Инновации в фармацевтике: роль сотрудничества компаний с научным сообществом в разработках препаратов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №19 (466) май 2023 г.

Дата публикации: 09.05.2023

Статья просмотрена: 197 раз

Библиографическое описание:

Коновалова, Т. С. Инновации в фармацевтике: роль сотрудничества компаний с научным сообществом в разработках препаратов / Т. С. Коновалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 19 (466). — С. 175-178. — URL: https://moluch.ru/archive/466/102401/ (дата обращения: 16.10.2024).



В данной статье автор анализирует необходимость сотрудничества фармацевтических компаний с научными институтами, учёными и др., а также дальнейшие перспективы подобных взаимоотношений.

Ключевые слова: фармацевтика, инновации, сотрудничество, разработки, лекарственные препараты, открытые инновации.

На протяжении не одного десятка лет, практически все фармацевтические компании, создавая внутри себя целые подразделения, осуществляли поиск и создание новых лекарственных препаратов. Это был достаточно закрытый процесс, которым никто не хотел делиться, боясь упустить шанс первым запатентовать свою разработку [1].

Да, действительно, благодаря данному подходу проведения исследований и разработок по созданию новых препаратов, человечество смогло получить такие необходимые препараты, как антибиотики, антигистаминные и др.

Однако все меняется, и сегодня использовать данный подход становится экономически нецелесообразно. Любая фармацевтическая компания — это коммерческая организация, основной целью которой, конечно же, является максимизация прибыли. Темпы роста рынка постоянно набирают обороты, поэтому чтобы фармацевтической компании удержаться на плаву и остаться прибыльной, недостаточно продвигать уже существующие на рынке препараты.

Выходом является создание новых инновационных препаратов. Однако это очень долгий и дорогостоящий процесс, который сопряжен с множеством рисков. А вероятность на успех достаточно мала. В среднем лишь около 10 % инновационных разработок в области фармацевтики, которые находятся в стадии клинических исследований, в итоге регистрируются [1].

Также для того, чтобы создать новый препарат, в определенной области необходимы глубокие знания и понимание всех процессов.

У компаний, осуществляющих свою деятельность в данной отрасли есть два варианта: либо расширять свою исследовательскую базу (что достаточно затратно), либо налаживать партнерство с разработчиками лекарств.

Поэтому после долгих лет поиска решения в вопросе новых разработок, фармацевтические компании пришли к тому, что только активное сотрудничество с научными институтами, небольшими биотехнологическими компаниями и учёными позволит эффективно наладить процесс разработки и выведения на рынок новых лекарственных средств [2].

Говоря о сотрудничестве в области инноваций в фармацевтической отрасли, следует выделить существование такого понятия как открытые инновации. Эта концепция включает в себя несколько подходов в области сотрудничества. Суть ее заключается в использовании уже имеющегося опыта внешних источников, обмене знаниями, а также интеллектуальной собственностью [1].

Данный вид отношений между компаниями и представителями научных сообществ осуществляется на взаимовыгодных условиях. Так, как правило, компании нужны идеи и грамотные специалисты, а представителям из области науки возможность реализовать свою инновационную разработку и признание.

В рамках открытых инноваций существует несколько моделей, которые позволяют взаимодействовать участникам между собой. Они представлены на рисунке 1.

Модели открытых инноваций

Рис. 1. Модели открытых инноваций

Так, инкубаторы и акселераторы помогают получить разработчикам необходимое оборудование и, по средствам отбора, оказывают финансовую поддержку перспективным проектам.

Еще одной из новых моделей взаимодействия в данном списке выступает краудсорсинг. Его суть заключается в том, что ряд специалистов из разных областей могут объединиться на платформе какой-либо фармацевтической компании и принять совместное участие в проведении научных исследований и клинических испытаний. А учитывая нынешние технологические возможности эта модель выглядит достаточно интересной и перспективной.

Следует отметить, что основной принцип, на котором базируются открытые инновации заключается именно в доступности и открытости данных, которые в свою очередь публикуются сегодня в научных журналах, на сайтах фармацевтических компаний и в других профессиональных источниках.

Возвращаясь к теме фармацевтических партнерств, необходимо сказать, что на сегодняшний день существует множество примеров подобного рода сотрудничества в фармацевтической отрасли.

В качестве одного из них можно привести фармацевтическую компанию «Вертекс», которая активно участвует в государственной программе по стратегическому развитию фармацевтической промышленности России «Фарма 2030». Также, еще в 2019 году данная компания подписала соглашение о научном сотрудничестве с Национальным медицинским исследовательским центром им. В. А. Алмазова. Кроме этого, «Вертекс» активно привлекает молодых и перспективных ученых, оказывая поддержку медицинским вузам России, к которым относятся Санкт-Петербургский химико-фармацевтический университет, Санкт-Петербургский государственный университет, ПСПБГМУ им. акад. И. П. Павлова и др.

