Государственная образовательная экосистема: особенности создания | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №19 (466) май 2023 г.

Дата публикации: 09.05.2023

Статья просмотрена: 175 раз

Библиографическое описание:

Ибрагимова, Н. Р. Государственная образовательная экосистема: особенности создания / Н. Р. Ибрагимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 19 (466). — С. 10-13. — URL: https://moluch.ru/archive/466/102391/ (дата обращения: 16.11.2024).



Четвертая промышленная революция, описанная К. Швабом, не только изменяет способ производства, но также приводит к смене образа мышления и ценностных преобразований. Инновационные технологии, такие как IoT, AI, большие данные, робототехника, VR, AR, блокчейн, облачные вычисления и 3D-печать, меняют мир, и как результат, возникает необходимость перехода к экономике знаний и информации. Для обеспечения этого перехода необходимо формирование новой современной концепции развития образования, ориентированной на подготовку специалистов, способных работать на высокотехнологичных рынках с инновационными технологиями в условиях многозадачности и высокой динамики изменения всей социальной экономической системы [4, с. 3–4].

В этой связи формирование качественного нового человеческого капитала, ориентированного на непрерывное обучение и восприятие знания информации, является важным элементом. Для быстрого и качественного обучения людей, необходимо создание более тесной связи между образовательной и трудовой системами. Для этих целей, применение экосистемного подхода может быть полезным.

Несмотря на актуальность темы, она не получила должного освещения в научном мире. Хотя, несомненно, существуют ученые и практики в области образования, которые занимаются изучением и разработкой идей на тему образовательной экосистемы. Джордж Сьерра, автор концепции «обучения в экосистеме», Александр Пивоваров, автор концепции «обучение в экосистеме знаний», Виталий Суслов и Наталья Лукашевич занимаются исследованием информационных технологий и разработкой образовательной экосистемы, ведущий научный сотрудник РАН, Александр Кузнецов, изучает цифровые образовательные платформы, Катерина Казимирчук, автор статей, посвященных образовательной экосистеме и многие другие [8, с. 1–3].

Одной из главных причин недостаточности изучения темы единой образовательной экосистемы является ее сложность и многогранность. Поэтому представляется необходимым специально обратить внимание на появляющиеся пути развития образовательной экосистемы, проблемы и особенности, с которыми может столкнуться государство, при создании своей образовательной экосистемы.

Термин «экосистема» был предложен экологом Артуром Тенсли в 1935 г. Экосистема представляет собой систему, которая объединяет живые организмы и акцентирует внимание на взаимосвязи между участниками экосистемы и окружающей их средой, при этом они взаимодействуют друг с другом и совместно развиваются, а также вместе приспосабливаются к изменениям внешней среды [6, с.1–6].

Экосистема, как понимание, выходящее за рамки биологического контекста, была введена в оборот после публикации Д. Мура в Harvard Business Review в 1993 году о новом формате конкуренции. Он предложил определение цифровой экосистемы как совокупности сервисов, как собственных, так и партнерских, объединенных вокруг одной компании с целью создания добавленной ценности для всех ее участников [].

На основе этого подхода можно определить цифровую образовательную экосистему как сетевую инфраструктуру, объединяющую различные цифровые инструменты в рамках единой технологической (образовательной) платформы, которая регулируется одной организацией, учитывая интересы всех компаний, и создает условия для наиболее эффективного взаимодействия всех заинтересованных сторон. Это также позволяет оказывать персонализированные образовательные услуги, учитывая потребности обучающихся.

На сегодняшний день в России существует несколько компаний, представляющих целые экосистемы в разных масштабах, включая продукты и структуры в офлайн формате. Некоторые из крупных образовательных экосистем в России включают «Яндекс», «МТС», «Сбер» Mail.ru Group, Skyeng и «Нетологию групп». Средними можно считать «Arzamas», «Постнауку» и «Лекториум», а мини-экосистемами — Getcourse [11, с. 3–5].

Однако следует отметить, что вышеупомянутые компании являются коммерческими экосистемами, главной целью которых является получение прибыли, даже если часть образовательного контента предоставляется бесплатно. Тем не менее, именно коммерческие компании обычно быстрее реагируют на потребности трудового рынка. Согласно отчету Smart Ranking, суммарная выручка топ-100 крупнейших EdTech-компаний России по итогам 2022 года составила около 87 млрд руб., что на 14 млрд руб. больше, чем в 2021 году, и на 65 млрд руб. больше, чем в 2020 году [9, с.4].

Несмотря на успешный пример создания бизнесом образовательных экосистем, государственная образовательная система нацелена на создание единого целенаправленного процесса воспитания и обучения, который является общественно значимым благом и осуществляется в интересах человека, общества и государства. Важность не коммерческой, а социальной цели государственной образовательной системы подчеркивается даже исключением термина «образовательная услуга» из законодательства РФ в июле 2022 года.

