В работе рассмотрены некоторые особенности правового регулирования оперативно-розыскной деятельности в сети Интернет в условиях противодействия экстремизму. Автором работы проведен анализ названного регулирования на конституционном, международном, законодательном и подзаконном уровнях. Особое внимание уделяется анализу федерального законодательства, регламентирующего осуществляющие оперативно-розыскной деятельности. В заключении автором отмечается, что в настоящее время отсутствует четкая правовая регламентация изученной сферы. Вместе с тем, стоит заметить, что законодателем предприняты попытки модернизации регулирования оперативно-розыскной деятельности в сети Интернет. По мнению автора для оптимизации правового регулирования оперативно-розыскной деятельности в сети Интернет в сфере противодействия преступлениям экстремисткой направленности следует предусмотреть возможность осуществления деятельности в сети Интернет. Подобное возможно закрепить путем дополнения ст. 6 Федерального закона от 12.08.1995 N 144–ФЗ «Об оперативно–розыскной деятельности» указанием на использование не только информационных систем, но и ИТКС для решения задач ОРД.
Ключевые слова: правовое регулирование, оперативно-розыскная деятельность, Интернет, противодействие экстремизму, экстремизм в сети Интернет.
The paper considers some features of the legal regulation of operational-investigative activities on the Internet in the context of countering extremism. The author of the work analyzes the named regulation at the constitutional, international, legislative and sub-legislative levels. Particular attention is paid to the analysis of federal legislation regulating those carrying out operational-search activities. In conclusion, the author notes that at present there is no clear legal regulation of the studied area. At the same time, it is worth noting that the legislator has made attempts to modernize the regulation of operational-search activities on the Internet. According to the author, in order to optimize the legal regulation of operational-search activities on the Internet to counter extremist crimes, it is necessary to provide for the possibility of carrying out activities on the Internet. This can be secured by adding Art. 6 of the Federal Law of August 12, 1995 N 144-FZ «On operational-search activity» indicating the use of not only information systems, but also ITCS for solving the tasks of the operational-search activity.
Keywords: legal regulation, investigative activities, the Internet, countering extremism, extremism on the Internet.
Развитие информационных технологий оказывают существенное влияние как на государство, так и на общество в целом. Подобное порождает как позитивные, так и негативные обстоятельства. К последним относится появление новых разновидностей общественно опасных деяний, которые совершаются, в том числе в сети Интернет. Следует заметить, что наиболее общественно опасными из них являются преступные деяния экстремистской направленности. Анализируя уголовное законодательства можно заметить, что законодатель все чаще стал криминализировать деяния подобной направленности, которые совершаются с использованием информационно-телекоммуникационных сетей (например, ч. 2 ст. 280.1, п. «в» ч. 2 ст. 280.4. УК РФ и т. д.). Появления новых статьей в уголовном законодательстве требует развития новых криминалистических учений, связанных с противодействием и расследованием преступлений экстремистской направленности, совершаемых с использованием глобальной телекоммуникационной сети Интернет.
Одним из наиболее активных мер по борьбе с вышеуказанными преступными деяниями является оперативно-розыскная деятельность. С учетом особенности названной деятельности проблематика ее законодательного регулирования в части борьбы с преступлениями экстремисткой направленности в сети Интернет является одним из наиболее важных предметов для пристального научного исследования [3].
Следует заметить, что правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности в Интернете направлено на борьбу с экстремизмом и другими противоправными действиями в сети. Такие действия могут быть связаны с распространением идеологии насилия, национальной, расовой или религиозной ненависти, а также с призывами к террористической деятельности. Оперативно-розыскные мероприятия в Интернете могут проводиться только при наличии подозрений в совершении противоправных действий. Для этого используются специальные программные и аппаратные средства, такие как системы мониторинга интернет-трафика, программы для отслеживания переписки в мессенджерах и социальных сетях и другие. Противодействие экстремизму в интернете включает в себя не только оперативно-розыскную деятельность, но и проведение профилактических мероприятий, направленных на информирование пользователей о возможных негативных последствиях совершения противоправных действий в сети.
В целом, правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности и противодействие экстремизму в Интернете является важным направлением борьбы с противоправными действиями в онлайн-среде и направлено на обеспечение безопасности и защиты прав и свобод граждан.
Все вышеуказанное обуславливает важную роль в установлении правового регулирования изучаемой деятельности в сети Интернет в условиях противодействия экстремизму.
Первоначально следует заметить, что в широком смысле правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности представляет собой специфическую деятельность субъектов, наделённых полномочиями, устанавливать правые нормы общего и специального регулятивного характера, связанных с вопросами обеспечения деятельности органов оперативного реагирования. С законодательной позиции подобное регулирование осуществляется исключительно на основании ст. 4 ФЗ «Об оперативно–розыскной деятельности» [1]. Таким образом, в правовую основу использования сети Интернет при проведении оперативно–розыскных мероприятий следует включать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральное законодательство, касающиеся регулирования различных сфер ОРД, а также подзаконные нормативные акты, издаваемые органами, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность.
В свое время А. Ю. Шумилов, изучая правовое регулирование ОРД, выделял в нем 4 уровня: конституционный, международный, законодательный и подзаконный [4].
