж всегда занимал важное место в живописном искусстве к природе, дома у реки, зелень лугов или угрюмость скал. Немало художников потрудились над тем, чтобы передать всю особенность русской сельской природы — леса, поля, реки и озера.

Парковые пейзажи изображали уголки природы, основным предметом изображения являются парки, скверы, аллеи и т. д. Природа парка завораживает сочетанием природных форм с декоративной скульптурой и архитектурой, строгой или свободной планировкой. Такие пейзажи в графике создавали С. Щедрин в XVIII веке и А. Бенуа в конце XIX века.

Марина — один из видов пейзажа, объектом изображения которого является море, а также сцены сражения или иные события, происходящие на море. Работы художников-маринистов рассказывают нам о своеобразной красоте то бурного, то спокойного моря. Сначала море было составной частью изображения кораблей и водных баталий, но затем мощная красота стихии стала увлекать художников. Художников, работающих в этом жанре, называют маринистами. Одним из таких маринистов являлся гениальный мастер морского пейзажа русский живописец и график И. К. Айвазовский. Художник большое значение придавал рисункам, сделанным с натуры. Это были в основном изображения прибрежных городов. Самыми простыми графическими средствами — линией, почти не используя светотень, он достигал тончайших эффектов точной передачи объема и пространства. Рисунки, сделанные им во время путешествия, всегда помогали ему в творческой работе [5, с. 15].

Городской пейзаж жанр изобразительного искусства, объектом изображения которого является жизнь города, включающей в себя здания улиц, проспекты, площади, набережные. Популярным этот жанр стал в Европе в XVIII веке под названием «ведута» («veduta» с итальянского — «вид»). Это были картины, виды пейзажа, суть которых с топографически точное и детальное изображение городских зданий, улиц и целых кварталов. Так же городской пейзаж можно связать с именем итальянского художника А. Каналетто, который добился в своих ведутах равновесия между документальностью и поэтической интерпретацией городского пейзажа.

Ф. Я. Алексеев, один из мастеров городского пейзажа, выполнил множество графических работ с видами Санкт-Петербурга Городской пейзаж изображали М. Добужинский и А. П. Остроумова-Лебедева [10, с. 86].

Архитектурный пейзаж — разновидность пейзажа, один из видов перспективной живописи, изображение реальной или воображаемой архитектуры в природной среде. Архитектурный пейзаж показывает ценность зданий как произведений зодчества, их взаимосвязь между собой и со всей средой обитания.

Остановимся на этапах создания нашей творческой работы — архитектурном пейзаже «Тишина», представленном на ХХV Международном форуме детского творчества «Экология души». Объектом изображения в пейзаже стала церковь Рождества Христова с. Городище Инзенского района Ульяновской области. Данный храм по легенде был построен на месте древнего языческого мордовского кладбища, является недействующим с 1931 года.

Работа над графическим пейзажем мы начинали с наблюдения натуры, делали натурные зарисовки, выполняли поиски композиции с разных точек зрения. Как правило, это были карандашные наброски и зарисовки на небольших форматах бумаги. Также поиски композиции могут осуществляется мягкими материалами, например сепией, сангиной, углем, или сухой пастелью. Определившись с композицией будущей работы, мы делали эскиз с натуры. Эскиз выполнялся в короткий срок на сравнительно небольшом формате. Он имел вспомогательный характер и служил для решения определенных задач:

– уточнение композиции будущей работы;

– определение пропорций изображаемых объектов, и их местоположения относительно друг друга;

– образное обобщение натуры;

– общая передача тоновых отношений;

– обобщенная моделировка объема предметов, с помощью выделения светотени;

– выявление разноплановости в пейзаже.

Эскиз с натуры выполнялся с применением законов линейной и воздушной перспективы. Работу над эскизом мы начинали с определения линии горизонта. Она может делить лист пополам, пройти ниже или выше середины листа. Высокая линия горизонта создает впечатление обзора с высоты. Низкая линия, наоборот, создает ощущение взгляда снизу. Она обычно используется в пейзажах с высокой архитектурой. Определившись с линией горизонта, на ней определяют точки схода, через которою, согласно законам линейной перспективы пройдут все горизонтальные линии. Затем относительно этих линий выполняется построение изображаемых объектов.

