В статье автором рассмотрено определение правовой природы государственного (муниципального) контракта.
Ключевые слова: контракт, контрактная система, государственный (муниципальный) контракт, государственные закупи, государственный заказ, гражданско-правовой договор.
Контрактная система выступает в качестве определенного результата при осуществлении длительного поиска наиболее подходящей организационно-правовой формы, которая позволит эффективно обеспечивать государственные и муниципальные нужды.
В последние десятилетия наше общество регулярно подвергалось различным изменениям. В связи с чем необходимо отметить три реформы, которые предусматривали изменение определенного подхода к вопросу, связанному с правовым регулированием процесса обеспечения государственных и муниципальных нужд, а именно, такому процессу было характерно: «государственные закупки» — «государственный заказ» — «контрактная система».
В Федеральном законе от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» изложено о том, что государственный (муниципальный) контракт представляет собой гражданско-правовой договор, в содержание которого входит предмет, представленный в виде товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также предусматривает то, что государственный или муниципальный орган, бюджетное учреждение является субъектом, уполномоченным РФ на заключение такого вида договора.
Исследовав систему отношений, складывающихся в области закупок товаров, работ, услуг непосредственно для государственных и муниципальных нужд, необходимо акцентировать внимание на некоторых особенностях рассматриваемых правоотношений:
- Субъектом правоотношений является РФ или ее субъект;
- Удовлетворение государственных и муниципальных нужд характеризуется целенаправленностью деятельности;
- Федеральный бюджет выступает в качестве особого источника финансирования.
Процесс, связанный с заключением государственного (муниципального) контракта, выступает в качестве промежуточного этапа, а также по праву представляет важность, ведь именно здесь возникают правоотношения между заказчиком и теми лицами, которые целенаправленно вступают в такие отношения, поэтому определение правовой природы государственного (муниципального) контракта является важной частью моего исследования.
При этом правовое регулирование в данной сфере осуществляется посредством применения правовых норм различных отраслей права, что обуславливает появление определенных сложностей. В настоящее время существуют различные точки зрения, которые позволяют установить правовую природу государственного контракта.
Одни полагают, что отношения, возникающие в связи с обеспечением государственных и муниципальных нужд, носят публичный характер, вследствие чего государственный контракт представляется в качестве административного договора.
Данная точка зрения берет свои источники с советского периода и основывается на исследованиях школы хозяйственного права. В. В. Лаптева считал, что рассматриваемые отношения имеют предпринимательский характер «по вертикали», в которых государство осуществляет большое участие для последующего удовлетворения собственных потребностей. По его мнению, гражданско-правовое регулирование недостаточно качественно реализует правовое регулирование в данной области общественных отношений [1, с. 33].
Но многих ученых не вводит в сомнение, что нет законодательного закрепления определения понятия «административный договор». При этом исследователи говорят о том, что административный договор характеризуется тем, что в нем отсутствует равенство среди участников указанного правоотношения, а также отсутствует ответственность стороны, которая наделена властными полномочиями.
Другая точка зрения состоит в том, что государственный (муниципальный) контракт выступает в форме гражданско-правового договора, который включает в себя определенные публичные элементы.
При этом государственные закупки позволяют качественно обеспечить контроль за происходящим процессом в области закупок для последующей реализации качественного расходования бюджетных средств. Однако это невозможно в силу того, что в настоящее время отсутствует честная, здоровая конкуренция. Особенности также проявляются и в том, что Закон о контрактной системе в сфере государственных и муниципальных закупок, ФЗ «О защите конкуренции» реализует свое действие на установление особенностей, связанных с заключением, исполнением и последующей ответственностью за нарушение условий контракта. При этом указанное законодательство оказывает определенное воздействие на обеспечение добросовестной конкуренции и противодействия коррупции.
Те государственные (муниципальные) контракты, которые были заключены с нарушением требований, предъявляемых действующим законодательством, оказывают большое влияние на нарушение принципов здоровой конкуренции, а также приводят к незаконному ограничению участвующих в закупке лиц, что впоследствии приводит к нарушению законных интересов определенных лиц.
А. В. Демин высказывает мнение о том, что в рамках происходящего сочетания административных и гражданско-правовых норм первые характеризуются особым характером, который выражается в некоторых исключениях и отраслевых особенностях рассматриваемых правоотношений по отношению к общим положениям гражданского права, что впоследствии способствует образованию «общей нормативной базы» договорного права [2, с. 148].
