Развитие клиники семейной медицины на рынке г. Алматы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №19 (466) май 2023 г.

Дата публикации: 09.05.2023

Статья просмотрена: 53 раза

Библиографическое описание:

Бугайцов, М. В. Развитие клиники семейной медицины на рынке г. Алматы / М. В. Бугайцов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 19 (466). — С. 162-164. — URL: https://moluch.ru/archive/466/102410/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье рассматривается развитие частной медицинской клиники в г. Алматы как бизнес-проект. Проведен анализ внешних и внутренних факторов, изучены риски и представлены стратегические направления развития.

Ключевые слова: медицинские услуги, частная клиника, бизнес.

Нехватка государственных медицинских учреждений в Казахстане, а также высокий спрос на медицинское обслуживание населения способствует развитию частных медицинских услуг. Прогнозируется, что тенденция роста оказания услуг частными медицинскими клиниками будет продолжаться. Кроме этого, развитию частной медицины также способствует увеличение государственного финансирования через систему первичной медицинской помощи, так доля такого финансирования была увеличена с 28 % до 40 % от общих расходов на здравоохранение. По данным Фонда медицинского страхования РК в 2021 году было зарегистрировано из 1390 поставщиков 51 % поставщиков медицинской помощи (711 частных клиник) и 49 % (государственные) в системе медицинского страхования. Для сравнения в 2020 году количество частных клиник в системе обязательного медицинского страхования насчитывалось 635 частных клиник [1].

В условиях ряда проблем в сфере государственных медицинских учреждениях частные клиники начинают пользоваться всё большей популярностью среди населения. Можно выделить несколько основных проблем государственных клиник:

— низкая мотивация персонала на предоставления качественных услуг, низкий уровень заработных плат

— недофинансирование материально-технического оснащения

— менее эффективный менеджмент и уровень сервиса по сравнению с частными клиниками и т. д.

Если провести анализ регионов по степени охвата и развитости рынка частной медицины, то лидером является город Алматы, далее Астана. Именно в этих городах имеется наибольшее количество частных клиник и в этих городах сконцентрировано платежеспособное население.

Объем платных медицинских услуг по регионам Казахстана, 2021, млрд тенге [1]

Рис 1. Объем платных медицинских услуг по регионам Казахстана, 2021, млрд тенге [1]

В Плане развития города Алматы до 2025 года эксперты отмечают, что Алматинская агломерация к 2030 году составит около 4 млн. человек. Рост населения будет осуществляться за счет увеличения продолжительности жизни и ростом рождаемости. Вместе с этим увеличиться потребление медицинских услуг среди населения за счет расширения количества потенциальных потребителей. Пожилое население, которое к 2025 году вырастет на 41 % и на 20 % увеличится численность детского населения [2].

Одним из основных факторов, влияющих на успех реализации проекта, может стать дефицит высококвалифицированных медицинских кадров. С 2017 по 2021 год, дефицит медицинских работников увеличился в два раза — с 10 тысяч до 23 тысяч единиц. Покрытие дефицита на сегодняшний день осуществляется путем совмещения должностей. Общий коэффициент совместительства на сегодня варьируется от 1,5 до двух ставок [3].

В рамках стратегического анализа развития клиники были изучены факторы внешней и внутренней среды с помощью метода SWOT-анализа. Результаты анализа представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Результаты SWOT-анализа частной клиники в г. Алматы

Сильные стороны

Слабые стороны

- Наличие технологического оборудования;

— Современный интерьер и архитектура клиники;

— Геолокация;

— Имеются уникальные услуги и продукты;

— Дополнительные услуги (фитнесс-центр, отель, кафе);

— Сильный партнер в лице Seegean Korean Laboratory, с наличием современной лабораторией;

- Отсутствие членства в международных профессиональных организациях;

— Отсутствие конкретных договоренностей с иностранными специалистами и врачами о сотрудничестве;

— Нерешенный вопрос сотрудничество с казахстанскими врачами в качестве Second Opinion;

Возможности

Угрозы

- Расширить охват оказания медицинских услуг в Центральноазиатском регионе;

— Сотрудничество с крупными брендами и с помощью этого расширять узнаваемость собственного бренда;

— Реализация программы лояльности и как следствие устойчивость в росте продаж;

— Оказание дополнительных услуг через сотрудничество с отелями, зонами отдыха, авиаперевозчиками, в том числе и зарубежными

- Появление конкуренции в туристически привлекательных странах (Кыргызстан (Иссык-Куль), Узбекистан);

— Появление нового конкурента на внутреннем рынке от крупных брендов на рынке (Mediterra, Interteach, Helmir);

— Стереотип казахстанцев не доверять отечественной медицине и сервису может стать препятствием для обеспечения достаточного потока, потребуются серьезные вложения в рекламу и продвижение

Примечание: составлено автором по результатам анализа рынка и экспертного опроса

Исходя из анализа внешней и внутренней среды, стратегическое развитие клиники предлагается реализовать по нескольким направлениям.

