В статье рассматривается положительный опыт применения цифровых историй как способа развития связной речи детей 6–7 лет.
Ключевые слова: цифровое детство, цифровые истории, связная речь.
В современном мире человек уже не может представить свою жизнь без телефона, планшета, компьютера. Дети очень любят наблюдать за жизнью взрослых, особенно, когда мама и папа активно пользуются гаджетами, значит, они действительно интересны, поэтому уже с пелёнок у современных детей появляется большой интерес к гаджетам. Ещё не научившись ходить, они уже вовсю пользуются смартфонами и планшетами.
Цифровое детство — это реальность сегодняшнего дня. От использования новых технологий мы не уйдём, и не стоит запрещать своим детям пользоваться современными устройствами. Задача взрослых — научить детей правильно и с умом использовать гаджеты.
Мир меняется каждый день, и все меняются вместе с ним. В мире знаний воспитатель — это некий связующий элемент между потоком информации и воспитанником. Но для того чтобы идти в ногу со временем, воспитателю необходимо владеть современными педагогическими технологиями, приёмами и методами работы с детьми.
В дошкольной практике мы часто сталкиваемся с проблемами развития связной речи воспитанников 6–7 лет. На занятии по развитию речи дети с трудом рассказывают по сюжетной картине, тем самым демонстрируя низкий уровень развития связной монологической речи. И совсем другое дело — когда ребёнок рассказывает историю из личного опыта о событии и месте, где он побывал лично, сам всё видел своими глазами, прочувствовал, испытал эмоции.
Мы всегда приветствовали, что дети приносят в детский сад семейные фотографии, показывают их ребятам и делятся впечатлениями. А работая над стенгазетой, в которой поздравляли мам с праздником, увидели в этом увлечении большие развивающие возможности. Придав этому занятию образовательный характер, мы стали создавать ЦИФРОВЫЕ ИСТОРИИ. Постепенно их набралось много. И мы назвали это ГАЛЕРЕЯ ИСТОРИЙ.
Привлечение детей 6–7 лет к созданию историй с использованием цифровых технологий поможет детям приобрести необходимые знания, умения и навыки для достижения успеха в современном мире.
Исследователи человеческого мозга утверждают, что человек настроен на то, чтобы рассказывать истории, то есть упорядочивать разрозненные сведения в единое целое и обмениваться результатом с окружающими. Если предоставить детям возможность использования этого природного дара, они приобретут ощущение уверенности и будут развивать фундаментальные интеллектуальные навыки, что и обусловило создание цифровых историй как способ развития связной речи детей 6–7 лет.
Существуют следующие типы цифровых историй:
1) цифровые рассказы с использованием Microsoft Office Power Point;
2) цифровые рассказы с использованием Photo Story;
3) цифровые рассказы с использованием Киностудии Windows Live.
Этапы создания цифровых историй.
При выборе темы для рассказывания отталкиваемся от календарно-тематического планирования в своей возрастной группе, то есть дети составляют рассказы на конкретные темы. Они касаются событий, связанных с положительно-эмоциональными переживаниями детей. В этом случае свойства эмоциональной памяти позволяют ребенку припомнить случай наиболее интересный, яркий и описать его. Мы использовали такие оптимальные темы, как «Как я провёл лето?», «Моя семья», «Мои братья и сёстры», «Мой папа лучше всех!», «Герб моей семьи», «Красота родного края, посвященная 85-летию Архангельской области», «Чтение в нашей семье», «Мои любимые игрушки», «Мой защитник», «Мои любимые домашние питомцы» и так далее. А также можно создавать истории не только по лексическим темам, но и по желанию или ситуации, например, «Музей», «День рождения» и т. п.
Обсудив темы с детьми, мы предлагаем родителям примерные варианты создания цифровых рассказов. Если в семье нет технических ресурсов, сами делаем коллажи или презентации с ребёнком в детском саду.
Основное содержание — это фото- и видеоматериалы с места событий.
Сделали! Что же дальше? А дальше не забываем, что наша цель — это развитие связной речи у детей! Следовательно, ребёнок выступает на занятии или мероприятии перед сверстниками.
Само название — цифровые — говорит о том, что эти истории существуют в электронном виде. Но в повседневной жизни ребёнку не всегда доступны девайсы, так как требуется помощь взрослого. Поэтому, чтобы созданные истории были всегда «под рукой» мы стали делать печатные фотографии, раскладывая их в конверты. Распечатывать лучше не просто фотографии, а слайды из презентации, так как там уже есть готовые комментарии. На конверте указывали автора истории, тему, дату создания.
Галерея историй обычно хранится в речевом уголке. Но это не принципиально. Папка трансформируется в любое место группы.
Детям очень нравятся созданные цифровые истории, так как они помогают детям освежить свои впечатления, поделиться ими со сверстниками, а также развивают диалогическую и монологическую речь при составлении рассказов из личного опыта. В процессе комментирования своих фото-историй у детей формируются навыки коммуникативного поведения.
Критерии детских рассказов, разработанные О. С. Ушаковой, помогают проанализировать и оценить качество и уровень развития связной речи дошкольников.
К ним относятся:
— содержательность (насколько полно и интересно ребенок передал содержание готового литературного текста и собственного рассказа);
— логическая последовательность (логический переход от одной части рассказа к другой, умение начать и правильно закончить рассказ без лишних вставок и повторений, пропусков существенных эпизодов);
— грамматическая правильность речи (правильное построение предложений, связь предложений между собой, т. е. грамотное оформление высказывания);
— точность речи (умение передать мысль в соответствии с излагаемым текстом);
— богатство языковых средств (использование в речи разнообразных лексических средств
Преимущества картотеки фото-историй:
— обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;
— является трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, что соответствует требованиям ФГОС ДО.
Рассказывание историй при помощи цифровых технологий :
1) стимулирует исследовательскую деятельность, давая дошкольникам возможность самостоятельно изучать предмет, при этом делая процесс обучения увлекательным и интерактивным;
2) формирует навыки критического мышления, развивает логику, помогает детям обдумывать тему глубже, чётче и всесторонне, особенно, если материал сложен;
3) даёт детям возможность сформировать собственную точку зрения и отношение к изучаемому материалу и более полно выразить своё мнение;
4) даёт детям возможность рассказать о себе, например, ребёнок описывает важные моменты из своей жизни или истории своей семьи (в цифровых рассказах можно выступать и от лица других людей, высказывая мнение с их точек зрения);
5) повышает результативность освоения образовательной программы за счёт более эффективного общения дошкольников;
6) помогает дошкольникам установить связь между тем, что они изучают в детском саду, и тем, что происходит за его пределами. При рассказе историй естественным образом формируются навыки выступления на публике, обсуждения различных тем, фотографий и фильмов;
7) развивает творчество, помогая детям осваивать новые подходы к пониманию и упорядочению материала.
Таким образом, создание галереи цифровых историй и картотеки фото-историй полностью соответствует требованиям ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде и реализует современные подходы к развитию связной речи детей 6–7 лет.
Литература:
- Образовательная среда ДОУ как фактор детского развития: методическое пособие / И. Е. Мартьянова, С. А. Севенюк, Л. А. Кузнецова, В. С. Власова, А. Р. Трунова, Т. В. Сидорова, Е. А. Негатина, С. В. Шишкина. — Самара, 2017.