Цифровые истории как способ развития связной речи детей 6–7 лет | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №19 (466) май 2023 г.

Дата публикации: 10.05.2023

Статья просмотрена: 47 раз

Библиографическое описание:

Хрущева, Ю. Н. Цифровые истории как способ развития связной речи детей 6–7 лет / Ю. Н. Хрущева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 19 (466). — С. 527-529. — URL: https://moluch.ru/archive/466/102446/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье рассматривается положительный опыт применения цифровых историй как способа развития связной речи детей 6–7 лет.

Ключевые слова: цифровое детство, цифровые истории, связная речь.

В современном мире человек уже не может представить свою жизнь без телефона, планшета, компьютера. Дети очень любят наблюдать за жизнью взрослых, особенно, когда мама и папа активно пользуются гаджетами, значит, они действительно интересны, поэтому уже с пелёнок у современных детей появляется большой интерес к гаджетам. Ещё не научившись ходить, они уже вовсю пользуются смартфонами и планшетами.

Цифровое детство — это реальность сегодняшнего дня. От использования новых технологий мы не уйдём, и не стоит запрещать своим детям пользоваться современными устройствами. Задача взрослых — научить детей правильно и с умом использовать гаджеты.

Мир меняется каждый день, и все меняются вместе с ним. В мире знаний воспитатель — это некий связующий элемент между потоком информации и воспитанником. Но для того чтобы идти в ногу со временем, воспитателю необходимо владеть современными педагогическими технологиями, приёмами и методами работы с детьми.

В дошкольной практике мы часто сталкиваемся с проблемами развития связной речи воспитанников 6–7 лет. На занятии по развитию речи дети с трудом рассказывают по сюжетной картине, тем самым демонстрируя низкий уровень развития связной монологической речи. И совсем другое дело — когда ребёнок рассказывает историю из личного опыта о событии и месте, где он побывал лично, сам всё видел своими глазами, прочувствовал, испытал эмоции.

Мы всегда приветствовали, что дети приносят в детский сад семейные фотографии, показывают их ребятам и делятся впечатлениями. А работая над стенгазетой, в которой поздравляли мам с праздником, увидели в этом увлечении большие развивающие возможности. Придав этому занятию образовательный характер, мы стали создавать ЦИФРОВЫЕ ИСТОРИИ. Постепенно их набралось много. И мы назвали это ГАЛЕРЕЯ ИСТОРИЙ.

Привлечение детей 6–7 лет к созданию историй с использованием цифровых технологий поможет детям приобрести необходимые знания, умения и навыки для достижения успеха в современном мире.

Исследователи человеческого мозга утверждают, что человек настроен на то, чтобы рассказывать истории, то есть упорядочивать разрозненные сведения в единое целое и обмениваться результатом с окружающими. Если предоставить детям возможность использования этого природного дара, они приобретут ощущение уверенности и будут развивать фундаментальные интеллектуальные навыки, что и обусловило создание цифровых историй как способ развития связной речи детей 6–7 лет.

Существуют следующие типы цифровых историй:

1) цифровые рассказы с использованием Microsoft Office Power Point;

2) цифровые рассказы с использованием Photo Story;

3) цифровые рассказы с использованием Киностудии Windows Live.

Этапы создания цифровых историй.

При выборе темы для рассказывания отталкиваемся от календарно-тематического планирования в своей возрастной группе, то есть дети составляют рассказы на конкретные темы. Они касаются событий, связанных с положительно-эмоциональными переживаниями детей. В этом случае свойства эмоциональной памяти позволяют ребенку припомнить случай наиболее интересный, яркий и описать его. Мы использовали такие оптимальные темы, как «Как я провёл лето?», «Моя семья», «Мои братья и сёстры», «Мой папа лучше всех!», «Герб моей семьи», «Красота родного края, посвященная 85-летию Архангельской области», «Чтение в нашей семье», «Мои любимые игрушки», «Мой защитник», «Мои любимые домашние питомцы» и так далее. А также можно создавать истории не только по лексическим темам, но и по желанию или ситуации, например, «Музей», «День рождения» и т. п.