Ещё одним примером сотрудничества бизнеса и науки можно назвать инициативу Сеченовского университета, благодаря которому осуществилось создание Консорциума по инновационной фармацевтике. В его ряды со стороны научных организаций вошли МГУ, Национальный исследовательский центр эпидемиологии и микробиологии имени Н. Ф. Гамалеи Минздрава России, ВШЭ и другие известные научные институты. Бизнес-индустрию фармацевтической отрасли в данном консорциуме представили следующие отечественные компании: ООО «Геофарм», ГК «Р-Фарм», ГК «ХимРар» и пр. [4].

Таким образом, подобное объединение участников фармацевтического рынка позволит осуществить эффективное взаимодействие и создание новых лекарственных препаратов, направленных на борьбу с самыми различными заболеваниями.

На рисунке 2 представлена тенденция роста российский клинических испытаний по сравнению с иностранными.

Количество КИ в 2019–2022 гг.

Рис. 2. Количество КИ в 2019–2022 гг.

Как мы видим из представленной выше диаграммы, на протяжении нескольких лет отечественные разработчики препаратов активно занимались исследованиями и их число из года в год увеличивалось.

Следует отметить, что число подобных исследований российских препаратов впервые в 2022 году обогнало иностранные разработки [3].

Первую строчку в рейтинге разработчиков, которые чаще всего подавали заявки на клинические исследования, заняла компания «Промомед». За ней идет российский «Фармасинтез» и замыкает тройку ПФК «Обновление». Примечательно также и то, что лишь одна иностранная компания вошла в 10-ку рейтинга. Стоит отметить, что в 2021 году почти вся шестерка лидеров состояла из иностранных компаний [3].

Возвращаясь к теме партнерских отношений, отметим, что компания «Промомед» в 2022 году на ПМЭФ-22 заключила соглашения о стратегическом партнерстве с 3-мя отечественными вузами. Основной целью данных соглашений было развитие сотрудничества в области подготовки высококвалифицированных кадров. В настоящее время в компании уже насчитывается около 2000 сотрудников, из которых более 200 человек кандидаты медицинских, фармацевтических и химических наук.

На данный момент, вероятность практически полного импортозамещения лекарственных препаратов достаточно высока. Многие зарубежные лекарства уже ушли с российского рынка и подобного рода тенденция в ближайшее время сохранится.

Таким образом, сегодня, учитывая положение дел в стране и на отечественном рынке фармацевтики сотрудничество бизнеса с научным сообществом как никогда актуально и важно для дальнейшего развития данной отрасли в России. Подобного рода отношения открывают большие возможности и перспективы перед российской фармацевтической индустрией, на которую сегодня возлагаются большие надежды.

Литература:

  1. Наукоемкий бизнес: как и почему фармацевтические компании сотрудничают с учеными и стартаперами?. — Текст: электронный // Биомалекула: [сайт]. — URL: https://biomolecula.ru/articles/naukoemkii-biznes-kak-i-pochemu-farmatsevticheskie-kompanii-sotrudnichaiut-s-uchenymi-i-startaperami (дата обращения: 07.05.2023).
  2. Булгаков, А. Л. Фармацевтические партнерства при разработке новых лекарственных средств / А. Л. Булгаков. — Текст: электронный // CIBERLENINKA: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/farmatsevticheskie-partnerstva-pri-razrabotke-novyh-lekarstvennyh-sredstv (дата обращения: 07.05.2023).
  3. Какие лекарства и каких производителей исследовали в России в 2022 году Источник: https://pharmmedprom.ru/news/issledovaniya-kakih-lekarstv-chasche-vsego-odobryali-v-rossii-v-2022-godu. — Текст: электронный // Фарммедпром: [сайт]. — URL: https://pharmmedprom.ru/news/issledovaniya-kakih-lekarstv-chasche-vsego-odobryali-v-rossii-v-2022-godu/ (дата обращения: 07.05.2023).
  4. Сеченовский Университет создает консорциум по инновационной фармацевтике. — Текст: электронный // Сеченовский университет: [сайт]. — URL: https://www.sechenov.ru/pressroom/news/sechenovskiy-universitet-sozdaet-konsortsium-po-innovatsionnoy-farmatsevtike/ (дата обращения: 07.05.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): компания, препарат, создание новых, фармацевтическая компания, фармацевтическая отрасль, инновация, разработка, сотрудничество бизнеса.


