Дошкольный возраст — это ответственный период в становлении человека как личности в системе его взаимоотношений в коллективе детского учреждения. Именно в этот важный для ребенка период, он овладевает моральными нормами поведения, формируется его отношение к миру, общие и индивидуальные психологические черты, определяя особенности самосознания и его детскую культуру. Накопленный ребенком опыт первых отношений со сверстниками становится фундаментом для его дальнейшего развития как части общества. Несомненным препятствием к формированию положительных детских взаимоотношений считается недостаточное развитие коммуникативных умений и навыков, так как не все педагоги уделяют должное внимание межличностным отношениям в группе. Чаще всего дошкольник не способен оценивать чувства и поступки других, что негативно сказывается на его восприятии себя и своей роли в социуме. Актуальность темы также обуславливается целями и задачами образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» ФГОС ДО, которая учитывает необходимость развития социального и эмоционального интеллекта, отзывчивости, сопереживания в дошкольном возрасте, а также формирования уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей.
Дружба между детьми является уникальным явлением, где проявляются важнейшие качества человека. В психологическом словаре Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко под дружбой понимаются отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов, симпатии и так далее [11]. Проблема взаимоотношений в детском коллективе освещалась в трудах Я. Л. Коломенского, Г. Лебона, Л. С. Выготского, А. С. Макаренко. Д. Б. Эльконина, Т. А. Репиной. Социометрический подход в исследованиях межличностных отношений Р. Н. Вершининой, Е. Ф. Рыбалко предполагает рассматривать их как избирательное предпочтение детей в группе, где взаимоотношения детей дошкольного возраста характеризуются ситуативной мобильностью. Отношения в детстве динамичны, благодаря постоянно сменяющемуся эмоциональному состоянию, и при помощи взрослого рядом, меняется характер и уровень их протекания на всех стадиях взросления [3, 6].
В дошкольном возрасте огромную роль отводят игре, так как она является основным видом деятельности в этом период. Н. К. Крупская писала, что игра представляет собой своеобразный способ освоения ребенком впечатлений жизни и познания мира, где все стороны личности формируются в единстве и взаимодействии [8]. Именно в игре детей объединяет общая цель и те усилия, которые они прикладывают для ее достижения, тем самым они разделяют общие интересы и переживания между собой. При этом проблема недостаточной осознанности ребенком мотивов дружбы решается в совместной деятельности, создавая начало для зарождения более глубоких и устойчивых взаимоотношений в коллективе.
Игра — это явление многогранное и может рассматриваться как особая форма существования во всех без исключения аспектах коллективной жизни. Как основной вид деятельности в дошкольном возрасте, игровая деятельность развивает умственные и физические способности детей, такие как воображение, память, внимание, дисциплинированность, ловкость рук и другие [1]. Кроме того, игра—это действенный способ приобретения социального опыта, характерного для дошкольного возраста. Как отмечают исследователи А. В. Запорожец, В. В. Давыдов, А. В. Короткова, Д. В. Михайленко и другие, игра также социальна по способам отображения и реализации окружающей действительности. Игра заранее не придумывается детьми, а задается взрослым, который учит их играть и вводит социально сложившиеся способы игровой деятельности. Затем, осваивая со взрослыми различные игровые приемы, дети обобщают их и переходят к другим игровым ситуациям. Исходя из этого, игра носит спонтанный характер и позволяет детям проявлять не только свои творческие способности, но и оказывает развивающий и формирующий эффект [7,10].
Концепция игры как деятельности была разработана Л. С. Рубинштейном, который первый рассматривал игровую ситуацию в основном с точки зрения мотива и игрового действия. Л. С. Рубинштейн также выделял в игре ее мотив, то есть переживание значимых для ребенка сторон действительности, где важную роль играют отношения между детьми в процессе игровой деятельности.
Также П. М. Якобсон писал, что игра является важным инструментом для успешного формирования дружеских отношений, наиболее естественным путем для их достижения и способом познания окружающего мира. В свою очередь, А. П. Усова отмечала, что благодаря игре дети способны управлять сюжетом по определенной заданной теме, при этом при выборе партнера основываться на своей симпатии и личных предпочтениях.
