В данной статье рассказывается о том, как информационные технологии влияют на процессы логистики, в чем состоит эффективность объединения логистики и современных технологий, какие задачи решаются и к каким результатам это должно привести.
Ключевые слова: логистика, информационные технологии, информационная система, логистическая информационная система, информационный поток.
This article describes how information technologies affect logistics processes, what is the effectiveness of combining logistics and modern technologies, what tasks are being solved and what results it should lead to.
Keywords: logistics, information technology, information system, logistics information system, information flow.
На сегодняшний день логистика и информационные технологии тесно связаны, особенно, если речь заходит об оптимизации процессов на предприятии. Качественная логистика является одним из ключевых факторов в успешном развитии компании, а представить её без передовых информационных технологий практически невозможно.
Логистика — это наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движении материальных и информационных потоков от их первичного источника до конечного потребителя. Применение логистики означает выбрать наиболее эффективный, по сравнению с существующим, вариант обеспечения перевозки товара, нужного количества и соответствующего качества с минимальными затратами и издержками. В связи с этим последние годы существует тенденция, по которой крупные предприятия и компании, связанные с транспортировкой грузов, вкладывают огромные средства в оптимизацию процессов логистики, или логистизацию.[1] При этом стоит помнить, что логистика способствует повышению эффективности работы компании при соблюдении требований:
- Поддержание связи логистики с корпоративной стратегией;
- Совершенствование организации движения материальных потоков[2];
- Поступление необходимой информации и современная технология обработки;
- Эффективное управление трудовыми ресурсами;
- Налаживание тесно взаимосвязи с другими фирмами в области выработки стратегии;
- Учет прибыли от логистики в системе финансовых показателей;
- Определение оптимальных уровней логистического обслуживания;
- Тщательная разработка логистических операций.
Соответственно, логистика обеспечивает формирование процесса товародвижения, его эффективное функционирование путем установления необходимых связей между стадиями и участниками логистического процесса. Успех самого логистического процесса зависит от таких факторов как: скорость доставки, уровень сервиса, отлаженность внутренних процессов. Именно поэтому в процессах построения логистических моделей[3] it (информационные технологии) играют важную роль, связанную с повышением качества указанных факторов и определяют основные направления развития сервисных услуг.
Под информационными технологиями в логистике понимается комплекс программно-технических систем и методов производства, передачи, обработки и потребления информации. Они позволяют:
– прорабатывать альтернативные схемы планирования;
– повысить скорость работ;
– снизить потери и издержки;
– оптимизировать и автоматизировать логистические процессы (отслеживание товародвижения и производственных показателей);
– оперативно обрабатывать информацию о внутренних рабочих процессах предприятия;
– применять «безбумажные» технологии, среди которых цифровой документооборот, электронные платежи, электронная подпись;
– обеспечивать груз системами маркировки.
При этом решаются такие задачи как:
– планирование перевозок;
– автоматический подбор транспортных средств;
– контроль загрузки транспорта;
– планирование маршрута;
– контроль выполнения заказа;
– обеспечение систематического получения точных и надёжных сведений;
– оценка эффективности выполнения перевозок.
К каким результатам интеграция логистики и информационных технологий должна приводить:
– больше своевременно доставленных товаров;
– минимизация затрат и издержек, то есть денежная экономия;
– сотрудники (диспетчеры, водители) должны будут действовать согласно системе и выстроенному плану (достоверной информацией) по доставке товаров, что повысит эффективность трудовой деятельности;
– расширение функций организационно-управленческого производства;
– обеспечение выживаемости в условиях современной конкурентной борьбы.
