Современная война и современные вооруженные конфликты, особенно с применением авиации, практически невозможны без применения авиационных ракет различного класса и назначения. Первые попытки создания ракет или реактивных снарядов для авиации уходят в период Первой мировой войны 1914–1918 гг. В данной статье мы рассмотрим причины их появления, способы применения, этапы развития и некоторые характеристики в тот период.
В войнах и вооруженных конфликтах конца XIX — начала XX вв. стали применяться и развиваться новые методы разведки, и одним из которых была разведка с воздуха, с высоты птичьего полёта. Для этих целей использовались воздушные шары, а в последствие, как вариант их развития, наблюдательные аэростаты. Они использовались практически повсеместно: в европейских конфликтах, в новом свете, в частности в войне севера и юга в США, и, конечно же, в войнах Российской Империи.
Первая мировая война в этом отношении не стала исключением, а в условиях начавшейся позиционной войны воздушные наблюдатели становились просто незаменимы в разведке местности, и широко применялись противоборствующими сторонами. Вооружившись мощными оптическими приборами и поднимаясь на аэростате на большую высоту, наблюдатели вели разведку большой площади, наблюдая за всеми передвижениями на позициях противника. Они, заметив скопления силы средств, переброску резервов или перегруппировку войск противника, докладывали об этом соответствующим командирам. Связь осуществлялась посредством проводной телефонной связи, кабель которой опускался вниз от аэростата вместе с тросом, на котором он крепился, и далее уходил в командный пункт, где уже принималось дальнейшее решение по данным разведки. Чаще всего это было нанесение артиллерийского удара.
Рис. 1. Германский аэростат и наблюдатель с длиннофокусным фотоаппаратом
Благодаря большой эффективности такого вида разведки, у противоборствующих сторон встал резкий вопрос по борьбе с наблюдательными аэростатами. С учетом того, что аэростаты поднимались в тылу расположения своих войск, и были почти недостижимы для огня ПВО того времени, эту важную задачу возложили на зародившуюся и быстроразвивающуюся авиацию.
Изначально для поражения аэростатов пытались использовать примитивные средства поражения — специальные стрелы, которые помещались в ящик или мешок. Они представляли собой обычные стрелы, только выполненные из метала — металлические пруты с заострёнными и утяжелёнными наконечниками.
Применялись они так. При пролете самолёта над вражеским аэростатом наблюдения, сверху на него вываливался весь ящик или мешок этих стрел. Стрелы пробивали оболочку аэростата, наполненную газом, и шар постепенно опускался на землю. Но такие атаки оказывались малоэффективны по двум основным причинам. Во-первых, большая трудность прицеливания по объекту, что гарантировало частые промахи. Во-вторых, оболочка получала незначительный урон, впоследствии быстро устранявшийся, и воздушный наблюдательный пункт возвращался на прежнее место. В процессе боевых действий изобретатель Рениен предложил оснащать стрелы зажигательными или подрывными зарядами, но вопрос с рассеиванием и точностью решён не был. Как следствие, эта мера была тоже мало эффективна. Появление на самолётах пулёметов тоже ничего принципиально не изменило [1, с. 46].
Вариант усовершенствования в 1916 г. придумал лейтенант французского флота Ив Пьер Гастон Ле-Приерон (Ле-Приер). Он предложил использовать для уничтожения вражеских аэростатов ракеты. Так как в дирижаблях и аэростатах времен Первой мировой войны для подъёма и удержания их в воздухе использовался водород, то его воспламенение должно было привести к разрушению оболочки шара, и тем самым привести к уничтожению воздухоплавательного аппарата.
Ракета разработки французского лейтенанта представляла собой пороховую шашку-двигатель, которая укладывалась в короткую трубку, выполненную из картона, длиною около одного метра. Наконечник должен был быть выполнен из метала и обязательно быть заострённым для прорезания оболочки воздушного шара или дирижабля. Детонация и воспламенение водорода, скорее всего происходили двумя способами. При первом варианте водород воспламенялся благодаря реактивной струе, после того как ракета заходила внутрь полости оболочки. Скорее всего это и был основной способ детонации, но также был и другой вариант. По другим данным, детонация происходила благодаря боевой части, в которой находился зажигательный или осколочный заряд, срабатывание которого происходило после сгорания пороховой шашки. Возможно, боевая часть появилась через некоторое время, так как дальность полёта первых авиационных ракет была небольшая и скорее всего сгорание пороховой шашки происходило до того момента, как реактивная струя добиралась до водорода [1, с. 47].