Во-первых, пациенты. Необходимо создать ориентированный на пациента сервис. Внедрить культуру и понимание того, что нужды пациента превыше всего. Для этого будут использоваться принципы доказательной медицины, сокращение риска возникновения медицинских ошибок и достижение максимального уровня стандартизации медицинских процедур.

Во-вторых, менеджмент и бизнес-процессы. В этом аспекте планируется уделить внимание внедрению элементов бережливого производства в клинике и оптимизировать клиентский поток и нагрузку на медицинское оборудование. При этом важным является использование ресурсосберегающих механизмов для повышения эффективности использования как материальных, так и человеческих ресурсов клиники.

В-третьих, развитие персонала. Основной акцент планируется сделать на повышение квалификации среднего медицинского персонала, а именно их клинических навыков, этики и ответственности.

Развивать клинику планируется по ряду важных направлений:

— эндоскопические диагностические и лечебные манипуляции и процедуры;

— лучевая и рентген диагностика;

— педиатрия;

— женское и мужское здоровье;

— ЛОР диагностика и малоинвазивные хирургические процедуры;

— реабилитация разного рода

— стоматология

При улучшении описанных бизнес-процессов в клинике ожидается увеличение положительного денежного потока в будущем до 4,1 млрд. тенге.

Прогноз денежных потоков, млн. тенге

Рис 2. Прогноз денежных потоков, млн. тенге

Срок окупаемости бизнес-проекта составляет 12 месяцев. NPV = 50,7 млн. тенге, IRR = 9 %.

Инвестиции в реализацию проект будут направлены для приобретения помещения не мене 3000 м2. Приобретение оборудования компьютерная томография и МРТ, а также УЗИ, ЭКГ, ФГДС, стоматологическое. Общие инвестиции необходимые для реализации этого проекта составят около 5 млрд. тенге.

Основными ежемесячными расходами являются расходы на персонал. На медицинский персонал без учета иностранных специалистов и заработных плат административно-управленческого персонала составит около 6,9 млн. тенге в месяц.

При разработке проекта развития частной семейной клиники были выявлены определенные риски, которые необходимо учесть при внедрении и дальнейшем функционировании. Рынок медицинских услуг имеет высокий риск появления новых конкурентов с более развитым оборудованием и значительными финансовыми возможностями [4]. Данный риск следует минимизировать за счет поддержания высокого качества услуг, а также разработки новых услуг. Другой риск может касаться снижения прибыльности клиники и одним из методов минимизации риска является оптимизация затрат и их сокращение.

Литература:

  1. Годовой отчет НАО «Фонд социального медицинского страхования» за 2021 год, утвержденный решением Совета директоров от 26 августа 2022 года.
  2. Основные приоритеты Плана развития г. Алматы до 2025 года и среднесрочные перспективы до 2030 года.
  3. Дефицит медиков увеличился вдвое в Казахстане, 13 июня 2022; URL: https://tengrinews.kz/kazakhstan_news/defitsit-medikov-uvelichilsya-vdvoe-v-kazahstane-470863/ (18.04.2023).
  4. Легостаева А. А., Джазыкбаева Б. К. Стратегический менеджмент в медицинских организациях Казахстана // Вестник РУК. 2022. № 1 (47). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskiy-menedzhment-v-meditsinskih-organizatsiyah-kazahstana (дата обращения: 08.05.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): клиника, услуга, IRR, NPV, внутренняя среда, медицинский персонал, медицинское страхование, тенге, частная клиника, частная медицина.


Ключевые слова

бизнес, медицинские услуги, частная клиника

Похожие статьи

Бизнес-план по созданию компании по оказанию инжиниринговых услуг в сфере строительства

В статье автор анализирует рынок инжиниринговых услуг в строительной отрасли города Астана, Республика Казахстан, с целью создания новой компании. Представлены результаты анализа спроса и предпочтений потенциальных клиентов, а также экономическая обо...

Разработка стратегии развития косметолого-дерматологической клиники в Астане

В статье представлен процесс разработки стратегии развития и обосновывается создание косметологического центра в г. Астана. Изучаются внешние и внутренние факторы развития бизнеса в этой индустрии.

Проведение маркетингового анализа рынка гостиничной недвижимости на прединвестиционной стадии реализации девелоперского проекта

В статье рассматривается современное состояние рынка гостиничной недвижимости, а также факторы, которые оказывают на него наибольшее влияние. Представлены результаты маркетингового анализа при реализации прокат по строительству гостинцы в г.Нижний Ло...

Реализация бизнес-проекта языковой школы в Астане

В статье представлен краткий анализ рынка предоставления образовательных услуг языковых школ. Проведен опрос населения с целью выявления причин их выбора языковой школы и показан анализ ценовых политик основных конкурентов. Описаны основные моменты р...

