Статья посвящена организации процесса обучения подростков управлению своим эмоциональным состоянием. Важность такого обучения в современном обществе обосновывается возросшей значимостью эмоционального состояния в карьерном и личностном развитии человека. Раскрывается суть понятий «эмоциональное состояние», «эмоции» и «саморегуляция». Описываются основные этапы и содержание обучения, а также методики оценки его эффективности. В работе рассматриваются технологии и методы, которые помогают молодым людям научиться понимать и контролировать свои эмоции для успешного функционирования в социуме.
Ключевые слова. подростки, эмоциональное состояние, эмоции, управление эмоциями, саморегуляция.
В современном мире эмоциональная компетенция является одним из ключевых навыков, необходимых для успешной адаптации в общественной среде. Однако ввиду особенностей своего возраста многие подростки сталкиваются с трудностями в управлении своим эмоциональным состоянием, что приводит к ряду отрицательных последствий: повышенному уровню тревожности; стрессу; конфликтным отношениям с другими людьми (родителями, учителями, сверстниками); к проблемам со здоровьем и понижению академической успеваемости [1]. Именно поэтому важно организовать процесс обучения подростков узнавать, понимать и выражать свои эмоции, а также развить у них навыки управления своим эмоциональным состоянием.
Изучение организации процессов обучения подростков управлению своим эмоциональным состоянием, целесообразно начать с изучения сущностной характеристики понятий «эмоциональное состояние» и «эмоции».
В своих научных исследованиях Д. А. Леонтьев определяет эмоции как важный коммуникативный инструмент, позволяющий людям выражать свои потребности, чувства и намерения, а также обращаться к окружающим с соответствующими запросами и требованиями. В то время как эмоции по Д. Гоулману, носят ситуативный характер, выражающий оценочное отношение к сложившейся ситуации, также автор отмечает, что диапазон эмоций включает такие состояния, как счастье, гнев, страх, отвращение и т. д. Другими словами, эмоции представляют собой реакцию на конкретное событие, которые возникают в ответ на восприятие внешних или внутренних стимулов [9].
Эмоциональное состояние, в свою очередь, является общим состоянием человека, которое проявляется в определенном настроении, чувствах, эмоциях определенного типа, внутреннем душевном состоянии человека. Оно может охватывать как положительные, так и отрицательные эмоциональные переживания. По мнению Д. Гоулмана, эмоциональные состояния играют одну из главных ролей в управлении поведением человека. От эмоциональных состояний, преобладающих в определенный момент времени, может зависеть жизнь человека, его здоровье, взаимоотношения с окружающими.
Таким образом, эмоции и эмоциональное состояние взаимосвязаны и играют важную роль в организации процесса обучения подростков управлению своим эмоциональным состоянием [9].
Посредниками для решения данной проблемы могут выступать такие специалисты как: социальные педагоги, психологи и учителя [2]. Их главной задачей является развитие сознательного регулирования человеком собственного поведения, в ходе преодоления внутренних и внешних трудностей.
Психологи Н. Е. Щуркова и А. А. Шемшурин считают, что важным фактором, препятствующим подросткам контролировать свое эмоциональное состояние, является наличие преград к выполняемой деятельности, при возникновении которых необходимо создать дополнительные циклы произвольного контроля, предотвращающие ее срыв, это некая особенность, которая в большинстве источников именуют как «саморегуляция».
«Саморегуляция» — это процесс, который позволяет человеку контролировать свои эмоции, мысли и поведение, чтобы достичь желаемых целей и решить проблемы, которые могут возникнуть [5]. Она является важным инструментом в различных областях жизни, включая образование, личные отношения и т. д. В ходе изучения понятия «саморегуляция», Ю. Куль пришёл к следующему заключению: важные компоненты саморегуляции включают осознание своих эмоций, планирование и контроль своего поведения, а также способность перестраиваться и адаптироваться к изменяющимся условиям.
Таким образом, формирование умений у подростков управлять своим эмоциональным состоянием возможно только через развитие «саморегуляция», что представляет собой сознательное регулирование человеком собственное поведение, что способствует повышению эффективности выполняемой деятельности [7].
Психологи В. Кеплер и К. Платонов предлагают следующую авторскую методику для подростков с целью развития саморегуляции, она включает в себя 5 этапов [4]:
1 этап. Осознание важности эмоционального состояния: помогает подросткам понять, что управление эмоциями играет важную роль для успешного общения и преодоления проявлений.
2 этап. Обучение самонаблюдению: один из ключевых аспектов, помогает подросткам осознавать свои эмоции и их проявления, а также определять причины эмоциональных ощущений, может включать упражнения, направленные на идентификацию и названия эмоций, а также исследование того, как эти эмоции проявляются в разных ситуациях.
3 этап. Развитие навыков саморегуляции: предлагает подросткам управлять своими эмоциями и стрессом. Этап может включать дыхательные упражнения, медитацию, визуализацию и другие практики, которые помогают снизить уровень тревоги и напряжения.
4 этап. Обучение эмпатии и вовлеченному слушанию: помогает подросткам научиться понимать и уважать чувства других людей, а также уметь выражать свою поддержку и сопереживание.
5 этап. Обучение подростков конструктивному общению и поиску компромиссов в спорных чувствах.
Также, на основе изученной литературы и с учетом всех особенностей данного возраста, нами были выделены следующие техники и методы развития умений у подростков управлять своим эмоциональным состоянием:
— Проведение тренингов и семинаров, посвященных управлению эмоциями. В рамках таких мероприятий подростки могут изучать различные техники регуляции своего эмоционального состояния и применять их на практике.