Рис. 2. Ракеты Ле-Приера
Для запуска ракеты оснащались длинной деревянной рейкой, которая вставлялась в пусковое устройство соответствующий длины. Пусковое устройство представляло собой длинную металлическую трубку диаметром 25 мм. Направляющие для пуска ракет крепились между плоскостей верхних и нижних крыльев самолётов-бипланов под углом вверх, так как пуск ракет осуществлялся не параллельно плоскости крыльев, а под углом вверх относительно этих плоскостей. Это делалось потому, что ракеты не плотно размещались в пусковой трубе и при горизонтальной установке во время наклонов самолёта вниз во время полёта могли вывалиться. Для защиты корпуса самолётов, плоскостей крыльев и стоек от реактивной струи, в местах пусковых установок крепили накладки из металлических листов. Ракеты крепились на истребителях по шесть-восемь штук, но иногда это число доходило до десяти, симметрично на левую и правую сторону. Прицеливание ракет по цели осуществлялось благодаря простейшим прицелам или просто по направлению в аэростат противника (на глаз). Пуск осуществлялся благодаря электрозапалу. Выпускались ракеты по одной или попарно [1, с. 47].
Пуск осуществлялся при подъёме самолёта снизу вверх при небольшом угле или во время полёта параллельно земле. То есть, при атаке аэростат находился выше летательного аппарата. Это было опасно для истребителя-ракетоносца, так как он входил в зону поражения зенитных пушек и пулемётов, прикрывающих аэростаты. Реже истребители-ракетоносцы атаковали аэростат с пологого снижения.
Рис. 3. Атака германского аэростата французским истребителем Ньюпор с применением ракет Ле-Приера
При использовании ракет был высокий риск повреждения и уничтожения самолёта-носителя. Это происходило из-за угла направления атаки и малой дальности полёта ракеты, около 450 м. При этом двигатель ракет выгорал за 100–120 м полёта, а оставшиеся расстояние снаряд пролетал по инерции. Именно это расстояние, пока двигатель не выгорел, было эффективной дистанцией применения ракет. Но на таком расстоянии была высокая вероятность столкновение атакующего летательного аппарата с целью, а также была возможность поражение взрывной волной и обломками уничтоженного объекта, так как самолёты того периода для улучшения лётных характеристик и более надёжной сохранности корпуса от воздействия внешней среды обрабатывались нитролаком, и как следствие, легко воспламенялись [1, с. 47].
Первыми самолётами-ракетоносцами считаются французские истребители Ньюпор-16, на которые в 1916 г. и устанавливались данные ракеты. Первое боевое применение истребителей-ракетоносцев произошло 22 мая 1916 г. Группой самолётов было уничтожено пять из шести атакованных вражеских аэростатов, не понеся потерь. Произошло это под Верденом.
На тот момент это был небывалый и ошеломительный успех по борьбе с воздушными пунктами разведки и корректировки. Через короткий промежуток времени ракеты Ле-Приера появились практически во всех подразделениях истребительной авиации Франции, а через пару месяцев и на вооружении авиации стран Антанты: британской и российской. В последствии и немецкая авиация, захватив трофейные ракеты, скопировала их и для своих вооружённых сил.
В российской и французской армиях ракеты устанавливали на различные модели Ньюпоров, а также на истребитель Спад-7, значительно реже на тяжелые дальние разведчики Фарман-40. У англичан ракеты устанавливались на самолёты Сопвич-Пап, Де-Хевиленд DH.2 и RAF BE.12. Немецкая армия, заполучив трофейные ракеты и выпустив свой вариант, оснащала ими истребители Альбатрос и Хельберштадт [1, с. 47; 8, с. 3, 10].