А. П. Усова открыла в игре новый пласт процессов, возникающих в игре, благодаря которому стало известно, что помимо отношений, которые дети разыгрывают в играх, попутно возникает другой вид отношений, который уже не является воображаемым, а реальным. Несмотря на то, что игровые и реальные отношения детей тесто связаны между собой, они не идентичны и могут расходится друг с другом.
На основе исследований А. П. Усовой были сделаны выводы, что сюжетность как характерная черта творческих игр, уже присуще игре детей младших групп, так как в возрасте трех лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Однако, важно отметить, что дети младшего возраста нуждаются в помощи взрослого, который должен помочь им научиться играть, воображать, фантазировать, уметь манипулировать игрушками и предметами-заместителями.
Стоит отметить, что младшие дошкольники в процессе игры чаще всего оперируют представлениями повседневной жизни и развитие сюжета определяется тем, насколько согласованно развиваются роли во всех играх с определенной тематикой. Согласованность ролей также повышается при условии того, что дети понимают друг друга и реальные поведенческие мотивы каждого игрока. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться. Роль игрушки в младшей группе часто определяет тему игры. Позже дети начинают приписывать материалам, использованным в игре, желаемые свойства, чтобы удовлетворить потребность в осуществлении игровых действий. Педагогам необходимо приветствовать и развивать игру с «партнерами-игрушками», при этом все чаще распределяя детей между взрослым и ребенком, а затем и партнерами-сверстниками, постепенно передавая им ведущую роль и поощряя самостоятельность в построении и развитии сюжета [15].
В младшей группе педагогу необходимо вовлекать детей в игры, чтобы способствовать развитию тем, которые наиболее отражают окружающую среду и жизнь ребенка. Так как дети в этом возрасте еще учатся придумывать и строить простые сюжетные линии для выбранных ими ролей, вначале они используют знакомые сюжеты, например, делают вид, что приносят чашку с чаем и пробуют его. Ребенку предлагают остудить чай, как будто он горячий, а потом оказывается, что он не сладкий, и приходится класть в чашку сахар. В итоге, задавая сюжет уже знакомыми ребенку действиями, он испытывает радость, повторяя их снова. Также дети в младшей группе охотно играют с куклами, купая и переодевая их. Иногда игра развивается путем объединения нескольких сюжетов и в этом случае взрослый советует, направляет и подсказывает дальнейший ход игры [9].
У детей младшего дошкольного возраста существует множество видов деятельности, которые чаще всего сводятся к такому типу взаимодействия как «рядом, но не вместе», хотя именно в этом возрасте интерес детей к сверстнику возрастает [13]. Например, каждый ребенок «водит» свою машину или «качает» свою куклу, но при этом они уже интересуются деятельностью других детей, не сопротивляясь мимолетным игровым контактам и с удовольствием участвуют в групповых играх. Постепенно наблюдается совместная деятельность, которая проявляется в установке эмоционального и избирательного контакта со сверстниками, а также в определенных связях между детьми, основанных на общих игровых интересах. При этом детьми в этом возрасте движет стремление к сотрудничеству лишь для достижения общего результата. Дети младшего дошкольного возраста часто играют в группах из двух или трех человек, редко—из четырех. Также в этом возрасте существует строгая половая идентификация: мальчики играют только с мальчиками, а девочки с девочками. Важно отметить, что основным требованием, предъявляемым к сверстникам, прежде чем им разрешается участвовать в общих играх, является умение играть.
На третьем году жизни обычно начинаются совместные игры, которые в педагогической литературе называют «игры рядом». Например, три мальчика садятся в одну машину, при этом каждый из них считает себя шофером, крутит воображаемый руль и сигналит. Тем самым, они подражают друг другу, но действует самостоятельно. Постепенно дети понимают преимущества совместной игры, начинают привлекать товарищей и говорить: «Давай играть вместе». Детей объединяет одна цель: поездка на машине, лечение кукол и так далее. И также интерес к одной игрушке и общее стремление к подражанию. В совместных играх дети чувствуют зависимость друг от друга, у них повышается интерес к действиям товарища. Например, когда ребенок начинает кого-нибудь лечить, он ждет, что к нему будут идти другие «больные» [14].
