В статье рассмотрены вопросы, касающиеся влияния цифровой экономики на человеческие ресурсы. В качестве методов исследования были выбраны методы анализа и синтеза, приемы табличного представления данных. Человеческий капитал, а именно способность специалистов проявлять свой потенциал и использовать свои знания выступает основным источником роста и развития цифровой экономики.
Ключевые слова: цифровая экономика, человеческие ресурсы, инновации, цифровизация, человеческий капитал, эффективность, информационные технологии.
Современное общество становится очень зависимым от новых информационных технологий, которые дают огромные возможности для развития предприятий, совершенствования рынка, а также способствуют развитию национальной экономики. Именно поэтому становление цифровой экономики является одним из приоритетных направлений развития большинства развитых стран, таких как США, Великобритания, Япония и др.
В основе формирования цифровой экономики становятся такие требования, как: повышение роли интеллектуального труда, изменение характера занятости с помощью современных технологий (удаленный доступ к рабочему месту), повышение требований к уровню образования и профессиональной квалификации.
В настоящее время наблюдается исключительно позитивная динамика развития базовой инфраструктуры цифровой экономики, но все же в странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) существует цифровой разрыв между государствами. Причиной служит неоднородность инфраструктурного и экономического развития этих стран.
Многие исследователи пришли к единому мнению, что за счет широкого применения цифровых технологий происходит качественная трансформация существующей экономической системы, которая позволяет значительно повысить ее производительность и продуктивность.
Источники роста цифровой экономики представляют собой инновации и человеческий капитал.
Согласно современным концепциям, для инновации одинаково важны три главных составляющих: производственная применимость, научно-техническая новизна, коммерческая реализуемость (способность удовлетворять рыночному спросу и приносить прибыль производителю). При отсутствии одного из составляющих может негативно сказаться на инновационном процессе [2, с. 36].
Всемирный банк определяет человеческий капитал как совокупность навыков, знаний и здоровья, в которые люди вкладывают средства и накапливают в течение длительного времени, что позволяет в дальнейшем реализовать свой потенциал и проявить себя в обществе [4, с. 18].
Цифровизация и цифровая экономика в целом установили определяющую роль человеческих ресурсов. Без высококвалифицированного персонала невозможно создание инноваций, который бы способствовал росту производства и как следствие, развитию экономики, в том числе цифровой экономики. Но как сама цифровая экономика влияет на качество человеческих ресурсов?
Цифровая экономика способна не только освободить человека от многих рутинных проблем, но и дает возможность развиваться и проявлять свой потенциал. Но работающему человеку цифровая экономика ставит свои условия, ведь для создания чего-то нового в области цифровизации специалист должен как минимум иметь высшее образование.
Информация во все века была ценностью, угрозой и оружием. Естественно, в информационную эпоху тотальной цифровизации это стало актуальным, как никогда прежде. Информация — самый главный ресурс цифровой экономики, которые не может оцениваться с точки зрения истощаемости или редкости, так как условием получения данного ресурса выступают исключительные качества самого работника, а именно его способность осваивать новые знания, генерировать новые, интеллектуальная активность.
Возможности человеческого разума, и человеческого ресурса на производстве привели современное общество к совсем новому виду развития, который обеспечил более благоприятные условия жизни в разных сферах: политике, культуре, экономике, социальной сфере. Благодаря повышению эффективности производства за счет повсеместной цифровизации, прослеживается повсеместный рост благосостояния. Благодаря этому в развитых странах снимаются такие первоочередные проблемы, как нужда в продовольствии, жилье, одежде, медицинском обслуживании и т. д. Таким образом, у людей появляется все больше времени, которое используется для саморазвития и углубленного образования. То есть цифровая экономика в любом случае втягивает людей в цифровое пространство, способствуя их развитию, проявлению интеллектуальных способностей.
Очень важный аспект цифровой экономики — быстрое устаревание профессиональных знаний, так как технологии развиваются очень быстро, и то, что было актуально и понятно вчера, уже не будет востребовано завтра. В связи с этим руководители компаний, которые связаны с цифровизацией, должно обеспечить своим работникам процесс непрерывного обучения, повышения квалификации. Сам процесс обучения с текущим развитием информационно-телекоммуникационных технологий позволяет получать информацию без отрыва от производства, то есть дистанционно [3, с. 140].
Отсюда вытекает проблема получения актуальной и точной информации. Где будущие и действующие специалисты могут получать те знания, которые будут способствовать развитию цифровой экономики?
Указом Президента России была утверждена Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы, согласно которой перед университетами поставлена важная задача — создание творческой среды для увеличения количества талантливых исследователей и преподавателей, которые станут мощным ядром человеческого капитала в будущем [1].
