В статье рассматриваются научные исследования: ресурсосбережения, культуры ресурсосбережения. Раскрыт экологический аспект сущности принципа природосообразности. Исследуются особенности развития основ культуры ресурсосбережения у детей в дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова: природные ресурсы, рациональное природопользование, природосообразность, ресурсосбережение, культура ресурсосбережения, ресурсосберегающие технологии, экологическое образование.
Во всех развитых странах мира, в связи с глобальными изменениями, происходящими в окружающей среде, разумное использование природных ресурсов является приоритетным направлением государственной политики, так как именно использование природных ресурсов, как важнейших компонентов окружающей среды человека, способствует удовлетворению всевозможных материальных и культурных потребностей общества.
Природные ресурсы — это совокупность природных тел, веществ и природных явлений, которые человек использует для достижения целей, направленных на обеспечение своего существования. К ним относятся: воздух, солнце, ветер, вода, почва, лес, натуральные строительные материалы, минералы и многое другое. Природные ресурсы делятся на: возвращаемые и невозвращаемые; возобновляемые и невозобновляемые; взаимозаменяемый и незаменимый; подлежащие восстановлению и невозмещаемые.
Эколого-социальная ситуация сегодняшнего дня, а именно, ограниченность природных ресурсов и ухудшение условий жизни людей, обуславливает необходимость поиска новых концепций общественного развития.
Основными задачами современного общества становится не только понимание необходимости перехода от ресурсорасточительства к совместному грамотному природопользованию, но и осуществление поиска путей рационального управления природными ресурсами.
Истоками и ведущим теоретическим базисом природопользования являются науки география и экология. «Природопользование», как термин вошел в науку в 1958 г., благодаря профессору Ю. Н. Куражковскому, который дал определение «природопользованию» как совокупным процессам взаимоотношений человека и природы. Задачей природопользования он определил разработку единых принципов осуществления любой деятельности, которая либо непосредственно связана с использованием природных ресурсов, либо деятельности, которая приводит к преобразованию природных компонентов. [3]
В настоящее время термин «природопользование» является объектом и предметом исследования многих отраслей мировой науки.
Реймерс Н. Ф. рассматривает «рациональное природопользование», как систему деятельности, призванную обеспечить экономную эксплуатацию природных ресурсов и наиболее эффективный режим их воспроизводства с учетом перспективных интересов развивающегося хозяйства и сохранения здоровья людей. [4]
Рациональное природопользование должно быть ориентировано на сохранение здоровья населения и способствовать сохранению качества окружающей среды, через бережное отношение и экономное использование природных ресурсов; воспроизводство природных ресурсов и сохранение качественных свойств окружающей среды; охраны природных ресурсов и естественных условий, недопущение резких изменений в природно-ресурсном потенциале и глобальных перемен в окружающей среде.
Проанализировав термин «природопользование» в науке, можно отметить, что он рассматривается с нескольких сторон:
– как средство удовлетворения потребностей общества: экономических, экологических, оздоровительных и культурных;
– как комплексная научная дисциплина, рассматривающая рациональное использование обществом ресурсов природы, которая содержит элементы социальных естественных и технических наук;
«Рациональное природопользование» с разных точек зрения рассматривается в отечественной и зарубежной литературе. В докладе Римскому клубу представлены обоснования того, что экосистема не сможет развиваться, если выйдет за рамки своей ресурсной базы [5].
Многие зарубежные авторы [6] акцентируют внимание на влияние экономического роста на состояние экологии, указывая на то, что рост экономики приводит к ухудшению экологии.
Для того, чтобы сохранить и улучшить состояние окружающей среды, изменить сложившуюся экологическую ситуацию, необходимо создать условия для мотивирования общества на недопущение и предотвращение глобальных проблем в природной среде, на переход к ресурсосберегающей деятельности; способствовать развитию экологического мышления, уровень развития которого оказывает влияние на развитие культуры ресурсосбережения и наоборот.
Под культурой ресурсосбережения мы понимаем мировоззренческие взгляды, нормы поведения человека и усвоенные ценности восприятия природы, природных ресурсов и рационального природопользования, являющейся частью экологической культуры.
Развивать культуру ресурсосбережения возможно благодаря систематической, целенаправленной работе по информированию общества о рациональном природопользовании, о необходимости соблюдения экологически целесообразной деятельности, о том, что каждый лично отвечает за сохранение природной среды и ресурсов.
Культура — творение человека, все, что создано его руками и умом, в процессе исторической деятельности. Культура, не имела бы развития и существования без участия человека. Природа же, не является продуктом человеческой деятельности и может существовать самостоятельно, но человек с низким уровнем культуры ресурсосбережения может нанести колоссальный вред природной среде и своему здоровью.