Обсудив темы с детьми, мы предлагаем родителям примерные варианты создания цифровых рассказов. Если в семье нет технических ресурсов, сами делаем коллажи или презентации с ребёнком в детском саду.

Основное содержание — это фото- и видеоматериалы с места событий.

Сделали! Что же дальше? А дальше не забываем, что наша цель — это развитие связной речи у детей! Следовательно, ребёнок выступает на занятии или мероприятии перед сверстниками.

Само название — цифровые — говорит о том, что эти истории существуют в электронном виде. Но в повседневной жизни ребёнку не всегда доступны девайсы, так как требуется помощь взрослого. Поэтому, чтобы созданные истории были всегда «под рукой» мы стали делать печатные фотографии, раскладывая их в конверты. Распечатывать лучше не просто фотографии, а слайды из презентации, так как там уже есть готовые комментарии. На конверте указывали автора истории, тему, дату создания.

Галерея историй обычно хранится в речевом уголке. Но это не принципиально. Папка трансформируется в любое место группы.

Детям очень нравятся созданные цифровые истории, так как они помогают детям освежить свои впечатления, поделиться ими со сверстниками, а также развивают диалогическую и монологическую речь при составлении рассказов из личного опыта. В процессе комментирования своих фото-историй у детей формируются навыки коммуникативного поведения.

Критерии детских рассказов, разработанные О. С. Ушаковой, помогают проанализировать и оценить качество и уровень развития связной речи дошкольников.

К ним относятся:

— содержательность (насколько полно и интересно ребенок передал содержание готового литературного текста и собственного рассказа);

— логическая последовательность (логический переход от одной части рассказа к другой, умение начать и правильно закончить рассказ без лишних вставок и повторений, пропусков существенных эпизодов);

— грамматическая правильность речи (правильное построение предложений, связь предложений между собой, т. е. грамотное оформление высказывания);

— точность речи (умение передать мысль в соответствии с излагаемым текстом);

— богатство языковых средств (использование в речи разнообразных лексических средств

Преимущества картотеки фото-историй:

— обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;

— является трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, что соответствует требованиям ФГОС ДО.

Рассказывание историй при помощи цифровых технологий :

1) стимулирует исследовательскую деятельность, давая дошкольникам возможность самостоятельно изучать предмет, при этом делая процесс обучения увлекательным и интерактивным;

2) формирует навыки критического мышления, развивает логику, помогает детям обдумывать тему глубже, чётче и всесторонне, особенно, если материал сложен;

3) даёт детям возможность сформировать собственную точку зрения и отношение к изучаемому материалу и более полно выразить своё мнение;

4) даёт детям возможность рассказать о себе, например, ребёнок описывает важные моменты из своей жизни или истории своей семьи (в цифровых рассказах можно выступать и от лица других людей, высказывая мнение с их точек зрения);

5) повышает результативность освоения образовательной программы за счёт более эффективного общения дошкольников;

6) помогает дошкольникам установить связь между тем, что они изучают в детском саду, и тем, что происходит за его пределами. При рассказе историй естественным образом формируются навыки выступления на публике, обсуждения различных тем, фотографий и фильмов;

7) развивает творчество, помогая детям осваивать новые подходы к пониманию и упорядочению материала.

Таким образом, создание галереи цифровых историй и картотеки фото-историй полностью соответствует требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде и реализует современные подходы к развитию связной речи детей 6–7 лет.

Литература:

  1. Образовательная среда ДОУ как фактор детского развития: методическое пособие / И. Е. Мартьянова, С. А. Севенюк, Л. А. Кузнецова, В. С. Власова, А. Р. Трунова, Т. В. Сидорова, Е. А. Негатина, С. В. Шишкина. — Самара, 2017.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, история, детский сад, связная речь детей, галерея историй, личной опыт, связная речь, способ развития, уровень развития, цифровое детство.


Ключевые слова

связная речь, цифровое детство, цифровые истории

Похожие статьи

Влияние привязанности в детско-родительских отношениях на благополучное развитие ребёнка в век цифровизации

В статье говорится о том, что в век всемирной цифровизации происходит трансформация детско-родительских отношений. Девайсы становятся посредниками в отношении между родителями и детьми. В связи с этим девайсам удается «дистанцировать» ребёнка от роди...