Когда линейно-конструктивный рисунок готов, делается тональная проработка будущего пейзажа. Когда общие тоновые отношения найдены, необходимо уточнить контрасты светотени. На заключительном этапе опять переходят к обобщению. Для достижения цельности произведения следует убрать лишние детали, ослабить контрасты, выделить главное. На этом работа над эскизом завершена.

Мы выполняли творческую работу на тонированной бумаге для пастели черной и белой гелиевыми ручками. Графический пейзаж выполняют на основе эскиза. Для самого произведения мы выбрали более крупный формат, чем для эскиза. Карандашом мы наметили линию горизонта и расположение основного объекта на листе бумаги, прорисовали общую композиционную схему. Определив основные массы, мы перешли к более тщательной проработке, уточняли размеры объектов. Затем выполняется линейно-конструктивный рисунок. Далее проводилась моделировка формы с помощью штриховки. Определяем основные светотеневые отношения. Далее идет завершающий этап. Проводится проработка деталей, расставляются акценты, подчеркиваются свет и тень. Выявляем воздушную перспективу, делая близкие объекты более темными, контрастными, а дальние более светлыми, приглушенными. Последним этапом возвращаются к обобщению. Чтобы достичь цельности произведения следует убрать лишние детали, ослабить контрасты, выделить главное. На этом работа над графическим пейзажем завершается. Итоговый вариант творческой работы представлен на представлены на рисунке 1

Автор: Серебренникова Кристина. «Тишина». 2023. Тонированная бумага, гелевые ручки

Рис. 1. Автор: Серебренникова Кристина. «Тишина». 2023. Тонированная бумага, гелевые ручки

Таким образом, выполнение графического пейзажа представляет собой сложный творческий процесс: появление и вынашивание замысла; составление зарисовок, а затем эскиза будущего произведения; тональной, свето-теневой проработке и завершение.

Литература:

  1. Бесчастнов, Н. П. Графика пейзажа: учеб. пособие / Н. П. Бесчастнов. — М.: Сфера, 2013. — 310 с.
  2. Бесчастнов, Н. П. Графика пейзажа: учебное пособие для студентов вузов / Н. П. Бесчастнов. — М.: Владос, 2008. — 35 с.
  3. Бесчастнов, Н. П. Черно-белая графика: учебное пособие для студентов вузов / Н. П. Бесчастнов. — М.: Владос, 2008. — 271 с.
  4. Голлербах, Э. Ф. История гравюры и литографии в России / Э. Ф. Голлербах. — М., 1923. — 240 с.
  5. Журов, А. П. Гравюры на дереве / А. П. Журов,
  6. Е. М. Третьякова, М., 1977. — 23 с.
  7. История русского и советского искусства / ред. Д. В. Сарабьянов. — М.: Высшая школа, 2006. — 384 с.
  8. Королева, С. Великие художники: Алексей Кондратьевич Саврасов / С. Королева. — М.: Директ-Медиа, 2010. — 48 с.
  9. Манин, В. С. Русская пейзажная живопись / В. С. Манин. — М.: Белый город, 2000. — 154 с.
  10. Печенежский, А. Н. Рисуем пейзаж / А. Н. Печенежский. — Белгород: — Клуб семейного досуга, 2011. — 96 с.
  11. Сокольникова, Н. М. История изобразительного искусства: учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования: в 2 т. Т. 2
  12. / Н. М. Сокольникова. — 5-е изд., стер. — М.: Академия, 2011. — 208 с.
Основные термины (генерируются автоматически): графический пейзаж, Городской пейзаж, изобразительное искусство, творческая работа, жанр, пейзаж, рисунок, художник, архитектурный пейзаж, воздушная перспектива.