Неразвитая культура ресурсосбережения проявляется на данный момент в поведении человека, который ориентирован исключительно на природопользование. Отмечается так же отсутствие экологического просвещения в обществе и низкой уровень знаний о природных ресурсах возобновляемых и не возобновляемых, о влиянии человека на окружающую среду и последствиях, к которым приводит не грамотное природопользование; в отсутствии систематической воспитательной и образовательной деятельности, направленной на развитие основ культуры ресурсосбережения.
Мы считаем, что развивать культуру ресурсосбережения необходимо на всех ступенях образования, которые способны решать задачи повышения уровня знаний о ресурсосбережении, воспитания и развития ценностных установок на сохранение, восстановление и приумножение природных ресурсов; просвещения родительской общественности об экологических проблемах и способах их решения.
В России непрерывное экологическое образование является одной из первостепенных государственных проблем. Известно, что ключевые основы личности закладываются в дошкольном возрасте, именно в этом возрасте начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта.
Н. А. Рыжова считает, что необходимо искать новые подходы экологического образования дошкольников, обосновывая это тем, что традиционная модель, ориентирована на потребительский подход человека к природе, «господин и хозяин» природы, способный ее изменять, чтобы удовлетворить их потребности» [8]. Такой подход не допустим в современном мире, он провоцирует не рациональное потребление ресурсов и не развивает культуру ресурсосбережения. Отношение к природе необходимо воспитывать по принципу, благодаря которому человек будет отвечать на вопросы, которые обозначил Г. А. Ягодин [9] «Мы должны снова и снова задавать себе извечные вопросы: кто мы такие? ", дети природы или ее повелители? Зачем вы пришли в этот мир? Потреблять или создавать?»
Обобщая вышеизложенное, отметим, что, осуществляя поиск новых моделей экологического образования по развитию основ культуры ресурсосбережения, необходимо все же опираться на метапринципы, выражающие единство природы и человека и всеобщую закономерность. В качестве основы, таким метапринципом может стать принцип природосообразности, если рассматривать его направление как экологическое, а функционирование как здоровьесберегающую технологию воспитания, исследуется З. И. Тюмасевой, Г. М. Коджаспировой, А. Ю. Коджаспировым и др. [1]
В организации развития культуры ресурсосбережения у дошкольников, можно руководствоваться новым направлением принципа природосообразности — ноосферное образование, которое характеризуетсяя Н. В. Масловой, как «осознанно управляемое природосообразно ориентированное соразвитие Человека, Природы и Общества, при котором удовлетворение потребностей происходит без ущерба для Вселенной и последующих поколений» [2]
А. В. Мудрик считает, что важно на основе принципа природосообразности развивать и формировать у людей ценностные установки поведения в природе, отношения к природе, ресурсосберегающее и природоохранное мировозрение. [9]
Исследователи (З. И. Тюмасева, С. В. Лебедев) считают, что в ситуации, когда современное образование отдаляется от природосообразности и не ориентировано на здоровьесбережение, необходимо обращение методологии и практики образования к природным законам естественного обучения. [10]
Природосообразность так же рассматривается учеными, как принцип организации педагогической и исследовательской деятельности.
А. И. Новгородова, в соответствии с идеологией «учиться у природы», выделяет к организации исследовательской деятельности инновационные подходы. [21]
Руководство принципом природосообразности и рассмотрение данных направлений могут способствовать решению проблем в организации деятельности по развитию в современных условиях у дошкольников культуры ресурсосбережения.
Обучение ресурсосбережению и формирование основ его культуры, необходимо осуществлять в рамках дошкольного экологического образования, которое призвано решать следующие задачи:
– отбор и внедрение эффективных форм реализации мероприятий, направленных на экологическое воспитание обучающихся дошкольного возраста;
– организация системы мероприятий, направленных на формирование ценностного отношения дошкольников к окружающей среде, воспитание любви к природе родного края, бережного отношения к растениям, животным и другим природным объектам;
– создание условий для реализации мероприятий, направленных на формирование у дошкольников познавательного интереса к вопросам экологии, представления о значении природы в жизни человека.
Для развития основ культуры ресурсосбережения дошкольников в дошкольной организации необходимо организовать соответствующее образовательное пространство и создать необходимые педагогические условия.
- Создать единое образовательное пространство «Семья -ребенок — ДОО», для привлечения внимания воспитанников и их родителей к вопросу рационального пользования природными ресурсами.
Для того чтобы ребенок полноценно развивался, приобщался к нравственно экологическим ценностям, успешно овладел способами природ сберегающей деятельности, дошкольной организации необходимо выстраивать работу с родителями, направленную на формирование у дошкольников бережливости, которое невозможно без участия родителей, ведь первые шаги в мир природы и использования природных ресурсов ребенок делает в семье.
