В современных условиях интеграция образования, науки, инновационной деятельности имеет важное значение. В работе затрагиваются вопросы несоответствия оказываемых услуг в сфере образования современным запросам общества. Интегрируя образовательные организации в единую систему, возможно улучшить качество и повысить уровень образования в различных сферах. Объединение образовательных организаций в форме консорциума позволяет создать образовательную организацию более совершенного вида и снизить отдельных статьи расходов.
Ключевые слова: консорциум, университет, система образования, качество образования.
Integration of education, science, innovation is important. This report pointed to the inconsistency of education with the modern demands of society. By integrating educational organizations into a single system, it is possible to improve the level of education. Consortiums will allow to create an educational organization of a more advanced type.
Keywords: consortium, university, education system, quality of education.
Расширение международного сотрудничества и укрепление международных связей национальных университетов выступает характерной чертой, отражающей глобализационные тренды в области высшего образования. Присоединение России к Болонскому процессу в 2002 году создало новые возможности для интернационализации российского образовательного пространства, участию российских ВУЗов в международных программах и экспорту образовательных услуг [8]. Объединения как временный союз также часто встречаются в библиотечном деле, существенно оказывая влияние на качество оказываемых услуг [9].
Безусловно, отдельные российские ВУЗы существенно отстают от многих иностранных университетов по количеству иностранных обучающихся студентов, результатам научных исследований, публикационной активности и другим показателям. Так, Австралия в 2020 году занимала 1-ое место по количеству привлеченных иностранных студентов, удельный вес которых составлял 31,3 %, второе место уверенно занимает Канада с долей 23,7 процента иностранных студентов [10]. Создание экспортного консорциума может стать эффективным методом для увеличения объемов экспорта путем сотрудничества предприятий, которые экспортируют свою продукцию или имеют такой потенциал [7].
В последние годы расширение участия российских ВУЗов в международном сотрудничестве идет по линии создания университетских консорциумов между российскими и зарубежными университетами. Данный процесс отражает новый тренд и создает условия для стратегического партнерства. К числу достаточно успешных проектов можно отнести международный консорциум, членами которого являются Национальный университет науки и технологий «МИСиС» (Россия) и Неаполитанский университет Федерико II (Италия), а также ряд итальянских и российских научных центров. Консорциум реализует научный проект «Инженерные решения для крупных установок (Megascience)» с 2016 года. Отдельные ученые рассматривают объединение образовательных организаций в форме консорциума как модель сетевой инновационной деятельности, позволяющей существенно повысить качество образовательных услуг [2].
Тренд в отношении создания разных консорциумов (вузовских, образовательных, комбинированных, производственных) является перспективным направлением. Понятие консорциума не закреплено в российском законодательстве. Под категорией «научно-технический консорциум» чаще всего понимают коллективное взаимодействие (с объединением ресурсов) образовательных и научно-исследовательских организаций, институтов развития, производственных и финансовых предприятий, институтов государства и иных заинтересованных сторон в целях реализации крупных комплексных проектов инновационного научно-технологического характера [3].
Их необходимость обуславливается подготовкой высококвалифицированных специалистов. Таким образом в условиях демографического спада снижается уровень конкуренции образовательных организаций в государстве, что положительно влияет на качество и престижность образования. Примеры консорциумов: Италия — CUD и NETTUNO, США — National Technological University (NTU, Государственный технологический университет), Канада — Open Learning Agency (Агентство открытого обучения), Contact Nord/Contact North [1].
Государственный технологический университет в США основан в 1984, открыт в штате Колорадо в качестве некоммерческой корпорации, имеет аккредитацию, право на выдачу дипломов после прохождения обучения. В процессе обучения в университете происходит использование технологий, связанных с дистанционным образованием. Указанные технологии предоставляют возможность для того, чтобы подготавливать высококвалифицированные кадры в разных сферах, среди которых: машиностроение, управление производством, компьютерные науки и пр. В состав данной образовательной системы входит более 50 разных инженерных школ, которые располагаются непосредственно на территории данного государства.
Способы распространения учебных курсов: спутниковая связь, CD-ROM, Интернет. Предоставляется 66 направлений повышения квалификации на рабочем месте. Аккредитован Ассоциацией колледжей, школ Центральных, Северных регионов (North Central Association of Colleges and Schools). Благодаря этому имеет право присвоения ученой степени по 15-ти специальностям. Количество реализуемых курсов — 1400. Они относятся к высшему образованию. Это прикладные, теоретические дисциплины, практические занятия, обзорные лекции.
NTU сотрудничает с университетами. 11 из них составляют топ 25 рейтинга «U. S. News» по инженерным программам. Некоторые участвуют в обучении специальностям, иные преподают курсы по предметной области. Многие университеты создают «некредитные» курсы, учебные пособия, научно-исследовательские телеконференции. Может поручить создание учебной программы/плана преподавателям или ВУЗу. Сотрудничает с учреждениями в консорциуме. С определенной долей условности, можно сказать, что консорциумы — это своего рода контракт о доверии [4].
Успешность деятельности обуславливается предоставление данным организациям взаимовыгодных условий. Разработчикам курсов на постоянной основе происходят отчисления при их продаже студентам. Экономия компаний заключается в отсутствии необходимости предоставления отпуска сотрудникам для того, чтобы они получили стационарное образование.