Ключевые слова

рисунок, изобразительное искусство, творческая работа, графический пейзаж

Похожие статьи

Развитие пейзажной живописи в мировой художественной культуре

В представленной статье обозреваются композиционные особенности пейзажной картины, анализируются исторические аспекты пейзажа и рассматривается пейзаж как уникальная форма представления действительности и выражения мыслей и эмоций художника.

Виды современного искусства в живописи

Целью данной работы является определение роли современного изобразительного искусства в обществе и изучение текущих тенденций в развитии современного искусства для выявления основных направлений и черт.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности

В статье автор исследует ключевые аспекты влияния изобразительной деятельности на детей дошкольного возраста.

Живопись как один из видов изобразительного искусства

В статье рассматриваются различные аспекты живописи: ее роль, история появления, виды и жанры, а также значение в жизни человека.

Декоративная графика как вид современного искусства

В статье представлена история зарождения декоративной графики и ее отражение в современном искусстве Сибири.

Обучение пейзажной живописи на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе

В статье объясняется роль пейзажной живописи в обучении школьников, а также рассматриваются основные ошибки и сложности в изображении природы на основе анкетирования учителей изобразительного искусства.

Фресковая живопись, её развитие и актуальность начиная с античности и заканчивая современным миром

В статье авторы рассказывают о виде живописи «фреска» и показывают её актуальность в современном мире.

Авторский подход к преподаванию современной композиции для студентов-дизайнеров (из опыта работы)

В статье представлены основные аспекты преподавания современной композиции студентам-дизайнерам в высшей школе, основанные на авторской методике и инновационном подходе.

Авторская трактовка этнокультурных образов в искусстве гравюры

В статье выявлены художественно-технологические возможности воспроизведения графических композиций в искусстве гравюры на картоне. На основе реализованных авторских концепций отражены этнокультурные образы в контексте проектно-художественных и повест...

Формирование экологической культуры школьников: из опыта работы учителя изобразительного искусства

В статье авторы рассматривают приемы формирования экологической культуры на уроках изобразительного искусства.

Похожие статьи

Развитие пейзажной живописи в мировой художественной культуре

В представленной статье обозреваются композиционные особенности пейзажной картины, анализируются исторические аспекты пейзажа и рассматривается пейзаж как уникальная форма представления действительности и выражения мыслей и эмоций художника.

Виды современного искусства в живописи

Целью данной работы является определение роли современного изобразительного искусства в обществе и изучение текущих тенденций в развитии современного искусства для выявления основных направлений и черт.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности

В статье автор исследует ключевые аспекты влияния изобразительной деятельности на детей дошкольного возраста.

Живопись как один из видов изобразительного искусства

В статье рассматриваются различные аспекты живописи: ее роль, история появления, виды и жанры, а также значение в жизни человека.

Декоративная графика как вид современного искусства

В статье представлена история зарождения декоративной графики и ее отражение в современном искусстве Сибири.

Обучение пейзажной живописи на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе

В статье объясняется роль пейзажной живописи в обучении школьников, а также рассматриваются основные ошибки и сложности в изображении природы на основе анкетирования учителей изобразительного искусства.

Фресковая живопись, её развитие и актуальность начиная с античности и заканчивая современным миром

В статье авторы рассказывают о виде живописи «фреска» и показывают её актуальность в современном мире.

Авторский подход к преподаванию современной композиции для студентов-дизайнеров (из опыта работы)

В статье представлены основные аспекты преподавания современной композиции студентам-дизайнерам в высшей школе, основанные на авторской методике и инновационном подходе.

Авторская трактовка этнокультурных образов в искусстве гравюры

В статье выявлены художественно-технологические возможности воспроизведения графических композиций в искусстве гравюры на картоне. На основе реализованных авторских концепций отражены этнокультурные образы в контексте проектно-художественных и повест...

Формирование экологической культуры школьников: из опыта работы учителя изобразительного искусства

В статье авторы рассматривают приемы формирования экологической культуры на уроках изобразительного искусства.

Задать вопрос