Согласно данным Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России обучение кадрового состава в сфере информационных технологий продолжается по намеченному плану. За 2022 год свыше 115 тысяч человек принято на бюджетные места по направлению «информационные технологии». На сегодняшний день образовательные программы в области информационных технологий предлагают более 800 высших учебных заведений по всей России [6].
Реализован проект «Цифровые профессии», который позволяет получить дополнительное образование в сфере информационных технологий всего за половину стоимости.
Проект Министерства «Готов к цифре» предлагает всем желающим протестировать свой уровень цифровой грамотности, пройти обучение по работе с цифровыми технологиями, узнать что-то новое о возможностях онлайн-среды.
Также действует проект «CDO», который предполагает более углубленное и узконаправленное обучение цифровым компетенциям. В основном разработка направлена на представителей органов власти, которые курируют программу «Цифровая экономика», менеджеров российских компаний, преподавателей вузов и т. д.
Но даже этого недостаточно при столь быстром развитии информационных технологий. Проверенный и работающий метод — обмен опытом. Это может касаться международных ИТ-корпораций, университетов с углубленным изучением информационных технологий, научно-исследовательских центров. В настоящий момент сложность обмена опыта российских исследователей и разработчиков с зарубежными коллегами заключается в введенном пакете санкций против России многими Западными странами. В настоящий момент возможно взаимодействие частных компаний, занимающихся развитием информационных технологий, которые не являются государственными предприятиями и не столь подвержены политическим решениям своих руководителей.
На основании вышеизложенного необходимо оценить влияние цифровой экономики на человеческие ресурсы (таблица 1).
Таблица 1
Влияние цифровой экономики на человеческие ресурсы
№ п/п |
Положительное влияние |
Отрицательное влияние |
1 |
Появление новых профессий |
Моральный износ |
2 |
Появление технологий, облегчающих повседневную жизнь |
Сложность быстрой адаптации |
3 |
Высвобождение времени за счет цифровизации некоторых процессов |
Угрозы мошенничества в области цифровизации |
4 |
Постоянное получение новой информации, саморазвитие посредством дистанционного обучения по любому профилю |
Новые требования к компетенциям и уровню подготовки: умение работать удаленно, креативно мыслить, работать с большими объемами данных |
Несмотря на все очевидные преимущества цифровизации, человеческие ресурсы подвержены сложной трансформации, которая может восприниматься с отрицательной стороны. Раньше специалист отвечал за конкретную задачу, но в условиях развития цифровой экономики приходится нести ответственность за несколько процессов разной направленности.
Но так как именно человеческий капитал был определен как необходимая составляющая развития цифровой экономики, то остро стоит задача в его сохранении и развитии. Данный аспект подводит к необходимости создания комплекса мер по формированию имиджа компаний для повышения привлекательности для своих работающих или потенциальных специалистов, обеспечению актуального и качественного обучения, увеличение уровня дохода и т. д. [7, с. 92]
В заключении можно сказать, что современное развитие экономики постепенно заменяет физический труд интеллектуальным, он становится менее рутинным, но в то же время требует творческого подхода к решению поставленных задач от работников. Цифровая экономика ощутимо предъявляет требования к компетенциям человеческого капитала, к социальному взаимодействию между участниками цифрового пространства. В мире, где информация является главной силой развития экономики, уровень управления данной информацией является возможность максимизировать эффективность и прибыльность производства. Сложность информационных технологий будет только расти, а значит и количество информации, нуждающейся в обработке и усвоении будет также увеличиваться. Отсюда следует вывод, что важнейшим фактором обеспечения цифровой безопасности и поддержания уровня конкуренции выступает постоянное обучение и развитие человеческих ресурсов.
Литература:
- Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы».
- Борисова Е. С. Современный рынок труда в условиях становления и развития цифровой экономики / Е. С. Борисова, А. В. Комаров // Наука. Общество. Оборона (noo-journal.ru). — 2019. — № 3 (20).
- Голышев А. О. Развитие человеческих ресурсов в условиях цифровизации экономики // Молодой ученый. — 2019. — № 17. — С. 140–142.
- Гунина И. А. Повышение эффективности использования человеческого капитала в условиях цифровой трансформации / И. А. Гунина, И. В. Логунова, В. Ю. Пестов // Регион: системы, экономика, управление. — 2019. — № 1 (44). — С. 18–25.
- Круглов Д. В. Влияние digital-технологий на качество человеческих ресурсов // Экономика труда. — 2018. — Том 5. — № 4. — С. 951–958.
- Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru/ (дата обращения 04.05.2023).
- Сайфуллина Л. Д. Управление человеческим капиталом в системе цифровых экономических отношений / Л. Д. Сайфуллина // Фундаментальные исследования. — 2018. — № 11–1. — С. 92–96.