В период боев с 1916 по 1917 гг. ракеты хорошо проявили себя, выполняя возложенную на них задачу. Благодаря им были сожжены до сотни аэростатов наблюдения с обеих противоборствующих сторон. Несмотря на это, точность данных снарядов была не высока, имелся большой разброс, который на ста метрах дистанции между истребителем-ракетоносцем и целью мог составлять до нескольких метров. Но даже с учетом этого ракеты были наиопаснейшей угрозой для аэростатов. Точность не была помехой для многих пилотов и с помощью ракет Ле-Приера иногда даже сбивали аэропланы, а также появились первые ракетные асы. Например, англичанин Альберт Бол или бельгиец Вилли Коппенс [1, с. 48].
Рис. 4. Французский истребитель Ньюпор-11 атакует ракетами Ле-Приера
В российском Военном воздушном флоте ракеты в небольших количествах поступили на вооружение и применялись на фронте лишь в 1917 г., когда французы почти перестали их использовать сами и передали некоторое количество в Россию. По имеющимся сведениям, первые самолёты-ракетоносцы поступили в Россию зимой 1916/17 годов [2, с. 19].
Всё имеемое ракетное вооружение в России было направлено в авиационный отряд (ао) Гренадерского корпуса, входивший в состав Западного фронта и базировавшийся в Белоруссии. Там ракеты устанавливались на истребители Ньюпор-21 как французского, так и российского, производства. К лету 1917 г. в отряде освоили новое вооружение и начали его использовать в боевых вылетах. Всего лётчики Гренадерского авиаотряда сожгли три аэростата противника.
Рис. 5. Истребители Ньюпор-21 Гренадерского авиаотряда с установками для ракет Ле-Приера
Первым открыл счёт успешных ракетных атак лётчик прапорщик А. В. Квасников. 1 июня 1917 г. он у дер. Понари на высоте 900 метров обнаружил наблюдательный аэростат противника и атаковал его ракетами Ле-Приера . Всего было выпущено 6 ракет, из них 3 попали в цель. Аэростат сгорел, а наблюдатель выбросился с парашютом [3, л. 47; 4, л. 62; 5, л. 100; 6, с. 6; 7, с. 71–72].
Вторую «ракетную» победу лётчики Гренадерского корпусного ао одержали в конце лета. 26 августа прапорщик В. М. Каминский сжёг аэростат противника под Барановичами. Он выпустил по нему 4 ракеты Ле-Приера. Две из них попали в центр аэростата, тот загорелся и упал [5, л. 200].
Сам лётчик так описывал свою атаку: «В течение двух дней, предшествовавших вылету, я следил в бинокль за поднимавшимся в местечке Нов. Барановичи аэростатом. Выяснил, что он поднимается около 12 часов и опускается около 3 часов, а затем через 30–40 минут снова поднимается. В день, мною выбранный для атаки, я подготовил самолёт «Ньюпор», вооружённый 6 ракетами Лe-Приера, по три на каждую стойку. Проверил действие ракет на земле по мишени. Необходимо было, чтобы они с двух сторон шли бы под таким углом, чтобы на расстоянии 100 метров сходились на мишени. По инструкции полагалось ставить по 4 ракеты на стойку, но, боясь что это будет слишком большой перегрузкой для самолёта, я снял с каждой стойки по одной нижней трубе для ракеты и оставил 6… Поставлен был двойной контакт для включения сперва на 4 ракеты — по 2 с каждой стороны, а затем на случай промаха, на оставшиеся две…
Приблизившись на дистанцию 50–60 метров сверху и наведя свой прицел на отличительный знак в виде мальтийского черного креста на белом фоне в кругу, я левой рукой включил контакт и 4 ракеты с шипением и дымом пошли вперед. Моментально же в двух местах в центре аэростата, чуть выше мальтийского креста, показался огонь. Резко взяв ручку на себя, я прошёл уже над горевшим аэростатом метров на 14–15 прямо по направлению на свои позиции» [9].