В этом помогут грамотно подобранные формы и методы взаимодействия не только традиционные, но и инновационные:
– социально-экологические и природоохранные акции «Сдай макулатуру-спаси дерево», «Сдай батарейку-спаси ёжика», «Мы за раздельный сбор мусора» и т. д.;
– экологические фестивали «Берегите землю», «Зеленая планета» и т. д., — конкурсы творческих работ по использованию вторичного сырья «Вторая жизнь журналов»;
– конкурсы рисунков «Мы за раздельный сбор мусора», «сбережем природу от загрязнений», экологических плакатов «Берегите лес», агитационных листовок по теме ресурсосбережения;
– познавательно-исследовательская деятельность «Дело бумажное-для природы важное», «Собери, раздели, смастери», «Вторая жизнь ненужных вещей»;
– создание экологических лепбуков «Что мы знаем о лесе?», «Вода-источник жизни» и ай-стопперов «Береги природные ресурсы»;
– создание агитационных видеороликов, призывающих к бережному отношению к природе «Берегите лесные ресурсы», «Берегите воду» и т. д.;
– создание группы в социальных сетях «Эко-амбассадоры», с целью привлечения внимания родительской общественности к проблемам ресурсосбережения, к проблемам экологии; необходимости бережного отношения к природе, её животному и растительному миру.
Взаимодействие с родителями будет эффективнее, благодаря совместной природоохранной деятельности, благодаря которой потребность в ресурсосбережении станет определенным образом мысли для ребёнка и его родителей.
- Экологизировать предметно — развивающую среду детского сада.
В каждом из взаимопроникающих составляющих звеньев логической цепочки эффективного экологического пространства ДОО должны прослеживаться определенные образовательные, воспитательные и развивающие роли, способствующие не только развитию культуры ресурсосбережения, но и в целом экологическому образованию дошкольников.
Для развития у дошкольников основ культуры ресурсосбережения, целесообразно включать в предметно-развивающую среду дошкольных групп следующие компоненты:
Центр природы. Наполнение центра ориентировано на развитие познавательного интереса к экологии, формирование экологической культуры, экологического сознания. Всех обитателей центра следует делить на постоянных и временных. Постоянные обитатели — комнатные растения, растения, выращиваемые в огороде на окне. Временные обитатели — это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени, в соответствии с тематикой проекта, недели, образовательным событием или ситуацией.
Центр экспериментирования. Создается с целью развития у детей практических умений и навыков рационального использования природных ресурсов, формирования познавательно — исследовательской деятельности детей, обретения способностей самим формулировать вопросы и получать на них фактические ответы, развитие социокультурных навыков. Наполнение всевозможным природным и бросовым материалом, экспериментальным оборудованием — порождает у детей необычайный интерес, способствует развитию творческого воображения и логического мышления. Выводы и заключения исследовательской и экспериментальной деятельности дети фиксируют в специальные дневники наблюдений.
Игротека. Поскольку игра характеризуется ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, следует организовать игротеки, с играми, ориентированными на развитие у дошкольников отношения к природным ресурсам, в которых присутствует активная экологически нацеленная игровая деятельность. В игротеке могут размещаться экологические лепбуки, игровые задания которых способствуют формированию первоначальных представлений об экологии и природе в целом; освоению основ экологической грамотности и элементарных правил поведения в природе.
Мини-библиотека, в которой располагаются книги и журналы, ориентированные на формирование у воспитанников представлений о природных ресурсах и способах их потребления; позволяющие расширить экологические знания и кругозор дошкольников энциклопедии, фотографии, картины с изображением природных объектов, открытки и т. п. Время от времени следует организовывать выставки книг и поделок, рисунков, созданных руками детей и родителей в результате творческих проектов, конкурсов, акций.
- Использовать в работе с детьми методы и приемы, способствующие развитию основ культуры ресурсосбережения у дошкольников.
Наряду с традиционными методами и приемами работы с воспитанниками в вышеуказанном направлении деятельности, следует рассматривать и использование инновационных подходов к вопросу развития у детей основ культуры ресурсосбережения, такие как:
– использование проблемно — практических ситуаций в развитии ресурсосбережения детей старшего дошкольного возраста;
– разработка и реализация познавательно-исследовательских проектов, нацеленных на исследование состояния окружающей среды и способов сохранения природных ресурсов;
– социально-экологические и природоохранные акции направленные на привлечение внимания общественности на экологические проблемы и необходимость бережного отношения к природным ресурсам;
– создание экологических ай-стопперов, призывающих к рациональному природопользованию;
– детская журналистика, рубрика «Эковолонтеры»;
– создание агитационных экологических видеороликов и т. д.