Особое внимание необходимо уделить и названию такого договора. Ведь «государственный» представляет собой наличие определенного публичного элемента, а «контракт» является соглашением, заключенным между сторонами отношений, которое регулируется нормами частного права.
Вышеуказанной позицию также поддерживают современные исследователи.
В. В. Ванин активно высказывал слова критики в адрес рассмотрения государственного контракта как вида гражданско-правового договора. В свою очередь, он ссылался на то, что правовое позиционирование государственного контракта как вида гражданско-правового договора приводит к дисбалансу организационно-регулятивной и имущественной составляющих публичного контракта, поскольку, предназначенное для регламентации имущественно-стоимостных отношений гражданское право естественным образом фокусируется на этом элементе, выстраивая правовые отношения между государственным заказчиком и поставщиком в соответствии с моделью обязательства, направленной на перемещение товаров, выполнение работ и оказание услуг [3, с. 12].
Существует еще одна точка зрения, которая заключается в том, что государственный (муниципальный) контракт необходимо рассматривать с позиции гражданско-правового договора.
П. С. Тарабаев высказывает мнение о том, что специальная цель государственного контракта состоит в том, что он не может быть основанием, которое позволит признать наличие публичных элементов, образующих содержание данного договора. То есть, иными словами, можно сказать о том, что публично-правовая природа целей государственного контракта не может оказать влияние на правовую природу государственного контракта, который заключается между субъектами правоотношений [4].
А. А. Абрегова высказывает слова в адрес критики по поводу мнений, которые заключаются в определении государственного контракта как административный договор или как гражданско-правовой договор с публичными элементами. При этом автор обоснованно указывает на том, что деятели, придерживающиеся вышеуказанных мнений, смешивают такие понятия, как «государственный контракт» и «государственный заказ» [5].
Государственный заказ представляет собой наличие у государства потребностей в определенных товарах (работах, услугах), которые предоставляются за счет бюджетных и внебюджетных средств. Иными словами, указанный перечень товаров (работ, услуг), которые поставляются (выполняются, оказываются) непосредственно для удовлетворения государственных нужд или нужд субъекта РФ.
Таким образом, государственный контракт и государственный заказ являются смежными понятиями, но не идентичными. В связи с этим, если рассматривать государственный (муниципальный) заказ как этап, предшествующий заключению государственного (муниципального) контракта, то все признаки, приписываемые учеными государственному контракту, относятся к категории государственного заказа.
Административные процедуры, связанные с размещением в единой информационной системе государственных и муниципальных нужд, непосредственно связаны с понятием государственного заказа. А заключение государственного контракта — это следствие административных процедур. Соответственно, заключение и определение содержания государственного контракта осуществляется исключительно на основе норм гражданского права.
При разграничении понятий государственного заказа и государственного контракта не возникает проблемы квалификации государственного (муниципального) контракта как гражданско-правового договора.
Проанализировав систему отношений, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд, можно сделать вывод о том, что в научной дискуссии о правовой природе государственного (муниципального) контракта наиболее разумной представляется точка зрения о том, что контракт является гражданско-правовым договором, что также подтверждается законодателем.
Литература:
- Лаптев. В. В. Предпринимательское (хозяйственное) право// Научная электронная библиотека Library [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://laptev.ru/library/predprinimatelskoe-(xozyajstvennoe)-pravo.html (дата обращения 10.10.2022).
- Демин А. В. Государственные контракты (публично-правовой аспект) // Научная электронная библиотека eLibrary [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20733038 (дата обращения 10.10.2022).
- Ванин В В. Государственный контракт как правовая форма отношений по удовлетворению публичных нужд // Научная электронная библиотека КиберЛенинка [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennyy-kontrakt-kak-pravovaya-forma-otnosheniy-po-udovletvoreniyu-publichnyh-nuzhd (дата обращения: 10.10.2022).
- Тарабаев, П. С. Гражданско-правовое регулирование поставки товаров для федеральных государственных нужд: Автореф. Дис. …канд. юрид. наук. — Екатеринбург, 2005–15 с.
- Абрегова А. А. Проблема определения правовой природы государственного контраста // Научная электронная библиотека eLibrary [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_21275008_17786233.pdf (дата обращения 10.10.2022).