— Организация дискуссионных кругов, на которых подростки могут обсуждать свои переживания и находить конструктивные способы работы с ними.
— Использование практических заданий и упражнений, направленных на развитие навыков саморегуляции эмоций.
— Проведение индивидуальных консультаций с психологами или тренерами по управлению эмоциями.
— Включение модулей по управлению эмоциями в учебные планы и программы.
— Расширение круга взаимодействия с молодежными организациями и центрами, занимающимися поддержкой и развитием подростков.
— Введение обучающих компьютерных игр, направленных на развитие навыков саморегуляции и управления эмоциями.
— Организация театральной студии, в рамках которой подростки могут выразить свои эмоциональные состояния и найти способы работы с ними.
— Участие сотрудников школы в просветительских мероприятиях, посвященных управлению эмоциями, например, выставки, конкурсы, фестивали.
— Формирование партнерских отношений с родителями и обеспечение их участия в процессе обучения, чтобы поддерживать эффективную коммуникацию между семьей и школой.
В целом, организация процесса обучения подростков управлению своим эмоциональным состоянием включает в себя широкий спектр методов и техник. Их главная цель заключается в том, чтобы помочь подросткам развить навыки управления своими эмоциями и создать более здоровое и счастливое будущее [3]. Они позволяют ознакомить учащихся с теми факторами, которые оказывают позитивное влияние на успеваемость, либо же имеют негативную окраску, помогают адекватно оценивать свои возможности и осуществлять осознанную саморегуляцию учебной деятельности.
Одним из примеров техники саморегуляции эмоционального состояния, может послужить методика «Дыхание и визуализация», направленная на снятие напряжения и стресса, улучшение концентрации, улучшению сна и развитию саморегуляции [1].
Обучение подростков управлению своим эмоциональным состоянием — задача непростая и требует серьезных усилий со стороны социальных педагогов, психологов и учителей, поэтому оценка эффективности организации процесса обучения является важным шагом на пути к успеху. Для этого можно использовать различные методики, они позволят более точно оценить эффективность обучения подростков управлению своим эмоциональным состоянием. Например:
- Анкетирование учащихся. Проведение анонимного опроса среди подростков, которые прошли курсы по управлению эмоциями, может помочь выявить их уровень эмоциональной компетенции и оценить изменения, произошедшие в результате обучения.
- Наблюдение за поведением учащихся в классе. Наблюдение учителя за поведением и эмоциональным состоянием учащихся в классе после прохождения курса может помочь определить, насколько эффективно они усвоили полученные знания и умения.
- Тестирование. Применение психологических тестов для оценки эмоциональной компетенции учащихся до и после прохождения курса может помочь оценить эффективность обучения.
Например, тесты на эмоциональный интеллект, автор Н. Холл. Оценивает способность личности осознавать и понимать свои эмоции и чувства других людей и использовать эти навыки во взаимодействии с окружающими.
- Интервью со студентами. Беседы со студентами до и после прохождения курса могут помочь выявить, какие знания и навыки они получили, насколько они были полезны и как они практически применялись.
- Оценка результатов участия в проектах. Участие учащихся в проектах, направленных на улучшение их эмоциональной компетенции, может помочь определить, насколько они смогли применять полученные знания на практике.
Однако оценка эффективности обучения управлению эмоциями должна быть комплексной и учитывать все аспекты. Необходимо провести анализ результатов до и после обучения, а также опросить участников программы, для того чтобы понять, насколько полезной и нужной была эта программа [8].
Таким образом, организация процесса обучения подростков управлять своим эмоциональным состоянием является актуальной задачей для современной педагогической и психологической науки, и может оказать значительное влияние на качество их жизни. Ключевой задачей в деятельности специалистов по формированию умений у подростков управлять своим эмоциональным состоянием являются: саморегуляция. Это позволяет ученику осознавать свои эмоциональные реакции и состояния, качество контролировать свои разрушительные эмоции и импульсы, самостоятельно справляться с многочисленными требованиями, не теряя при этом энергии и сосредоточенности, постоянное стремление к самосовершенствованию.
Задача специалистов в данном случае приложить все возможные усилия, чтобы помочь подросткам развить умения к управлению своим эмоциональным состоянием, с помощью перечисленных ранее методов и приемов и с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей [7].
Литература:
- Андреева Г. М., Баранова Н. Ю. Психология подросткового возраста: учебник для студентов педагогических вузов. — М.: Юрайт, 2015. — 304 с.
- Деханова О. С. Процесс обучения подростков управлению своим эмоциональным состоянием. — М.: МГПУ, 2010. — 122 c.
- Ломов Б. Ф. Психология личности. — М.: Издательство «Смысл», 2017. — 480 с.
- Романова А. А. Педагогические условия организации процесса обучения подростков управлению своим эмоциональным состоянием. — СПб.: Издательство «Наука», 2015. — 176 с.
- Савельева Т. Н. Эмоциональное воспитание подростков. — М.: Просвещение, 2014. — 176 с.
- Фролова Е. В. Психология обучения: учебник для студентов педагогических вузов. — М.: Академия, 2015. — 368 с.
- Шилова Л. М. Психологические особенности подросткового возраста и их влияние на процесс обучения. — М.: МГУП, 2012. — 128 с.
- Шипилова Е. А. Педагогические технологии в работе с подростками. — М.: Просвещение, 2016. — 192 с.3.
- Леонтьев Д. А. Психология эмоций. Москва: Издательский центр «Академия», 2004. 336 с. (серия «Молодежная научная библиотека»).