18 сентября 1917 г. прапорщик В. М. Каминский из Гренадерского ао сжёг ещё один аэростат противника. В тот день он снова обнаружил вражеского воздушного наблюдателя в районе местечка Новые Барановичи на высоте 800 м. и сжёг его ракетами Ле-Приера. Во время атаки Каминский так сильно сблизился с аэростатом противника, что даже чиркнул по его оболочке колёсами своего истребителя [5, л. 215].
Рис. 6. Лётчик Гренадерского авиаотряда прапорщик В. М. Каминский
у своего истребителя Ньюпор-21, вооружённого ракетами Ле-Приера,
на котором он сжёг 2 аэростата противника
Будучи хорошим новым оружием, ракеты тем не менее ухудшали лётные характеристики самолётов-носителей. Резко падали скорость и маневренность истребителей-ракетоносцев, относительно этих же моделей самолётов, но без ракетного вооружения. Из-за этого истребители-ракетоносцы не могли вести маневренный и скоростной воздушный бой с аналогичными самолётами противника на равных. По причине этого, при встрече с вражескими истребителями ракетоносцы отстреливали ракеты в сторону для конкурентоспособности в бою. По этой же причине в 1942 г. реактивные снаряды были сняты с вооружения советских истребителей.
Воздушные разведывательно-наблюдательные пункты требовали защиты от истребителей, вооруженных ракетами, и впоследствии для аэростатов нашли варианты обороны. При подлёте истребителей-ракетоносцев противника аэростат лебёдкой опускался вниз. В таком положении по нему нанести удар ракетами было невозможно, так как с пикированием самолёта ракеты вываливались из направляющих. Стрельба ракетами была возможна только на подъёме самолёта или в горизонтальном положении. Также для защиты аэростатов экипажи поднимали с собой в корзине ручные пулемёты, которыми можно было отпугивать и отгонять истребители-ракетоносцы противника, а при удачном стечении обстоятельств и сбить вражеский самолёт. То есть воздушные наблюдатели теперь могли не только вести разведку, но и наносить ущерб противнику, применяя своё вооружение.
В итоге всё это повлияло на то, что к концу 1917 г. ракеты потеряли свою эффективность и почти перестали применятся. Технология ракет была оставлена без внимания до 1930-х годов, когда советские инженеры решили использовать реактивные снаряды в авиации, тем самым дав новый толчок развитию ракет до современных ракетных систем [1, с. 48].
Интересным фактом применения ракет в период Первой мировой войны является то, что авиации не удалось с их помощью сбить ни одного дирижабля. Основной причиной этого было то, что к моменту начала применения ракет на фронте, дирижабли перешли к боевым действиям ночью.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что становление ракетного вооружения авиации, как средства воздушного боя, началось в период Первой мировой войны. В определённый отрезок времени ракеты демонстрировали высокие показатели боевой эффективности и позволили авиации успешно бороться с аэростатами наблюдения противника.
Литература:
- Кондратьев В. Полотняные ракетоносцы. Применение боевых авиационных ракет в Первой мировой войне // Авиамастер. 2006. № 5. С. 46–48.
- Хайрулин М., Степанов Б. Краски русской авиации. 1909–1922 гг.: Книга 2. М.: Фонд «Русские витязи», 2014. 184 с.
- Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 2008. Оп. 1. Д. 172.
- РГВИА. Ф. 2008. Оп. 1. Д. 194.
- РГВИА. Ф. 2094. Оп. 1. Д. 8.
- Шиуков А. Авиация 10-й армии в летней операции 1917 г. // Вестник Воздушного флота. 1928. № 10. с. 5–9.
- Куликов В. П. Русская авиация в Первой мировой войне. М.: Русское авиац. о-во (РУСАВИА), 2014. 320 с.
- Инструкция для употребления ракет-мин «Ле-Приер». Пг.: ГВТУ, 1916. 23 с.
- Противоаэростатные ракеты «Le Priеur» // Интернет-русурс «Авиа.ру»: URL: http://авиару.рф/aviamuseum/dvigateli-i-vooruzhenie/aviatsionnoe-vooruzhenie/rossijskaya-imperiya/protivoaerostatnye-rakety-le-prieur/ (дата доступа: 15.08.2022).