Дидактические игры как средство активизации художественно-творческой деятельности учащихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (466) май 2023 г.

Дата публикации: 09.05.2023

Статья просмотрена: 105 раз

Библиографическое описание:

Олещенко, С. В. Дидактические игры как средство активизации художественно-творческой деятельности учащихся / С. В. Олещенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 19 (466). — С. 499-501. — URL: https://moluch.ru/archive/466/102445/ (дата обращения: 18.12.2024).



Много говорится об атмосфере увлеченности на уроке изобразительного искусства. Как ее создать? Один из методов — использование дидактических игр. Игра может продолжаться один-два урока, а может и целую четверть или весь учебный год.

Дидактическая игра — это активная учебная деятельность, которая вплетается в игровую и приобретает черты совместной игровой учебной деятельности. Дидактическая игра — это прежде всего коллективная целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и вся команда объединены для решения главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Игру, организованную в целях обучения, можно назвать учебной игрой.

Алгоритм игры состоит из четырех компонентов:

  1. Создание у участников игрового состояния. Любая игра начинается с мысленного преобразования реальной ситуации в воображаемую. Опытный и творческий учитель использует для этой цели различные атрибуты, отличительные знаки участников, эмблемы, бумажные шапочки. Он переставит мебель в помещении и изменит интерьер, организует неожиданный приход «почтальона» с «секретным» пакетом и др. Ребенку порой достаточно надеть гюйс (большой синий воротник) и бескозырку, чтобы он сразу почувствовал себя моряком, готовым отправиться в дальнее плавание.
  2. В такой момент у участников игры возникает специфическое эмоциональное отношение ко всему происходящему, к окружающим людям и к самим себе, появляется романтическое настроение, предчувствие чего-то загадочного и интересного. Игра, в которой момент начала не связан с созданием игрового состояния, а построен на запоминании правил игры, рассаживании или построении участников, прямых дисциплинарных установках, чаще всего обречена на неудачу.
  3. Организация игрового общения. Игровое общение по своей природе процесс двуединый: оно предполагает как реальное общение конкретных участников игры, так и воображаемое общение игровых персонажей. Поэтому при организации игровых групп и распределении ролей важно учитывать реальные отношения детей: их возраст, опыт, интересы, симпатии. Но не менее важно обеспечить участникам игры и воображаемое общение: поддерживать их ролевые действия и переживания, эмоциональную идентификацию с персонажем и соучастие в ролевом взаимодействии («художник» — «зритель», «экскурсовод» — «слушатель»).

Эта технологическая задача решается с помощью ряда педагогических операций:

– установления личного контакта участников игры;

– добровольного принятия детьми игровой роли;

– установления игровых правил, обязательных для всех участников;

– обеспечения авторитетного судейства, контроля за выполнением правил игры;

– организации общения «от ребенка» (ведущий игры должен эмоционально идентифицировать себя с играющими детьми).

– Очень важно, чтобы учитель сам включился в игровое общение детей.

Дидактическая игра не может существовать как стихийное взаимодействие детей; только при педагогическом взаимодействии игра становится важнейшим средством достижения учебных целей. Поэтому учитель изобразительного искусства должен уметь играть, осмысленно выстраивать свою игровую позицию в детской игре. Это умение проявляется прежде всего в доброжелательном отношении к детям, оптимизме, чувстве юмора, обращении к своему детскому опыту, в тонком скрытом педагогическом руководстве детской игрой, незаметных подсказках, помощи без выхода из игровой роли.

  1. Организация игрового действия. Игровое действие всегда связано с психической и физической активностью учащихся и проявляется в выполнении ими определенных движений, трудовых операций, поведенческих действий. Игровое действие направляется правилами игры или ее сюжетом. Нередки случаи, когда детей нужно обучить первым игровым действиям: познакомить с правилами игры, показать приемы работы и др. Настоящая игра всегда произвольна: ребенка нельзя заставить играть, он может только сам захотеть участвовать в игре и должен испытывать от этого удовольствие. Но технология педагогически организованной дидактической игры обязывает «скрывать» прямое обучающее начало, считаясь с особенностями этого вида деятельности ребенка.
  2. Подведение итогов игры. Дидактическая игра должна иметь результативное завершение. И это не только продукт — панно, концерт, выставка, но и яркое эмоциональное переживание итога игрового действия. В педагогически организованной дидактической игре важно отметить всех участников: победителей — особыми призами, присвоением «званий» и «титулов»; проигравших — за проявленные достижения в ходе игры, за особые творческие взлеты, за стремление к победе, за выручку и взаимопомощь...

Таким образом, технология дидактической игры — это конкретная технология проблемного обучения. При этом игровая учебная деятельность обладает важным свойством: в ней познавательная активность учеников представляет собой самодвижение, поскольку информация не поступает извне, а является внутренним продуктом, результатом самой деятельности. Полученная таким образом информация порождает новую, которая, в свою очередь, влечет за собой следующее звено, пока не будет достигнут конечный результат обучения.

Необходимым условием активизации художественно-творческой деятельности учащихся является использование отдельных игровых элементов и художественно-дидактических игр. Игра создает эмоциональный настрой, что, в свою очередь, положительно сказывается на развитии художественного творчества. Обучение в игре тем результативнее, чем она увлекательнее и чем больше учитель воспринимается детьми как желанный участник их игры.