Затрагивая первый уровень правового регулирования ОРД в сети Интернет одним из самых актуальных и нерешенных вопрос является соотношение осуществлениях негласных мероприятий по сбору личных и конфиденциальных данных с нормами Конституции РФ. Стоит обратить внимание, что для раскрытия большинства преступных деяний экстремисткой направленности в сети Интернет от органов ОРД требуется осуществления негласных мероприятий по сбору персональных данных. Отметим, что согласие лица на сбор, хранение и обработку информации о нем не требуется при проведении ОРМ, дознания и следствия в соответствии с положениями ФЗ «Об оперативно–розыскной деятельности» и УПК РФ.
Вторая группа нормативно-правовых актов, составляющих основу ОРД, — нормы международно-правового характера. Обращает на себя внимание и тот факт, что в ряде стран сбор информации, размещенной в открытых источниках, может классифицироваться как посягательство на неприкосновенность частной жизни [3]. На наш взгляд, все необходимые компоненты отечественного правового регулирования оперативно-розыскной деятельности в сети Интернет в условиях противодействия экстремизму в части соблюдения норм международного права учтены в полном объеме и не требуют более детального соотношения.
Третий уровень правового регулирования ОРД включает в себя нормы, отраженные в соответствующих ординарных законах, определяющих направления и формы борьбы с преступностью экстремистской направленности как специальной сферы государственной деятельности. В данной группе следует указать федеральные законы «Об оперативно–розыскной деятельности», «О связи», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», «О противодействии экстремистской деятельности» и т. д.
Имеет место отметить, что основной закон, регламентирующий ОРД, не содержит упоминаний об Интернете либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей. Однако исходя из расширительного толкования его положений можно прийти к выводу о возможности осуществления ОРД в сети Интернет и ее соответствия действующему законодательству. Подобное умозаключение приводит к необходимости изменения изучаемого закона в части дополнения ст. 6 Закона указанием на возможность использования не только информационных систем, но и ИТКС для решения задач ОРД.
Статья 4 Закона формулирует правовую основу проведения ОРМ, включая в нее нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения ОРД, издаваемые органами, осуществляющими ОРД в пределах своих полномочий в соответствии с законодательством РФ. Подобные включает в себя четвёртый уровень правовой регламентации.
В ст. 6 законодатель подчеркивает, что в ходе проведения ОРМ используются в том числе информационные системы, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде. Мероприятия, ограничивающие конституционные права граждан, должны проводиться только на основании судебного решения.
Рассматривая сеть Интернет как среду совершения преступлений, в том числе экстремистской направленности, и как современный способ распространения информации, большинство ОРМ, перечисленных в ст. 6 возможно проводить в ее условиях. Считаем, что в цифровой среде при сборе информации в целях раскрытия преступлений экстремистской направленности целесообразно проводить следующие ОРМ:
– оперативный опрос с использованием социальных сетей, чатов, форумов и мессенджеров;
– наведение справок, имеющее черты оперативно–розыскного мониторинга сети Интернет, а также сбор информации с помощью иных программных продуктов и сервисов сети Интернет;
– отождествление личности, при котором используется специализированное, зачастую общедоступное программное обеспечение для преодоления потенциального криминального противодействия правоохранительным органам.
Данный список не является исчерпывающим, однако приведенные примеры свидетельствуют о необходимости их более детального законодательного урегулирования в отношении используемых методов, технических средств, порядка проведения и способа фиксации полученных результатов.
Стоит обратить внимание, что изучаемый закон был дополнен упоминанием о новом виде ОРМ — «Получение компьютерной информации» [2]. Вместе с тем законодатель оставил без ответа, что составляют подобные сведения, а также что понимается под указанной информацией. Отсюда возникает вопрос, является ли получение сведений из сети Интернет разновидностью соответствующего ОРМ или выступает разновидностью иных ОРМ. Учитывая приведенные выше аргументы, считаем, что по своей сути указанное ОРМ может проводиться и в интернет–среде. В случае если добывание оперативной информации происходит в процессе проведения иных ОРМ, но используется интернет–среда, без применения специальных технических средств фиксации информации, таковое ОРМ, на наш взгляд, не является «получением компьютерной информации».
Рассмотрев некоторые вопросы правового регулирования оперативно-розыскной деятельности в сети Интернет в условиях противодействия экстремизму можно сделать вывод, что в настоящее время отсутствует четкая правовая регламентация названной сфере. Вместе с тем, стоит заметить, что законодателем предприняты попытки модернизации вышеуказанного регулирования. На наш взгляд, для оптимизации правового регулирования оперативно-розыскной деятельности в сети Интернет следует предусмотреть возможность осуществления оперативно–розыскной деятельности в сети Интернет.
Литература:
- Федеральный закон от 12.08.1995 N 144–ФЗ (ред. от 29.12.2022) «Об оперативно–розыскной деятельности» // СПС «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7519/.
- Федеральный закон от 06.07.2016 N 374-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_201078/.
- Кутузов А. В. Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности в сети интернет в условиях противодействия экстремизму // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2020. № 3. С. 5–15.
- Шумилов А. Ю. Проблемы законодательного регулирования в оперативно-розыскной деятельности: десять лет спустя (конституционные, административные, уголовные, уголовно-процессуальные и уголовно-сыскные аспекты): монография. М., 2008. С. 50.