Бизнес-план по открытию конного центра в Акмолинской области Казахстана

В статье автор анализирует рынок конных центров в Акмолинской области Республики Казахстан для открытия собственного бизнеса. Показаны результаты опроса потенциальных покупателей в г. Астане и Акмолинской области и выявлен потенциальный спрос и предп...

Бизнес-план по открытию автосервиса в г. Астане

В статье автор анализирует рынок автосервисов в г. Астана, с целью открытия собственного бизнеса. Исследование включает результаты опроса потенциальных клиентов в г. Астана, выявившего их спрос и предпочтения. Также представлена экономическая обоснов...

Маркетинговое исследование рынка банковских услуг для физических лиц г. Киева

В статье рассматриваются особенности развития рынка банковских услуг для физических лиц г. Киева в банковской сфере. Раскрыты особенности взаимоотношений между коммерческими банками и клиентами. Предложены пути их усовершенствования.

Особенности продвижения инновационных услуг

В данной статье, нами рассмотрен вопрос инновационной составляющей в сфере услуг, оговорены особенности продвижения стратапов в нематериальном секторе, приведены некоторые институты поддержки инновационного предпринимательства в Российской Федерации ...

Коммуникационная политика медицинских учреждений в современных условиях

Рассмотрены направления коммуникационного воздействия на потребителей. Дана оценка уровню конкуренции на рынке медицины и охарактеризованы перспективы развития рынка.

Бизнес-план по открытию сети магазинов электротоваров в г. Астане

В статье автор анализирует рынок магазинов электротоваров в г. Астане Республики Казахстан в целях открытия собственного бизнеса. Были представлены результаты опроса потенциальных покупателей в г. Астане, которые выявили их спрос и предпочтения. Кром...

Похожие статьи

Бизнес-план по созданию компании по оказанию инжиниринговых услуг в сфере строительства

В статье автор анализирует рынок инжиниринговых услуг в строительной отрасли города Астана, Республика Казахстан, с целью создания новой компании. Представлены результаты анализа спроса и предпочтений потенциальных клиентов, а также экономическая обо...

Разработка стратегии развития косметолого-дерматологической клиники в Астане

В статье представлен процесс разработки стратегии развития и обосновывается создание косметологического центра в г. Астана. Изучаются внешние и внутренние факторы развития бизнеса в этой индустрии.

Проведение маркетингового анализа рынка гостиничной недвижимости на прединвестиционной стадии реализации девелоперского проекта

В статье рассматривается современное состояние рынка гостиничной недвижимости, а также факторы, которые оказывают на него наибольшее влияние. Представлены результаты маркетингового анализа при реализации прокат по строительству гостинцы в г.Нижний Ло...

Реализация бизнес-проекта языковой школы в Астане

В статье представлен краткий анализ рынка предоставления образовательных услуг языковых школ. Проведен опрос населения с целью выявления причин их выбора языковой школы и показан анализ ценовых политик основных конкурентов. Описаны основные моменты р...

Бизнес-план по открытию конного центра в Акмолинской области Казахстана

В статье автор анализирует рынок конных центров в Акмолинской области Республики Казахстан для открытия собственного бизнеса. Показаны результаты опроса потенциальных покупателей в г. Астане и Акмолинской области и выявлен потенциальный спрос и предп...

Бизнес-план по открытию автосервиса в г. Астане

В статье автор анализирует рынок автосервисов в г. Астана, с целью открытия собственного бизнеса. Исследование включает результаты опроса потенциальных клиентов в г. Астана, выявившего их спрос и предпочтения. Также представлена экономическая обоснов...

Маркетинговое исследование рынка банковских услуг для физических лиц г. Киева

В статье рассматриваются особенности развития рынка банковских услуг для физических лиц г. Киева в банковской сфере. Раскрыты особенности взаимоотношений между коммерческими банками и клиентами. Предложены пути их усовершенствования.

Особенности продвижения инновационных услуг

В данной статье, нами рассмотрен вопрос инновационной составляющей в сфере услуг, оговорены особенности продвижения стратапов в нематериальном секторе, приведены некоторые институты поддержки инновационного предпринимательства в Российской Федерации ...

Коммуникационная политика медицинских учреждений в современных условиях

Рассмотрены направления коммуникационного воздействия на потребителей. Дана оценка уровню конкуренции на рынке медицины и охарактеризованы перспективы развития рынка.

Бизнес-план по открытию сети магазинов электротоваров в г. Астане

В статье автор анализирует рынок магазинов электротоваров в г. Астане Республики Казахстан в целях открытия собственного бизнеса. Были представлены результаты опроса потенциальных покупателей в г. Астане, которые выявили их спрос и предпочтения. Кром...

Задать вопрос