Развитие функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через технику «друдлы»

В статье авторы показывают взаимосвязь между воображением и развитием творческого рассказывания через технику «друдлы».

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством внедрения технологии «сторителлинг»

В статье авторы рассказывают о развитии связной речи у детей дошкольного возраста посредством технологии «сторителлинг»

Электронные игры как средство развития дивергентного мышления дошкольников

В статье представлены результаты исследования проблемы формирования дивергентного мышления старших дошкольников с помощью электронных развивающих игр.

Использование настольных психологических игр в развитии эмоционально-волевой сферы старших дошкольников

В статье автор рассказывает об эффективности использования настольных психологических игр в развитии эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.

Арт-терапия как метод исследования и инструмент психологической коррекции кризисных состояний подростков

В статье автор пытается определить практическое значение арт-терапии как инструмента психологической коррекции кризисных состояний подростков.

Развитие умений диалогической речи младших подростков посредством игровых технологий

В статье автор исследует способ развития диалогических умений у младших подростков посредством игровых технологий (игр-драматизаций).

Непосредственное и опосредованное общение современных подростков

Представлены результаты анкетирования подростков, направленного на выявление влияния интернета на выбор приоритетного вида общения, оценки подростками приоритетных видов деятельности в интернете, представлений о дружбе и друзьях.

Использование игровых технологий в социализации детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается сущность социализации, ее особенности на этапе формирования и развития личности детей старшего дошкольного возраста, а также вопросы их социализации через использование игровых технологий в соответствии с требованиями Федерал...

Арт-терапия в групповой работе по развитию эмоциональной сферы слабослышащих детей младшего школьного возраста

В статье авторы пытаются отразить проблемы эмоционального развития слабослышащих детей младшего школьного возраста и значимость арт-терапии при развитии эмоциональной сферы.

Похожие статьи

Влияние привязанности в детско-родительских отношениях на благополучное развитие ребёнка в век цифровизации

В статье говорится о том, что в век всемирной цифровизации происходит трансформация детско-родительских отношений. Девайсы становятся посредниками в отношении между родителями и детьми. В связи с этим девайсам удается «дистанцировать» ребёнка от роди...

Развитие функциональной грамотности детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи через технику «друдлы»

В статье авторы показывают взаимосвязь между воображением и развитием творческого рассказывания через технику «друдлы».

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством внедрения технологии «сторителлинг»

В статье авторы рассказывают о развитии связной речи у детей дошкольного возраста посредством технологии «сторителлинг»

Электронные игры как средство развития дивергентного мышления дошкольников

В статье представлены результаты исследования проблемы формирования дивергентного мышления старших дошкольников с помощью электронных развивающих игр.

Использование настольных психологических игр в развитии эмоционально-волевой сферы старших дошкольников

В статье автор рассказывает об эффективности использования настольных психологических игр в развитии эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.

Арт-терапия как метод исследования и инструмент психологической коррекции кризисных состояний подростков

В статье автор пытается определить практическое значение арт-терапии как инструмента психологической коррекции кризисных состояний подростков.

Развитие умений диалогической речи младших подростков посредством игровых технологий

В статье автор исследует способ развития диалогических умений у младших подростков посредством игровых технологий (игр-драматизаций).

Непосредственное и опосредованное общение современных подростков

Представлены результаты анкетирования подростков, направленного на выявление влияния интернета на выбор приоритетного вида общения, оценки подростками приоритетных видов деятельности в интернете, представлений о дружбе и друзьях.

Использование игровых технологий в социализации детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается сущность социализации, ее особенности на этапе формирования и развития личности детей старшего дошкольного возраста, а также вопросы их социализации через использование игровых технологий в соответствии с требованиями Федерал...

Арт-терапия в групповой работе по развитию эмоциональной сферы слабослышащих детей младшего школьного возраста

В статье авторы пытаются отразить проблемы эмоционального развития слабослышащих детей младшего школьного возраста и значимость арт-терапии при развитии эмоциональной сферы.

Задать вопрос