XXI век является свидетелем роста инноваций как одной из основных движущих сил промышленной конкуренции. Инновации становятся все более важными для создания и поддержания конкурентных преимуществ организации, а также ее вклада в рост и благосостояние. Другими словами, инновации сами по себе являются сильной конкурентной стратегией для достижения статуса производителя мирового класса и сервисного обслуживания и эффективной конкуренции на мировых рынках. Способность фирмы к обучению в контексте управления знаниями рассматривается как один из основных факторов инновационности. Таким образом, цель данной статьи — предложить целостный подход к построению организационной инновационности на основе управления знаниями (УЗ) и возможностей организационного обучения (ВОО).
Ключевые слова: управление знаниями, инновации, организационное обучение, возможности организационного обучения.
Согласно утверждениям экономистов, предпринимательство рассматривается как зависимость от классических факторов производства — земли, труда и капитала. Совсем недавно знания стали признаваться в отличие от труда и как самостоятельный фактор производства. Действительно, с 1980-х годов начинается эра информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), результатом которой является рост знаний как отдельного фактора производства. Эффективное использование ИКТ позволило фирмам разорвать цепочку поставок. Таким образом, точки доступа к ресурсам, дизайну, производству и рынку отделены друг от друга в целом, географически в частности. Эта ситуация вынудила организации развивать внешние связи и выстраивать стратегические партнерские отношения в рамках сложной бизнес-сети.
Связь между управлением знаниями и способностью организации к обучению. УЗ — это модель цикла, начиная с получения новых знаний и заканчивая их применением в организационных процессах. Несмотря на то, что УЗ и ВОО настолько важны в организационном контексте, лишь немногие исследования посвящены тому, как эти два фактора соотносятся друг с другом и влияют на инновационность. На самом деле широко признано, что OO дополняет УЗ. В поисках интегративного подхода к ВОО и УЗ модели жизненного цикла представляются полезными инструментами. Основываясь на представлении о том, что управление знаниями представлено как модель цикла, начиная с поступления новых знаний и заканчивая их применением в организационных процессах, модели жизненного цикла учитывают взаимосвязь между УЗ и ПР. Чтобы изучить взаимодополняемость этих двух концепций братства, модель цикла Кинга и др. (“создание, приобретение, уточнение, хранение, передача, совместное использование”) среди них, по-видимому, является наиболее всеобъемлющей эталонной моделью УЗ (рис. 1).
Рис. 1. Модель цикла УЗ
Модель на рисунке 1 показывает, что внедрение цикла УЗ включает в себя либо создание, либо приобретение знаний. Создание знаний относится к разработке новых знаний внутри организации, в то время как приобретение знаний влечет за собой поиск, признание и ассимиляцию новых знаний за пределами организационных границ. После создания или приобретения новых знаний, систем и процессов, поступающие знания должны быть подготовлены для передачи их в память организации с целью максимального долгосрочного повторного использования. Это то, что мы называем совершенствованием знаний. На следующем этапе уточненные знания поступают на различные носители информации и становятся частью памяти организации. Иными словами, организационная память состоит из знаний, хранящихся в умах членов организации, хранящихся в электронных хранилищах, которые могут быть приобретены и/или сохранены группами или командами и встроены либо во внутренние, либо во внешние отношения, а также в бизнес-процессы, продукты и услуги. Для того чтобы оказывать влияние на всю организацию, накопленные знания следует либо передавать, либо совместно использовать. Передача знаний и обмен ими представляют собой два конца континуума. Передача — это целенаправленная передача знаний от отправителя известному получателю, в то время как обмен происходит через хранилище, людям, которые обычно неизвестны отправителю. Переданные или совместно используемые знания затем применяются в организационных процессах и практиках, чтобы положить конец коллективному и индивидуальному обучению и/или совместному решению проблем и инновациям.
На данном этапе необходимо сделать акцент на термине «инновация». Инновации чрезвычайно зависят от объема знаний, имеющихся в распоряжении организаций. Следовательно, для обеспечения успешных инноваций необходимо выявлять сложности, возникающие в результате стремительного роста богатства и охвата знаний, и управлять ими.
Предисловие к дороге: Недостающее звено между УЗ и инновациями. Организационные знания (т. е. объемы знаний, которыми обладает организация и которые она постоянно приобретает) влияют на инновационный процесс, находит теоретическую и эмпирическую поддержку в нескольких исследованиях. В частности, установлено, что процессы и практика управления знаниями являются движущими силами инноваций. Вообще говоря, организационные знания преобразуются в основные организационные возможности организаций, которые способны эффективно использовать то, что они знают, для того, чтобы действовать раньше своих конкурентов, создавая инновационный портфель и управляя им, который конкуренты вряд ли смогут имитировать. Следовательно, ожидается, что управление знаниями и активами, основанными на знаниях, будет тесно связано с эффективностью инноваций. Однако эффективный переход знаний и нематериальных активов к общеорганизационным принципам и практике по-прежнему вызывает озабоченность. Действительно, в модели жизненного цикла предполагается, что знания, которыми либо делятся, либо передаются, должны быть готовы к инновационному использованию. Но так ли это на самом деле? Как можно усвоить переданные или совместно используемые знания, чтобы перейти на организационный уровень?
Концептуальная основа. Изучение и освоение бизнес-процессов может преобразовать знания и активы, основанные на знаниях, в постоянные организационные знания и, в конечном счете, в инновационные практики. В контексте этого переходного процесса ВОО подразделяется на две совместимые функции: поглощающую и преобразующую. Следовательно, возможности поглощения и преобразования как аспекты ВОО в совокупности поглощают и преобразуют “общие и передаваемые знания” и применяют их при разработке новых продуктов, обеспечивая таким образом конкурентное преимущество и высокую скорость производства. Основываясь на вышеупомянутых концепциях, мы считаем, что ВОО выполняет двойную роль абсорбирующей и преобразующей способности в модели цикла Кинга и др. Предлагаемая модель цикла УЗ в контексте организационных инноваций гласит следующее (рис. 2):
Рис. 2. Улучшенный цикл УЗ
Следовательно, знания и активы, основанные на знаниях, управляются и применяются в организационных инновациях в контексте механизма УЗ, который обеспечивается ВОО.
Заключительные замечания. Первоначальная цель этой статьи — представить всеобъемлющую презентацию и обзор двух основных концепций УЗ и ВОО, подчеркнув также их влияние на инновационность организации. Также предпринята попытка интегрировать их в целостный подход, чтобы дать руководителям представление об условиях в отношении организационной инновационности.
В заключение, это исследование подчеркивает важную роль, которую играет ВОО в цикле УЗ. Предпринята попытка устранить разрыв между УЗ и инновациями и заполнить его с помощью компонента ВОО, который, таким образом, вносит незначительный вклад в поток УЗ. Однако существует большая потребность в обогащении нашего концептуального вклада в область УЗ путем предоставления эмпирической поддержки построению нашей теории. Улучшенная модель цикла УЗ может побудить исследователей проверить эту модель эмпирически, чтобы поддержать обобщение наших утверждений.
Литература:
- Канлифф, А. Теория организации, 2008;
- Стивенсон Х. Х., Харилло Дж.Си. Парадигма предпринимательства: Предпринимательский менеджмент, стратег-кий менеджмент, 2007;
- Селуч К. Г., Кассуф К.Дж. Влияние восприятия рынка и ориентации на обучение на оцениваемые организационные возможности, 2002;
- Калантоне Р.Дж., Кавусгил Ст. Ориентация на обучение, способность фирмы к инновациям и эффективность работы фирмы, 2002.