В законодательстве пока отсутствует четкий термин «экосистема» в контексте образовательного процесса, однако некоторые регионы уже включают его в свои законодательные акты. Например, концепция «образовательной экосистемы» упоминается в Законе Московской области от 30.11.2018 № 87/2018-ОЗ «Об образовании в Московской области», которая предполагает интеграцию образовательных ресурсов и услуг, направленных на развитие образования в регионе. В законе Краснодарского края от 03.07.2019 № 2016 № 781 «Об образовании в Краснодарском крае» термин «экосистема образования» не определяется явно, однако говорится о том, что под «интегрированными образовательными экосистемами» понимаются комплексы образовательных учреждений, объединенных на основе современных информационных технологий в единую инфраструктуру [5, с.1–7].

Однако, отсутствие соответствующего термина не является показателем бездействия государства в области экосистем. Для регулирования и поддержки развития единой цифровой среды, была создана облачная платформа «Гостех», предназначенная для федеральных и региональных органов власти, с помощью которой можно быстро и эффективно создавать государственные информационные системы и цифровые сервисы. «ГосТех» реализует доменный подход к проектированию цифровых сервисов государства, учитывая межведомственное взаимодействие, технические возможности и формирует надежную и безопасную архитектуру ИТ-систем домена [1, с.4].

В данном случае, домен представляет собой область деятельности государственных органов и юридических лиц, которая принадлежит одной отрасли экономики и социальной сферы и имеет общих потребителей. Один из доменов, который поддерживается данным сервисом, является образование.

Минобрнауки, например, уже переносит свою работу на технологическую платформу «Гостех», о чем заявила замминистра науки и высшего образования Дарья Кирьянова в середине февраля 2023 года [2, с.3–6].

Но несмотря на такой важный шаг, полная картина того, как должно выглядеть образование будущего, у государства пока отсутствует. В национальных целях развития образования силы направлены на техническое оснащение образовательных учреждений для создания единой цифровой образовательной среды, но нет конечного виденья образовательной экосистемы. А именно долгосрочное планирование, рассчитанное на 20, 30 или даже 50 лет вперед поможет не только более ясно двигаться к цели, но и создавать свои мировые тренды образования, став крупным игроком на мировом образовательном рынке.

Однако при разработке инновационных решений не следует забывать, что экосистема представляет собой не только создание нового, но и интеграцию прошлого опыта, особенно когда речь идет о государственной экосистеме. Образование 2.0 и 3.0 сталкиваются с конфликтом в образовании 4.0, который проявляется в различных элементах экосистемы, таких как технологии, услуги, стандарты и нормативы. Этот конфликт отражает не только технические аспекты, но также наследственные ценности и смыслы, которые встраиваются в структуру образовательного взаимодействия на протяжении всей жизни. В связи с этим, образовательные экосистемы имеют разные цели и задачи при вступлении в конкуренцию друг с другом. Традиционное образование (старая экосистема) ставит перед собой задачу модернизации, тогда как новое образование XXI века (новая экосистема) стремится к завоеванию образовательного пространства [10, с. 4–5].

Однако экосистема образования развивается не только в рамках прошлого и настоящего, но и в разных направлениях. В этом контексте, иерархическая модель управления уступает место смешанной модели, объединяющей и иерархические, и сетевые черты. В сетевой модели каждый участник выступает в качестве точки принятия решений и исполнителя. Примерами таких систем являются модели «холократии» и «бирюзовых организаций», а также форматы «сетевой демократии» и «открытого правительства». Кроме того, помимо вертикального объединения и управления образовательной экосистемой, необходимо урегулировать и интеграцию на горизонтальном уровне, так чтобы государственные и частные образовательные организации имели одинаковые риски и дивиденды. Экосистема должна быть открыта для всех участников, без возможности захвата одним игроком всего рынка. Государство осуществляет контроль, чтобы ни одна компания не могла захватить весь рынок, что подчеркивает важность участия государства в образовательной экосистеме [7, с.1–7].

Горизонтальное регулирование и развитие образовательной экосистемы играют ключевую роль в обеспечении ее эффективного функционирования. Образовательная экосистема, как и любая другая экосистема, ограничена пространством и временем. Она может быть мега-, макро-, мезо- и микроэкосистемой в зависимости от уровня локализации пространства. В одном пространстве могут одновременно функционировать несколько экосистем образования разных уровней. Элементы одной экосистемы могут также быть элементами другой экосистемы, что в результате обеспечивает устойчивое развитие экономики [3, с.4].

Однако сотрудничество всех образовательных учреждений на территории России может быть достигнуто только при условии их объединения на инфраструктурном, законодательном, информационном, методологическом и кадровом уровнях, что обеспечит согласованность действий при создании государственной образовательной экосистемы. Это возможно только через разработку единой нормативно-правовой базы, архитектуры экосистемы и поддержку со стороны государства как для государственных, так и частных образовательных организаций.