Обращаясь к российской действительности, следует сказать, что 2020 год ознаменовался увеличением количества консорциумов российских ов в связи с реализацией проекта программы стратегического академического лидерства, с мая 2021 г. запущенным в новом формате «Приоритет 2030». Участники консорциума совместно выполняют прорывные проекты для научного технологического развития государства. Согласно информационному порталу «ЛибИнформ», в российской системе высшего образования опыт организации консорциумов начал стремительно развиваться с 2020 года. Как отмечают, причиной такого всплеска послужило внедрение программы «Приоритет 2030», инициированное Министерством науки и высшего образования РФ. В рамках программы проводятся конкурсы грантов на открытие технопарков, бизнес-инкубаторов, обновление материально-технической базы и совершенствование образовательных программ. Единственным требованием для участия в программе и получения грантовой поддержки была кооперация, что стимулировало именно создание консорциумов [5].
Получение грантовой поддержки с помощью кооперативного сотрудничества серьезно повышает финансовые возможности образовательных организаций, хотя при подобном прагматическом подходе оттесняются на второй план такие более важные аспекты консорциума, как подготовка высококвалифицированных кадров, развитие научных проектов и разработок. Опыт зарубежных консорциумов свидетельствует, что эффективное взаимодействие происходит лишь тогда, когда каждый участник объединения максимально задействует свои ресурсы для достижения общих целей и задач. Каждый участник консорциума преследует свой весомый интерес в объединении, что имеет важное значение. Такое отношение позволяет легче найти выход из проблемных ситуаций и ввести многочисленные перемены.
Анализ современной деятельности российских консорциумов показывает, что данная форма взаимодействия обладает высоким потенциалом (Таблица 1).
Таблица 1
Сравнение образовательных программ «Проект 5–100» и «Приоритет 2030»
Критерии сравнения |
Наименование программы |
|
Проект 5–100 |
Приоритет 2030 |
|
Доля в общем числе студентов |
12.7 % |
47.6 % |
Доля в общем числе аспирантов |
15 % |
55.6 % |
Доля в общем объеме НИОКР |
29.3 % |
69.3 % |
Доля в общем числе научных публикаций Web of Science |
47.7 % |
75.6 % |
Число субъектов РФ |
13 |
53 |
Отечественные эксперты в области высшей школы имеют твердые основания полагать, что консорциумы университетов с научно-исследовательскими организациями, крупными предприятиями и другими учреждениями будут ориентированы не только для решения социально-экономических задач России, но и на предотвращение различных неблагоприятных природно-климатических и экологических ситуаций, сокращение роста и борьбу с эпидемией. Происходящие в XXI веке экстремальные ситуации в мире — вызовы времени, заставляющие человечество жить в запредельном темпе, требуют консолидации усилий и возможностей лидирующих организаций и компаний различных отраслей в формировании новых знаний, создании новых технологий и нестандартных решений. Выбор данной модели как стратегической — «здесь и сейчас» — является весьма продуктивным для современных высокотехнологичных отечественных компаний. Конечно, подобный инновационный подход потребует подготовки, создания предложений для того, чтобы развивать предприятия, в т. ч. с предложениями, связанными с внесением в государственные механизмы по оказанию поддержки российских высокотехнологичных научных организаций и компаний изменений [6].
Литература:
- Галаган А. И. Университеты в региональных экономических и управленческих структурах США, стран Западной Европы и Японии / НИИ высш. образования. — М.: НИИВО, 1994. — 128 с.
- Гнездова Ю. В. Образовательный консорциум — модель сетевой инновационной деятельности в системе образования// Сборник материалов второго этапа 15-й международной научно-практической конференции «Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития», 2017. С. 347–349.
- Евстафьева Ю. В. К становлению научно-технологических консорциумов в российской экономике. Российский экономический журнал. 2019. № 6. С. 34–51.
- Зорина О. Я. Консорциумы в системе международного экономического и политического взаимодействия// Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Промышленная и торговая политика: приоритеты, ресурсы, риски», 2014. С. 23–26.
- Малашкина О. Ф. Консорциум как модель управления развитием высокотехнологичных компаний // Экономика и социум: современные модели развития. 2020. Т. 10. № 1 (27). С. 69–82.
- Платонова Р. И., Петрова Т. Н. Формирование консорциумов в высшем образовании как стратегическая задача // Вестник Северо-восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. 2021. № 4 (24). С. 84–91.
- Саргсян А. Т. Экспортные консорциумы как инструмент стимулирования экспорта// Аллея науки. 2018. Т. 4. № 3 (19). С. 421–426.
- Фомичев И. В. Болонский процесс и Россия: интеграция или «болонизация»? // Право и образование. 2013. № 5. С. 53–67.
- Шрайберг Я. Л., Линдеман Е. В. Сравнительный анализ деятельности и перспектив развития отечественных и зарубежных библиотечных консорциумов часть 2/ Научные и технические библиотеки. 2005. № 8. С. 1.
- Countries with the largest amount of international students as a share of the total higher education population in 2020 // statista URL: https://www.statista.com/statistics/788155/international-studentshare-of-higher-education-worldwide/ (дата обращения: 20.02.2022).