В статье проведен комплексный анализ показателей, характеризующих пожарную опасность общеобразовательных школ на примере объекта защиты — МАОУ «Инженерный лицей» г. Альметьевска Республики Татарстан.
Ключевые слова: общеобразовательные учреждения, пожарная опасность, горючая среда, источник зажигания, окислитель, класс функциональной пожарной опасности.
На сегодняшний день отмечается высокий показатель частоты возникновения пожаров на территориях общеобразовательных учреждений Российской Федерации [2], а также подтверждены факты гибели граждан, при пожарах на объектах данного класса функциональной пожарной опасности. Вышесказанное отражает актуальность исследуемой в статье проблематики.
В соответствии с п. п. 4 ст. 32 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» [1] объект защиты — муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Инженерный лицей» г. Альметьевска Республики Татарстан относится к классу функциональной пожарной опасности Ф4.1.
Пожарная опасность всех объектов зашиты характеризуется следующими параметрами: горючей средой, источниками зажигания и окислителями [3–4].
Приступим к подробному анализу особенностей пожарной опасности образовательной организации МАОУ «Инженерный Лицей».
Горючая среда на исследуемом объекте характеризуется следующими позициями:
– плакаты, бумажная корреспонденция, учебное-методические материалы т. д.;
– ЛВЖ и ГЖ, применяемые для проведения обучающимися различных экспериментальных лабораторных работ;
– электрооборудование, используемое для целей обучения (интерактивные доски, компьютеры, проекторы, звуковая и световая аппаратура);
– электропроводящие коммуникации;
– вентиляционная система;
– мебель и предметы интерьера;
– отделочные материалы;
– производственный мусор в кабинетах технологии (древесные опилки, стружка, промасленная ветошь, куски тканей).
Окислителем, выступает кислород, содержащийся в воздухе, но и не исключено появление иных окислителей, при проведении учащимися опытов. Сильными окислителями являются перекись водорода, азотная и серная кислоты, фтор, бром, хлор и их газообразные соединения, хромовый ангидрид, перманганат калия, хлораты и другие соединения.
Ознакомимся с возможными источниками зажигания:
– открытый огонь (огонь от газовой горелки);
– тепловой поток от водонагревательных и нагревательных приборов;
– самовозгорание веществ, при проведении учащимися лабораторных работ;
– искры, возникающие при сварочных работах;
– нарушение в работе электроприборов и электропроводящих коммуникаций.
Возможные пути распространения пожара в здании МАОУ «Инженерный Лицей»:
– по вентиляционным каналам;
– по сгораемым веществам и материалам;
– по оконным и дверным проемам;
– с этажа на этаж через проемы перекрытий в местах прохода различных коммуникаций: водопровода, канализации, электрокабелей.
Итак, в рамках статьи произведен анализ пожарной опасности общеобразовательного учреждения МАОУ «Инженерный лицей», по результатам которого было выяснено, что пожарная опасность объектов защиты данного типа характеризуется следующим:
– массовое пребывание людей разных возрастных категорий (преимущественно дети и подростки);
– наличием ЛВЖ и ГЖ, применяемых при проведении лабораторных и экспериментальных работ обучающимися;
– большие объемы пожарной нагрузки, которую составляют: мебель, электротехника и оборудование, отделочные материалы, бумажная корреспонденция и др.;
– дислокация в пределах одного здания помещений различных классов функциональной пожарной опасности, например, объекты общественного питания — Ф 3.2; физкультурно-оздоровительные объекты — Ф 3.6).
Таким образом, существует необходимость в повышении уровня пожарной безопасности общеобразовательного учреждения МАОУ «Инженерный лицей» посредством совершенствования функционирующей на объекте системы обеспечения пожарной безопасности и ее элементов.
Литература:
1. Федеральный закон от 22.07.08 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». С изменениями и дополнениями.
2. Приказ МЧС России от 14.11.2022 г. № 1140 «Об утверждении методики определения расчетных величин.
3. Ловкис Е. С., Плаксицкий А. Б., Мещеряков А. В. К вопросу об обеспечении пожарной безопасности образовательных учреждений // Журнал Пожарная безопасность: проблемы и перспективы. Том 1, № 9. — 2018. — 521–524 с.
4. Кокольцева О. В., Каган А. Л. Особенности обеспечения пожарной безопасности в образовательных организациях // Журнал Базис, № 1 (9). — 2021. — 49–52 с.