Статья посвящена анализу проблемы инклюзивного образования детей с ОВЗ. Описаны особенности и трудности инклюзивного образования в условиях общеобразовательного учреждения.
Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзия, особые образовательные потребности, обучающиеся с ОВЗ, проблема кадрового дефицита, при инклюзивном обучении.
Инклюзивное образование на сегодняшний момент довольно широко распространено в системе школьного образования. Приоритетность инклюзивного образования в Российской Федерации обозначена в Федеральном Законе № 273 ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» (статья 2), его цель заключается в том, чтобы социализировать и включить детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательный процесс, а также предоставить равный доступ к образованию с учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей [2].
Инклюзивное образование — это образование, в котором создаются пакеты вариантов специальных условий, которыми можно воспользоваться, но прежде всего образовательная среда должна стимулировать развитие ребенка с ОВЗ, содержание образования лежать в зоне ближайшего развития, а не подстраиваться под ребенка. Задача состоит в том, чтобы позволить человеку с ОВЗ компенсировать, преодолеть, скорректировать имеющие у него проблемы, поэтому нужно создать условия, чтобы у ребенка сформировались особые умения, которые позволят ему решать образовательные задачи по возрасту через обходные пути, особым способом [4].
Российская Федерация ориентирована на сохранение отдельных общеобразовательных организаций (специализированные коррекционные школы) и параллельно с этим создавать условия для развития совместного обучения нормотипичных обучающихся с обучающимися с ОВЗ, но при этом модели (формы) такого образования разные:
– специальный отдельный класс;
– ресурсный гибкий класс — это когда ребенок часть уроков находится в отдельном классе со сверстниками со схожими проблемами в развитии, а часть уроков там, где он может совместно работать с остальными учениками [3].
Инклюзивное образование предполагает, что ребенок с ОВЗ овладеет умениями и знаниями в условиях общеобразовательного учреждения в соответствии с вариантом программы, рекомендованным психолого-медико-педагогической комиссии согласно ФГОС НОО ОВЗ. При инклюзивном образовании меняется педагогика, работа общеобразовательного учреждения, инфраструктура и среда общеобразовательного учреждения, так как необходимо создать новые условия и способы организации образовательного процесса [4].
Опираясь на отчет Министерства образования Саратовской области «Информация об итогах развития системы образования Саратовской области в 2022 году» можно резюмировать, что в 2022/23 учебном году в системе общего образования функционирует 96 отдельных классов для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в которых обучается 712 обучающихся с ОВЗ и 392 ребенка-инвалида. Часть обучающихся с ОВЗ обучаются инклюзивно, совместно с нормативно развивающимися сверстниками [5].
Инклюзивно в 2022/23 учебном году обучаются 2432 обучающихся с ОВЗ (из них 1728 имеют также статус ребенка-инвалида) и 2047 детей-инвалидов, что на 17 % обучающихся с ОВЗ больше по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года [5].
Исходя из опубликованного отчета можно сделать вывод, что число детей, обучающихся инклюзивно, возрастает, однако, в разделе «Приоритетные направления для совершенствования государственной политики в сфере образования Саратовской области» в предстоящий период не поднимается вопрос об исследовании динамики создания условий доступности инклюзивного образования для обучающихся с ОВЗ, несмотря на то, что образовательные учреждения частично не готовы создать полноценные условия по сопровождению обучающихся с ОВЗ на всех ступенях его обучения в рамках инклюзивного образования [5]. Это связано с тем, что не все руководители образовательных учреждений знакомы с концептуальными основами работы с детьми с различными вариантами ОВЗ, а также они зачастую сталкиваются с проблемами материально-технического, методического, кадрового обеспечения образовательного процесса обучающихся с ОВЗ и организацией инклюзивной среды.
Проблема кадрового дефицита связана с тем, что учителя-предметники, учителя начальных классов, педагоги-психологи, учителя-дефектологи и учителя-логопеды обладают недостаточными знаниями о новых методах и технологиях обучения инклюзивного образования, поэтому для таких специалистов требуется создать персонифицированные образовательные маршруты, чтобы повысить профессиональное мастерство и знать в дальнейшем, как работать с той или иной категорией лиц с ОВЗ. Также, как показывает практика, специалисты зачастую остаются без наставничества, так как многие образовательные учреждения не пользуются в полной мере возможностью заключения договора о сотрудничестве с отдельными государственными общеобразовательными организациями, реализующих адаптированные образовательные программы. Еще одним минусом можно выделить отсутствие материально-технического обеспечения для работы специалистов с детьми ОВЗ и сюда входят:
– дидактические наборы для осуществления коррекционной и развивающей работы в соответствии с адаптированной образовательной программой;
– релаксационное, интерактивное и сенсорное оборудование;
– настольно-печатные игры, сюжетно-ролевые игры, музыкально-дидактические игры и т. д.;
– музыкально-физкультурный зал (различные музыкальные инструменты и стандартные/ нестандартные физкультурно-оздоровительные атрибуты) [1].