Похожие статьи

Инновации в фармацевтической отрасли. Состояние дел на российском рынке отечественных разработок

В данной статье автор проводит анализ ситуации на рынке отечественных препаратов и оценивает перспективы его развития.

Влияние инновационных технологий на конкурентоспособность фирмы

В статье раскрываются возможности использования информационных технологий с целью повышения конкурентоспособности фирмы; рассматриваются существующие проблемы роста конкурентоспособности фирмы на основе инноваций.

Перспективы применения инновационных технологий в управлении персоналом

В статье рассматриваются основные технологические достижения современности как эффективный инструмент управления персоналом, исследуются конкретные примеры использования этих достижений компаниями.

Роль инновационных изменений в организации

В данной статье рассмотрены проблемы управления инновационным процессом на предприятии. Выявлена классификация инноваций, рассмотрены этапы управления инновациям, а также рассмотрена роль инновации в развитии предприятий.

Электронная торговля: особенности и тенденции развития

Целью исследования является анализ перспектив развития электронной торговли и основных тенденций в современном мире, где электронная торговля всё больше занимает место в жизни людей.

Информационные технологии в продвижении банковских продуктов

В статье авторы рассматривают влияние современных информационных технологий на продвижение банковских продуктов и услуг. Рассмотрены инновационные каналы продвижения банковских продуктов.

Использование искусственного интеллекта в маркетинговых исследованиях поведения потребителей

В статье рассмотрены вопросы необходимости использования искусственного интеллекта в маркетинговых исследованиях. Затронута проблема сочетания искусственного интеллекта и когнитивного маркетинга. Определены цели и задачи, стоящие перед маркетологами,...

Инновационные технологии современного маркетинга

Статья посвящена исследованию инновационных технологий, которые могут применяться в рамках маркетинговой деятельности любого предприятия. Выделены наиболее важные инструменты продвижения компании в сети Интернет, а также потенциал их применения в той...

Инновационный маркетинг в странах Азии

В статье рассмотрены тенденции развития инновационного маркетинга в странах Азии, сравнение азиатского маркетинга с российским. Выявлена специфика маркетинга азиатских стран, что является необходимым для деятельности предприятия в данных странах.

Применение инновационных методов мотивации в условиях цифровизации экономики

В статье раскрывается важность применения современных методов мотивации, а также изучается их влияние на деятельность персонала и компании.

Похожие статьи

Инновации в фармацевтической отрасли. Состояние дел на российском рынке отечественных разработок

В данной статье автор проводит анализ ситуации на рынке отечественных препаратов и оценивает перспективы его развития.

Влияние инновационных технологий на конкурентоспособность фирмы

В статье раскрываются возможности использования информационных технологий с целью повышения конкурентоспособности фирмы; рассматриваются существующие проблемы роста конкурентоспособности фирмы на основе инноваций.

Перспективы применения инновационных технологий в управлении персоналом

В статье рассматриваются основные технологические достижения современности как эффективный инструмент управления персоналом, исследуются конкретные примеры использования этих достижений компаниями.

Роль инновационных изменений в организации

В данной статье рассмотрены проблемы управления инновационным процессом на предприятии. Выявлена классификация инноваций, рассмотрены этапы управления инновациям, а также рассмотрена роль инновации в развитии предприятий.

Электронная торговля: особенности и тенденции развития

Целью исследования является анализ перспектив развития электронной торговли и основных тенденций в современном мире, где электронная торговля всё больше занимает место в жизни людей.

Информационные технологии в продвижении банковских продуктов

В статье авторы рассматривают влияние современных информационных технологий на продвижение банковских продуктов и услуг. Рассмотрены инновационные каналы продвижения банковских продуктов.

Использование искусственного интеллекта в маркетинговых исследованиях поведения потребителей

В статье рассмотрены вопросы необходимости использования искусственного интеллекта в маркетинговых исследованиях. Затронута проблема сочетания искусственного интеллекта и когнитивного маркетинга. Определены цели и задачи, стоящие перед маркетологами,...

Инновационные технологии современного маркетинга

Статья посвящена исследованию инновационных технологий, которые могут применяться в рамках маркетинговой деятельности любого предприятия. Выделены наиболее важные инструменты продвижения компании в сети Интернет, а также потенциал их применения в той...

Инновационный маркетинг в странах Азии

В статье рассмотрены тенденции развития инновационного маркетинга в странах Азии, сравнение азиатского маркетинга с российским. Выявлена специфика маркетинга азиатских стран, что является необходимым для деятельности предприятия в данных странах.

Применение инновационных методов мотивации в условиях цифровизации экономики

В статье раскрывается важность применения современных методов мотивации, а также изучается их влияние на деятельность персонала и компании.

Задать вопрос