Привлекательная игрушка часто становится предметом споров между детьми этого возраста. Они обращают внимание либо на сверстника, либо на игрушку. Педагог помогает детям в таких ситуациях, не навязывая сюжет, а лишь показывает разные способы использовать одних и тех же игрушек. Игровая ситуация, созданная воспитателем, побуждает ребенку к проявлению инициативы, расширяет воображение и способствует разрешению конфликтных ситуаций и налаживанию отношений между детьми. Для построения взаимоотношений между детьми можно включать такие игры, в которых дети будут действовать одновременно и одинаково. Примером могут служить хороводные игры, такие как «Пузырь», «Зайчик», «Кошки-мышки» и так далее. Педагогу следует стараться вовлекать детей младшего возраста в игры в небольших группах, учитывая их индивидуальные особенности. Такие игры лучшим образом формируют личную эмпатию детей, основанную на взаимной привязанности, и служат основой для дальнейшего развития дружеских отношений [1,5].
В возрасте четырех лет отношения детей становятся более стабильными. Симпатии и антипатии более очевидны и именно в этот период потребность в общении со сверстниками выражается сильнее, и подавляющее большинство детей играют вместе, хотя есть и много детей, предпочитающих играть в одиночку или не принимаемых сверстниками. Тематика игр значительно расширяется: появляются игры «больница», «магазин», «театр» и тому подобные. Также игровой замысел становится четче, так как развивается устойчивость его выполнения. Теперь роли часто распределяются до начала игры, но детям еще бывает трудно договориться самостоятельно, поэтому особое значение приобретают руководство и помощь взрослого.
Содержание игр у детей четырех лет неотъемлемо связано с хозяйственным трудом: мытье кукол, стирка кукольного белья, приготовление угощений. Игры также связаны с конструированием: постройка домов для матрешек, широкой улицы для машины. Все виды работы в этом возрасте вызывают интерес и становятся составной частью игры, обогащая ее содержание.
Часто дети младшей дошкольной группы объясняют свои дружеские отношения с определенным ребенком основываясь лишь на его собственных требованиях к личным качествам и способностям сверстника. Отмечая эту особенность, А. Р. Максимова старалась определить наиболее важные качества для детей трех-четырех лет, на которых они основываются при выборе ребенка для совместной игровой деятельности. Однако, четких ответов на этот вопрос получено не было [2].
В основном, дети обращали внимание на яркость и нарядность одежды сверстников, и этот признак приводил к положительной оценке самого ребенка. Некоторым детям нравились послушные, другим—активные и подвижные. В то же время, во многих случаях исследователь часто сталкивалась с неожиданными трудностями, когда речь шла о «симпатии» и «антипатии» детей и характере оценок, которые они дают друг другу. Обращаясь к детям и спрашивая их, кто из детей в группе им больше нравится, дети выбирали тех, с кем они чаще всего ходят парой или сидят рядом за столом. Тем самым, на выборе ребенка сказывалась ситуация, созданная по воле воспитателя в определенный момент, а сами дети еще не способны абстрагироваться заданного взрослым положения, мысленно оценивать сильные и слабые стороны детей, с которыми они находятся в группе, и выбирать среди них «лучшего» [4, 12]. Поэтому объект дружбы в этом возрасте часто меняется и по этой причине у детей не возникает длительных дружеских объединений. Однако, этот период особенно важен и именно благодаря правильным педагогическим условиям, соблюдаемых взрослым, из него уже в среднем дошкольном возрасте могут возникнуть вполне осознанные дружеские отношения.
