В статье представлены особенности эмоционального развития младших школьников с умственной отсталостью. Отдельное внимание акцентировано на изучении роли театрализованной деятельности в развитии эмоциональной сферы младших школьников с умственной отсталостью.
Ключевые слова: младшие школьники, эмоциональное развитие, театрализованная детальность.
Эмоциональное развитие представляет собой становление эмоциональной сферы индивида, а именно формирование способности контролировать эмоции, осознавать их, а также умело выражать в контексте определенной социальной ситуации.
В современных исследованиях отсутствует единая точка зрения, отражающая специфику понятие эмоционального развития. Представим несколько подходов, позволяющих рассмотреть представленное понятие.
О. П. Задорожняя рассматривает эмоциональное развитие с позиции закономерного процесса, который отражает общую логику развития личности [4, с. 46].
По мнению И. О. Карелиной, эмоциональное развитие представляет собой процесс формирования не только эмоций, но и следующих составляющих: тон эмоций, эмоциональные свойства, которые в совокупности отражают особенности эмоционального становления [5, с. 62].
Г. И. Батурина рассматривает эмоциональное развитие с позиции интегрированного комплекса простых и сложных видов эмоций человека, сформированность которого позволяет не только осознавать эмоции, но и умело выражать их и интерпретировать [3, с. 40].
Е. В. Сергиенко указывает, что эмоциональное развитие индивида происходит поэтапно и рассматривается с позиции онтогенеза эмоций, то есть в аспекте постепенного перехода от биологических эмоций к социальным и психологическим. Эмоциональное развитие реализуется постепенно от простого к сложному, а также во многом зависит от особенностей жизни индивида [8, с. 24].
Особое внимание уделяется анализу эмоционального развития детей с умственной отсталостью. У младших школьников с умственной отсталостью проявляется проблема понимания поведения людей, при этом младшие школьники с умственной отсталости не способны правильно оценивать чувства не только свои, но и окружающих, при этом сложно воспринимают жесты и мимику. Необходимо выделить, что у данной категории детей также проявляется скудный словарный запас.
Младшие школьники с умственной отсталостью испытывают затруднения в понимании языка телодвижений, взглядов и жестов. В большей степени ориентируются на вербальное содержание сообщений, что часто приводит к ошибочному пониманию смысла слов собеседника. Они не учитывают или учитывают неправильно сопровождающие их невербальные реакции [2, с. 56].
Такие дети не способны анализировать и предвидеть особенности своего поведения, при этом у детей выделяется проблема восприятия вербальных реакций идентичного характера в зависимости от практической ситуации их применения. Дети плохо распознают различные смыслы, которые могут принимать одни и те же вербальные сообщения в зависимости от характера взаимоотношений людей и контекста обстоятельств общения. Дети часто «говорят невпопад» и ошибаются в интерпретации слов собеседника.
В контексте коммуникативного взаимодействия младшие школьники с умственной отсталостью испытывают трудности в процессе общения, поскольку не распознают правильно эмоциональные реакции, игнорируют невербальные средства общения, а также не понимают коммуникативные ситуации и специфику поведения в контексте их реализации. В итоге такое поведение приводит к отвержению со стороны коллектива сверстников [6, с. 188].
В процессе эмоционального развития младших школьников с умственной отсталостью особое внимание уделяется театрализованной деятельности. Представленный вид деятельности представляет собой разыгрывание детьми определенных ролей, чаще всего ролей литературных героев. В процесс театрализованной деятельности школьники «примеряют» на себя поведение отдельных литературных героев, что становится основой для работы над развитием эмоционального интеллекта [7, с. 56].
Театрализованная деятельность как средство эмоционального развития младших школьников с умственной отсталостью подразделяется на две группы: игры — драматизации и режиссерские игры.
В рамках первой группы игр ребенок выступает в роли субъекта театрализованной деятельности. В процессе работы ребенок создает необходимый образ при помощи комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.
В режиссерской игре субъектами деятельности выступают игрушки, дети реализуют себя в роли сценариста, управляя игрушками и придумывая сюжет игры. Процесс эмоционального развития младших школьников с умственной отсталостью средствами театрализованной деятельности развития происходит в процессе озвучивания «героев» и комментирования общего сюжета.
Особое внимание в процессе реализации театрализованной деятельности также можно использовать не только готовые сюжеты, но и импровизировать, что активизирует мыслительную деятельность детей, их творческую активность, воображение и т. д.
Театрализованная деятельность способствует тому, что в процессе работы дети активно обсуждают и согласовывают свои замыслы и идеи, делятся своими мыслями, что положительно отражается на развитии эмоционального интеллекта.
В процессе представленного средства эмоционального развития школьники могут проигрывать различные роли, тем самым обогащая свой жизненный опыт, что положительно сказывается на становлении эмоционального интеллекта детей [1, с. 122].
Применение беседы после реализации театрализованной деятельности обусловлено тем, что дети должны понимать результативность проведенной работы. В процессе беседы педагогу необходимо акцентировать внимание на тех моментах, которые не получились у детей, тем самым разобрав причины, которые негативно отразились на достижении цели работы.
Таким образом, у младших школьников с умственной отсталостью можно констатировать общий сниженный уровень эмоционального развития. Особенности эмоционального развития детей с представленным диагнозом выражается в том, что дети зачастую не понимают особенности проявления своего эмоционального состояния, а также в процессе взаимодействия с окружающими испытывают трудности в их конкретизации.
У младших школьников с умственной отсталостью возникают трудности в аспекте практического использования видов эмоций в зависимости от социальной ситуации, а также они не ориентируются на использование невербальных средств общения, что затрудняет процесс передачи эмоционального состояния.
Театрализованная деятельность имеет особе значение в процессе эмоционального развития младших школьников с умственной отсталостью. Это связано с тем, что в процессе реализации театрализованной деятельности дети формируют необходимые социальные представления в непринужденной обстановке, что позволяет им легко запоминать особенности проявления эмоций в определенных ситуациях.
Театрализованная деятельность позволяет также использовать разнообразные формы воздействия на детей, что также улучшает показатели эмоционального интеллекта. Эффективность театрализованной деятельности обусловлена тем, что детям предлагается передать особенности эмоционального образа того или иного героя, а также придумать собственный образ, отражающий поставленную цель работы в процессе реализации театрализованной деятельности.
Литература:
- Александрова Е. Ю. Особенности театра теней и его значение для развития детей. Историческая и социально-образовательная мысль. — 2017. — № 3/1. — С. 121–126.
- Александрова Н. А. Психолого–педагогическая характеристика детей с ограниченными возможностями // Дошкольное воспитание и обучение детей с комплексными нарушениями. — 2015. — № 6. — С. 48–102.
- Батурина Г. И. Эмоции и чувства как специфическая форма отражения действительности: учебное пособие — М.: Академия, 2015. — 109 с.
- Задорожняя О. П. Формирование эмоциональной сферы школьников через театрализованную деятельность // Молодой ученый. –2016. — № 23.2. — С. 45–48.
- Карелина И. О. Эмоциональная сфера ребенка как объект психологических исследований: избранные научные статьи. — Прага: Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», 2017. — 157 c.
- Любимов М. Л. Помощь детям с ограниченными возможностями здоровья // Народное образование. — 2016. — № 4. — С. 186–189.
- Мигунова Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду. — Изд-во НовГУ. Великий Новгород, 2006. — 126 с.
- Сергиенко Е. А. Социально-эмоциональное развитие детей: теоретические основы — М.: ДРОФА, 2019. — 248 с.