Из всего вышеперечисленного следует, что современная логистика не сможет развиваться и не будет приносить результаты без активного использования информационных технологий. Трудно представить формирование и организацию работы цепей поставок[4] без постоянного обмена информацией и невозможно обеспечить требуемое клиентом качество перевозки товара без применения современных технологий, поэтому в современных условиях специалисты выделяют несколько блоков логистики, и информационная играет ключевую роль, поскольку именно информационная логистика является инструментом интеграции отдельных звеньев цепи поставок в единую информационную систему. Информационная система — это организованная совокупность взаимосвязанных средств вычислительной техники, программного обеспечения, правил, сценариев взаимодействия. Рабочим звеном информационной системы может быть автоматизированное рабочее место персонала, информационное подразделение системы управления организацией или управленцы, объединённые общностью выполняемых функций. Также стоит отметить один важный термин логистики. Логистическая информационная система (ЛИС) — интерактивная структура, включающая персонал, оборудование и технологии, которые объединены информационным потоком[5]. Функциональные возможности, бизнес-процессы и основные пользователи ЛИС представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Функциональные возможности, бизнес-процессы и пользователи ЛИС
На современном этапе развития логистики информация является неотъемлемым производственным фактором, а информационные потоки обеспечивают согласованное взаимодействие всех элементов системы, так что отдельные цепи каждой подсистемы подчиняются общей цели. Использование информационных технологий позволило поднять эффективность управления материальными потоками на принципиально новый уровень. Информационными системами могут решаться разнообразные задачи, связанные с контролем материальных потоков, оперативным управлением на производстве и т. д. Функции информационной системы представлены на рисунке 2. Базы данных хранят внешние данные, которые сохраняют заявки, партии товаров, а также внутренние данные (производственные процессы). Благодаря функциям планирования можно управлять запасами, учитывая определённые факторы; прогнозировать спрос и продумать стратегию на производстве. Коммуникационная функция обслуживания покупателей позволяет отслеживать состояние заказа, узнавать о доступности запасов. С помощью координационной функции можно составлять график производства; планировать сбыт и потребности в сырье или товарах.
Функция контроля включает:
– контроль за уровнем обслуживания покупателей;
– эффективность работ сотрудников;
– эффективность работы перевозчика;
– эффективность системы в целом.
Рис. 2. Функции логистической информационной системы
При реализации функций логистики на предприятии составляют направления программы работ:
– определяются технические средства, которые будут использованы для выполнения программного задания;
– составляются основные требования и определяется необходимый объем финансовых и трудовых ресурсов;
– выбирается организационная форма осуществления программных заданий;
– составляется модель выполнения этапов и работ;
– разрабатывается система критериев оценки и мотиваций действий;
– организуется контроль за ходом работ.
Логистическая система эффективна только тогда, когда создаются условия для интеграции в текущие производственные и коммерческие процессы с формированием информационного базиса, соответствующего данному виду производства и прочим характеристикам. В настоящее время на транспорте вместо сопровождающих груз многочисленных документов по каналам связи с грузом передается вся необходимая информация, которая отображает о каждой отправляемой единице все характеристики и реквизиты. При такой системе на всех участках маршрута в любое время можно получить информацию и на её основе принимать управленческие решения. Логистическая система дает возможность грузоотправителю получать доступ к файлам, которые отражают состояние транспортных услуг и загрузку транспорта. При этом стоит отметить, что возможен автоматический документальный обмен между производителями товаров и крупными магазинами, включая обмен накладными, оптимизацию маршрута на всех участках, информационную связь между сотрудниками, что в конечном итоге упрощает транспортировку груза и приводит к улучшению логистических процессов.
В заключении хотелось бы сказать, что логистика является одним из самых важных бизнес-процессов. Таким образом, эффективно работающая логистика и все взаимосвязанные процессы — одна из ключевых составляющих успешности компаний, связанных с грузоперевозками. И именно информационные технологии не просто повышают качество логистики, а являются необходимой частью, расширяя возможности и потенциал компаний. Внедрение технологий и программ увеличивает рентабельность и стабильность компании, а работа над новыми технологиями и их улучшение выведет логистические процессы на новый уровень.
Литература:
- Основы логистики: учебное пособие / А. В. Кириллов. — Самара: Издательство Самарского университета, 2021. — 88 с;
- Информационные технологии в логистике / Губин С. В., Боярчук А. В. / — Курс лекций для высших технических учебных заведений. — Киев: «Миллениум», 2009. — 60 с;
- Шумаев, В. А. Основы логистики: учеб. пособие / В. А. Шумаев. — М.: Юридический институт МИИТ, 2016. — 314 с;
- Информационные системы и технологии в логистике и управлении цепями поставок: учебное пособие / В. А. Медведев, А. С. Присяжнюк, — СПб: Университет ИТМО, 2016. — 183 с;
[1] Логистизация — это процесс совершенствования управления за счет использования механизмов и инструментов логистики, направленных на оптимизацию процессов и способствующих повышению эффективности.
[2] Материальный поток — это физическое, регламентированное движение материально-технических ресурсов, осуществляемое в реальном масштабе времени.
[3] Логистическая модель — это упрощённое представление процесса перемещения материального-информационных потоков, с целью прогнозирования события, связанного с движением ресурсов.
[4] Логистическая цепь представляет собой упорядоченное множество взаимосвязанных экономических субъектов, осуществляющих логистические операции по обеспечению потребителя конкретной продукцией.
[5] Информационный поток — это поток сообщений, данных в документальной (бумажной и электронной) и другой форме, который сопровождает материальный и сервисный потоки, и является элементом логистической системы.