Подводя итог, можно сказать, что порожденная инновационными технологиями, новая экономическая реальностью меняет все жизненные циклы человека. Особенно это касается такой масштабной и важной части жизни человека как образовательной системы. Сложностью создания государственной образовательной экосистемы является то, что системы настолько большая и включает в себя такое многоженство смежных системы (экономическую, трудовую, цифровую, строительную и т.д) и подсистем, что для того, чтобы создать архитектуру образовательной экосистемы, необходимо на государственном уровне учесть все уровни, сферы и компоненты образовательной системы, превратив их в единое комфортное пространство как для граждан и государства, так и для бизнеса. Ведь государство не может создать экосистему самостоятельно, во-первых, это не выгодно экономически, во-вторых, коммерческие организации уже выстроили успешные образовательные экосистемы, в-третьих, для защиты конституционных прав человека и гражданина государство не может монополизировать все образовательное пространство или позволить сделать это кому — то из коммерческих компаний. Поэтому важно, чтобы, опираясь на главный закон страны, Конституцию РФ, государство создавало нормативную базу для государственной образовательной экосистемы.

Литература:

  1. Андреева, О. Ю. Цифровые платформы для образования как экосистемы / О. Ю. Андреева, Г. Р. Суздалева. — Текст: непосредственный // Шумпетеровские чтения. — 2022. — № 1. — с. 125–136.
  2. Доброродний, Д. Г. Цифровая трансформация высшего образования: вызовы и риски для классического университета / Д. Г. Доброродний. — Текст: электронный // Философия и социология: [сайт]. — URL: http://edoc.bseu.by:8080/bitstream/edoc/90699/1/Dobrorodniy_105_113.pdf
  3. Жернов Евгений Евгеньевич, Кочергин Дмитрий Геннадьевич Этические проблемы цифровизации образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. -2021. — № 4 (44). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/eticheskie-problemy-tsifrovizatsii-obrazovaniya
  4. Колесникова, Е. Ю. Цифровая революция в образовании: возможности и риски для классических университетов / Е. Ю. Колесникова. — Текст: электронный // Научная мысль Кавказа: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-revolyutsiya-v-obrazovanii-vozmozhnosti-i-riski-dlya-klassicheskih-universitetov
  5. Мансурова, С. Е. Феномен цифровых и образовательных экосистем: гуманитарный контекст / С. Е. Мансурова. // Ценности и смыслы. — 2021. — № 6. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-tsifrovyh-i-obrazovatelnyh-ekosistem-gumanitarnyy-kontekst
  6. Никита Подлипский, Бум IT-курсов и стоп на инвестиции: как 2022 год изменил рынок образования в России / Подлипский Никита. — Текст: электронный // Forbes: [сайт]. — URL: https://www.forbes.ru/mneniya/483170-bum-it-kursov-i-stop-na-investicii-kak-2022-god-izmenil-rynok-obrazovania-v-rossii?ysclid=lhcfnu61vk707184869
  7. Певзнер, М. Н. Цифровая трансформация образовательного процесса в вузе: риски и угрозы / М. Н. Певзнер. — 2020. — № 69 — Текст: электронный // Проблемы современного педагогического образования: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-transformatsiya-obrazovatelnogo-protsessa-v-vuze-riski-i-ugrozy
  8. Ребко, О. В. Основные требования и риски цифровой трансформации образования / О. В. Ребко. — Текст: электронный // Среда: [сайт]. — URL: https://phsreda.com/e-articles/10406/Action10406–103540.pdf
  9. Рынок онлайн-образования упадет на 35–40 % по итогам 2022 года. — Текст: электронный // РБК: [сайт]. — URL: https://www.rbc.ru/technology_and_media/13/04/2022/62557dda9a79474faea1badc?ysclid=lgc4e0vkge29884666
  10. Салимьянова, И. Г. Цифровые экосистемы университетов как вектор развития системы образования / И. Г. Салимьянова. — Текст: электронный // Вестник факультета управления СПБГЭУ: [сайт]. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47303467&ysclid=lhcfv38b8k823159504
  11. Сулейманкадиева, А. Э. Цифровая образовательная экосистема: генезис и перспективы развития онлайн-образования / А. Э. Сулейманкадиева, М. А. Петров, И. Н. Александров // Вопросы инновационной экономики. — 2021. — № 3. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-tsifrovyh-i-obrazovatelnyh-ekosistem-gumanitarnyy-kontekst.
Основные термины (генерируются автоматически): образовательная экосистема, экосистема, государственная образовательная экосистема, государство, государственная образовательная система, Краснодарский край, Московская область, образовательная система, образовательное пространство, Россия.


Задать вопрос