- Создание условий для повышения педагогической компетентности в вопросах развития основ культуры ресурсосбережения у дошкольников через:
– обеспечение теоретической, психологической, методической поддержки воспитателей;
– организацию активного участия педагогов в планировании, проектировании, разработке и реализации содержания деятельности с детьми и родителями, направленного на развитие культуры ресурсосбережения.
Применение активных форм повышения педагогической компетентности:
– проведение семинаров-практикумов, мастер-классов для педагогов по использованию инновационных форм и методов, направленных на развитие культуры ресурсосбережения у детей;
– участие педагогов в экологических квестах, природоохранных акциях и экологических фестивалях и конкурсах педагогического мастерства.
Сопровождение индивидуального маршрута самообразования по вопросам развития культуры реурсосбережения у дошкольников.
Вывод
Использование в практике деятельности дошкольной образовательной организации инновационных форм взаимодействия с родителями и организованная совместная природоохранная деятельность, позволят повысить уровень знаний родителей о ресурсосбережении, будут способствовать мотивации на осуществление грамотного природопользования, помогут в реализации целей и задач воспитания бережного отношения к природным ресурсам у детей дошкольного возраста.
Экологизация предметной развивающей среды детского сада и использование инновационных подходов к вопросу развития у детей основ культуры ресурсосбережения на основе принципа природосообразности, позволит создать единое образовательное пространство воспитания и развития ценностных установок на сохранение, восстановление и приумножение природных ресурсов; просвещения родительской общественности об экологических проблемах и способах их решения.
Следовательно, процесс формирования основ культуры ресурсосбережения у детей дошкольного возраста требует решения всех перечисленных задач в единстве и будет наиболее эффективным, при условии сформированной культуры ресурсосбережения и ресурсопотребления у родителей и педагогов. Таким образом, предложенные в статье особенности ресурсосбережения, ресурсопотребления и способы организации условий развития основ культуры ресурсосбережения, можно рассматривать как часть воспитательного процесса, раскрывающего ресурсосберегающий аспект экологического образования в интересах устойчивого развития.
Литература:
- Маслова Н. В. Ноосферное образование. — М.: Международная академия наук о природе и обществе, РАЕН, 1999.
- Козлова П. П., Максимова И. М., Абдрахманова М. В. Преемственность в теориях природосообразного и экологического воспитания / Под ред. А. С. Гаязова. — Стерлитамак: СФ МГГПУ им.М. А. Шолохова, Стерлитамак. гос. пед. академия, 2004. — 107 с.
- Реймерс Н. Ф. Природопользование: словарь-справочник. — М.: Мысль, 1990. — 637с
- Игнатьева М. Н., Литвинова А. А., Косолапов О. В. К методическому обеспечению прогнозирования экологических последствий воздействия добычи нефти и газа в северных регионах // Изв. вузов. Горный журнал. 2011. № 7. С. 70–76
- Мидоуз Д. Х., Мидоуз Д. Л., Рандерс Дж., Беренс III У. В. Пределы роста.Отчет для проекта Римского клуба о затруднительном положении человечества. Нью-Йорк:Universe Books, 1972. 211 с.
- Бут Д. Подсел на рост: экономические пристрастия и окружающая среда. Нью-Йорк:Издательство Rowman & Littlefield Publishers, 2004. 228 с.
- Д'Алессандро С., Луццати Т., Моррони М. Энергетический переход к экономической и экологической устойчивости: возможные пути и последствия для политики // Journal of CleanerПроизводство. 2010. Том 18. С. 291–298.
- Рыжова, Н. А. Экологическое образование в детском саду / Н. А. Рыжова; науч. ред. — академик РАО Г. А. Ягодин — М.: Изд. дом «Карапуз», 2001. — 432 с.
- Абдрахманова М. В., Валеева Р. Р. Разработка принципа природосообразности в современной отечественной педагогике // Фундаментальные исследования. — 2015. — № 2–13. — С. 2940–2943;
- Тюмасева, З. И. Методические рекомендации по экологическому образованию/Челяб. обл. ин-т усоверш. учителей. — Челябинск. 1989. — 83 с. 23. Урсул, А. Д. Концепция опережающего образования // Вестник высшей школы.-2006. — № 7.-С.28–33
- Никитина, Е. Ю. Теоретико-методологические подходы к проблеме подготовки будущего учителя в области управления дифференциацией образования: моногр. / Е. Ю. Никитина — Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. — 101 с.
- Соколова, Н. А. Формирование культуры природолюбия младших школьников: дис. …канд. пед. наук.- Курган, 2008.- 213 с.