Педагог-психолог Г. В. Хощенко выделила определенные задачи, которые стоят перед педагогом при формировании дружеских отношений в игровой деятельности в младшем дошкольном возрасте:
— необходимо избегать эмоционального и мышечного-напряжения и научить ребенка тому, чтобы он осознавал свои переживания, эмоции и чувства, а также эмоциональное состояние других;
— развивать навыки конструктивного общения со взрослыми и сверстниками, научить их ладить друг с другом;
— корректировать личностные особенности путем поощрения умственного, эмоционального и двигательного развитию ребенка с целью укрепления чувства общности.
Также Н.Ю Николаева и Л. Д. Андреева в своих исследованиях выделили ряд методических рекомендаций, которых следует придерживаться педагогу при организации игр в дошкольном возрасте:
— игра в младшей группе спонтанна и не стоит навязывать ее детям, если они им не нравятся, даже если педагог считает их полезными;
— мышление педагога должно соответствовать предложениям ребенка;
— игра является диагностическим инструментом, поэтому педагогу необходимо наблюдать и размышлять, но не в ущерб воспроизведению хороших и плохих сторон игры ребенком;
— не принимать никаких дисциплинирующих мер, нарушающих правила игры, стоит использовать их только как повод для дружеской беседы;
Таким образом, в педагогическом процессе по формированию дружеских отношений, игровая деятельность может использоваться как эффективный средство, так как она является ведущим видом деятельности, в котором формируются не только личностные качества ребенка, но и его отношение к людям. Во время игры у ребенка улучшается эмоциональное состояние, что немаловажно в период адаптации детей младшей группы, когда дети еще только учатся взаимодействовать друг с другом. Педагогу нужно научить ребенка пользоваться игрушками, разыгрывать известные сюжеты, и создать все условия для его эмоционального комфорта.
Литература:
- Аникеева, Н. П. Игра в педагогическом процессе / Н. П. Аникеева //
- — Новосибирск: НГПИ, 2002. — С.126. — Текст: непосредственный.
- Аржанова, А. И. Чувство дружбы у детей дошкольного возраста /А. И. Аржанова. // Учёные записки Андижанского педагогического института. — Саратов, 2011– С. 55. — Текст: непосредственный.
- Дьяченко, Е. Н. Игра, как средство социально — коммуникативного развития ребенка консультация / Е. Н. Дьяченко // ДОШКОЛЬНИК. РФ –ЭЛ № ФС77–55754 URL: http://doshkolnik.ru/zaniatia-s-detmi. — Текст: электронный.
- Ежкова Н. С. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности // Дошкольное воспитание — 2003 — С. 20–27. — Текст: непосредственный.
- Коломинский Я. Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. / — Минск, 2002. — С. 246. — Текст: непосредственный.
- Коломинский, Я. Л. Психология детского коллектива / Учебное пособие. — Минск, 2002. — С. 478. — Текст: непосредственный.
- Кравцова, Е. Е. Игры в дошкольном возрасте / Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. — Москва, 2001. — С. 44. — Текст: непосредственный.
- Крупская, Н. К. Дети — наше будущее / — Москва, 2002. — С. 102. — Текст: непосредственный.
- Кульчицкая, Е. Формирование взаимоотношений детей / Дошкольное воспитание. — Москва, 2014. — С. 36. — Текст: непосредственный.
- Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре / — Москва, 2005. — С. 128. — Текст: непосредственный.
- Мещеряков Б. Г Большой психологический словарь / В. П. Зинченко. // — Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. — C. 811. — Текст: непосредственный.
- Нидоспасова В. Развитие детей в игровой деятельности/ Дошкольное воспитание. — Москва, 2001. — С. 38–43. — Текст: непосредственный.
- Павлова, Н. В. Развитие общения у детей младшего дошкольного возраста / URL: http://vospitateljam.ru. — Текст: электронный.
- Смолина, Л. П. Дружба в дошкольном возрасте и отношение к ней взрослых / Методика и практика воспитания и обучения. — Москва, 2014. — С. 73–76. — Текст: непосредственный.
- Смирнова, Е. О. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция / В. М. Холмогорова. // — Москва: Гуманитарный издательский центр Владос, 2005. — С.158 с. — Текст: непосредственный.