Существенное значение игры в воспитании художественно-творческой активности на уроках изобразительного искусства обусловлено тем, что она всегда связана с переживанием ребенком положительного эмоционального состояния. Введение игровых ситуаций увлекает ребенка, стимулирует проявление творческих способностей. Игровые моменты в изобразительной деятельности усиливают внимание детей к поставленной задаче, стимулируют мышление, воображение, фантазию. Вместе с тем и здесь должна быть соблюдена педагогически целесообразная мера — изобразительная деятельность школьника — это труд, хотя и носящий ярко выраженный художественный характер. Поэтому речь идет о соединении этого вида труда с игрой, а не о подмене изобразительной деятельности игрой.

Художественно-дидактические игры влияют на развитие у детей мышления и образных представлений, ибо в них требуется выполнить логические операции анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения и т. п. В игровой деятельности интенсивно развиваются наблюдательность, зрительная память, глазомер, воображение. В художественно-дидактических играх дети также знакомятся с основами симметрии, конструкции, пропорциями, цветом и формой предметов, их пространственным расположением; эти игры, активизируя эмоциональную сферу детей, способствуют их общему развитию через развитие детского изобразительного творчества.

Сильная эмоционально-двигательная активность ребенка младшего школьного возраста сближает изобразительное творчество с игровой ситуацией, предполагает вживание в свое произведение как реальное субъективное игровое пространство. Поэтому для учителя становится актуальной задача трансформации игрового пространства в художественно-образное, направление творческой деятельности ребенка не на копирование действительности, а на выражение своего отношения к объектам, постепенно расширяя спектр освоения им различных выразительных средств и образных систем.

Художественно-дидактические игры и упражнения могут предварять новый учебный материал, побуждая у учащихся желание овладеть им и закрепить пройденное путем повторения.

Особенно важна игровая форма после продолжительного объяснения нового материала или многократного повторения способа изображения, чтобы снять у учащихся усталость. Так, детям можно предложить поочередно, выходя к доске, разложить (на заранее подготовленных столах) предметы декоративно-прикладного искусства в группы по видам или составить узор из отдельно вырезанных элементов.

Включение игровых приемов может быть использовано для закрепления изученного материала, обобщения при показе основных приемов работы. Игра проходит занимательнее и интереснее в том случае, когда и в конце занятия тоже используется игровой момент. Например, после завершения задания в классе появляется кукла, которая опоздала или пропустила урок. Детям предлагается объяснить ей, что она могла узнать нового, если бы вовремя пришла на занятие. Вопросы, задаваемые учителем от лица куклы, создают у детей чувство сопереживания, стремление рассказать подробнее о том, что они сами узнали на уроке.

Использование дидактических игр с целью активизации художественно-творческой деятельности учащихся продиктовано своеобразными связями игры и художественного творчества. В играх уже проявляются художественныеспособности учащихся: игра как бы предшествуеттворчеству и способствует ему.

Соединение игры с художественным творчеством создает у ребенка определенную установку на более яркое восприятие и передачу окружающей действительности через изображение. Игровые приемы способствуют зарождению оригинальных замыслов, проявлению речевой активности, а также, что наиболее важно, активности творческой.

Разрабатывая фрагменты уроков, включающие дидактические игры, необходимо принимать во внимание структурные элементы их организации: выбор игры, подготовка, введение в игру, ход игры, подведение итогов (оценка и поощрение участников), анализ (обсуждение, анкетирование, оценка эмоционального состояния участников).

Литература:

  1. Олещенко, С. В. Дидактические игры как средство активизации художественно-творческой деятельности учащихся / С. В. Олещенко. — Текст: непосредственный // Электронное периодическое издание Наукоград. — Сочи:, 2014.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, дидактическая игра, ребенок, игровое действие, изобразительное искусство, участник игры, художественное творчество, детская игра, игровая роль, игровое общение.


Похожие статьи

Дидактическая игра как средство развития познавательной активности учащихся

Дидактические игры как фактор повышения интереса учащихся к графической деятельности и черчению

Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках математики

Игровые технологии на уроках как средство активизации мыслительной и творческой деятельности учащихся

Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Музыкально-игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей

Дидактические ситуации, направленные на развитие творческой конструктивной деятельности учащихся

Развитие речи и социо-игровых навыков детей через театрализованную деятельность

Роль театрально-игровой деятельности в формировании ценностных ориентаций младших школьников

Театрализованная игровая деятельность как метод развития эмоционально-познавательной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста

Похожие статьи

Дидактическая игра как средство развития познавательной активности учащихся

Дидактические игры как фактор повышения интереса учащихся к графической деятельности и черчению

Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках математики

Игровые технологии на уроках как средство активизации мыслительной и творческой деятельности учащихся

Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

Музыкально-игровая деятельность как средство повышения речевой активности детей

Дидактические ситуации, направленные на развитие творческой конструктивной деятельности учащихся

Развитие речи и социо-игровых навыков детей через театрализованную деятельность

Роль театрально-игровой деятельности в формировании ценностных ориентаций младших школьников

Театрализованная игровая деятельность как метод развития эмоционально-познавательной активности детей дошкольного и младшего школьного возраста

Задать вопрос