Таким образом, можно сделать вывод, что инклюзивное образование в общеобразовательных учреждениях Саратовской области распространено, однако в большинстве случаев его реализация затруднена, так как не имеет подкрепления с финансовой и методической сторон. В связи с этим можно обозначить следующие наиболее проблемные области в реализации инклюзивного образования:
- Не все образовательные учреждения готовы создать доступную безбарьерную среду в связи с тем, что недостаточно финансирования для оснащения внутреннего пространства образовательного учреждения (и сюда входит рельефное покрытие пола, подъемники на лестницах, оборудованные съезды, специализированная туалетная кабинка, в пределах зоны досягаемости должны быть расположены поручни, кабинетные ручки, свободная размер ученической зоны в классе, а также ширина проходов и многое другое), внешнего пространства образовательного учреждения (и сюда входит безопасная и безбарьерная зона для перемещения обучающихся с ОВЗ, перепады уровня асфальтного покрытия должны быть сглажены, оборудованные съезды, правильное перпендикулярно направлению должны быть встроены ребра решеток на пешеходных дорожках и многое другое);
- Не все образовательные учреждения могут укомплектовать штат высококвалифицированными педагогическими работниками для работы с обучающимися с ОВЗ, в том числе и для индивидуальной работы (и сюда входят педагог-психолог, учитель-дефектолог, логопед, учитель предметник, учитель начальных классов, тьютор).
- Не все образовательные учреждения могут предоставить материально-техническое оборудования для обучающихся с ОВЗ (и сюда входят оборудованные ученические места с электроакустическими приборами, увеличительной техникой для слабовидящих детей, наличие дидактического материала, сенсорная комната и многое другое);
- Н все образовательные учреждения готовы грамотно составлять адаптированные программы в структуре ООП НОО/ ООО, так как не учитывают возрастные особенности обучающихся, которые осваивают начальный или основной этап общего образования, также данные программы не отражают условия конкретной образовательной организации и в некоторых случаях программы основаны на нормативных документах других регионов РФ, поэтому большинство адаптированных рабочих программ нуждаются в комплексной доработке.
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что образовательные учреждения Саратовской области нуждаются в комплексной поддержке и сопровождении в процессе реализации инклюзивного образования. Полагаем, было бы полезно систематизировать информацию об организации инклюзивного обучения детей с ОВЗ и создать региональный единый цифровой портал по вопросам сопровождения и организации инклюзивного образования, внедрить универсальную модель наставничества для руководителей образовательных учреждений и специалистов, работающих с детьми ОВЗ, а также разработать нормативные правовые акты, программы, рассчитанные на разный возраст и особенности здоровья обучающихся. Стоит включить также в цифровой портал возможность теледефектологии (по аналогии с телемедициной), суть которой заключается в том, чтобы использовать передовые технологии и средства телекоммуникаций для дистанционного предоставления консультационных услуг (диагностика, определение программы, определение содержание обучения). Данный портал позволит на уровне региона систематизировать работу, учитывая весь опыт работы региона по данному направлению.
Особое внимание уделим информации, которая озвучила Т. А. Соловьева — директор ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики», что с «01.09.2023 на всей территории РФ появятся федеральные адаптированные программы, которые жестко задают требования к содержанию и результатам обучения, а значит и к специалистам, которые должны это содержание воплотить в жизнь. Будет приведена к единообразию требований, чтобы отказаться от любой профанации. Эти программы не позволят заниматься формальной инклюзией, потому что они будут обязательны к выполнению, уполномоченным за контроль выполнения является Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Теперь будет строгий инструмент, которого ранее не было. Параллельно с этим по поручению президента РФ увеличены контрольные цифры приема в ВУЗы на направления подготовки «Специальное дефектологическое образование», выделяются целевые направления». Такое заявление еще раз доказывает актуальность данной проблемы.
Литература:
- Горюшин, Е.А., Гусева, Н.А., Румянцева Н. В. Повышение доступности реализации дополнительных общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации / Е. А. Горюшин, Н. А. Гусева, Н. В. Румянцева. — Ярославль: ЯГПУ, 2018. — 103 с.
- Михальчик, Е. В. Инклюзивное образование: учебник и практикум для ВУЗов / Е. В. Михальчик. — М.: Юрайт, 2022. — 177 с.
- Создание инклюзивной образовательной среды в образовательных организациях: методические рекомендации для руководящих и педагогических работников общеобразовательных организаций / Под ред. С. В. Плехиной, Е. В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2022. — 151 с.
- Челнокова, Т. А. Значение инклюзивного образования в обучении детей с ОВЗ / Т. А. Челнокова, А. М. Ангорина // Молодой ученый. — 2022. — № 46 (441). — С. 146–148.
- Информация об итогах развития системы образования Саратовской области в 2022 году / Министерство образования Саратовской области [Электронный ресурс] // URL: http://minobr.saratov.gov.ru/activities/Итоги %20развития %20системы %20образования %20Саратовской %20области %20в %202022 %20году.docx