В статье рассматривается проблема распределения полномочий между органами публичной власти в сфере благоустройства. На основании анализа нормативных правовых актов в сфере благоустройства установлено, что основными полномочиями в сфере благоустройства в системе органов публичной власти обладают органы местного самоуправления
Ключевые слова: компетенция органов власти, благоустройство территории, органы местного самоуправления, муниципальный контроль, правила благоустройства.
The article deals with the problem of distribution of powers between public authorities in the field of improvement. Based on the analysis of regulatory legal acts in the field of improvement, it has been established that local governments have the main powers in the field of improvement in the system of public authorities
Keywords: competence of authorities, landscaping, local governments, municipal control, landscaping rules.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории [1].
Так в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» принципами деятельности органов, входящих в единую систему публичной власти в субъекте Российской Федерации, являются:
— единство системы публичной власти;
— разграничение предметов ведения и полномочий между уровнями публичной власти;
— самостоятельное осуществление органами публичной власти своих полномочий [2].
В последнее время все больше внимания уделяется процессам создания современной и комфортной городской среды. На территории городов появляются новые общественные пространства, формируются дизайн-коды городов, направленные на создание идентичности, вносятся изменения в нормативные правовые акты, направленные на повышение уровня благоустройства, с целью создания комфортных условий для жителей городов и повышения инвестиционной привлекательности структуры городов.
Толчком в повышение уровня благоустройства послужила реализация на территории Российской Федерации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» в рамках национального проекта «Жилье и городская среда», а также внесение изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Реализация указанного проекта повышает ответственность органов местного самоуправления, на которые в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возложены вопросы организации благоустройства территории, поскольку значимая роль в проекте отдана населению.
На территории российской Федерации действуют государственные программы субъектов Российской Федерации и муниципальные программы формирования современной городской среды.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 № 169 утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации разъяснения по указанным Правилам дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации [3].
В соответствии с пунктами 1 и 5.2.62 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038 к полномочиям Министерства относится принятие методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований [4].
Градостроительным кодексом Российской Федерации закреплены следующие понятия: «благоустройство территории», «объект благоустройства», «элементы благоустройства» и предусмотрено проведение общественных обсуждений, публичных слушаний по проекту правил благоустройства территорий.
Под благоустройством территории понимается деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий. Комплексное развитие территорий и их благоустройств относится к градостроительной деятельности [5].
Согласно пункту 3.2 СП 82.13330.2016 «Свод правил. Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10–75", утвержденных Приказом Минстроя России от 16.12.2016 N 972/пр, благоустройство территории — это комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка [6].
Полномочия органов местного самоуправления указаны в Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В нем используется понятие «вопросы местного значения», под которыми указанным Федеральным законом понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Кроме того, вопросы ведения органов местного самоуправления прописаны и в других федеральных законах.
Так к вопросам местного значения относятся вопросы: утверждения правил благоустройства территории внутригородского района, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории внутригородского района, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, организация благоустройства территории внутригородского района в соответствии с указанными правилами [7].
Благоустройство территории городов и иных поселений является одним из видов градостроительной деятельности, а правила благоустройства городской территории составляют государственную информационную систему обеспечения градостроительной деятельностью, ведение которой согласно статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городских округов.
Правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы:
1) содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями;
2) внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений;
3) проектирования, размещения, содержания и восстановления элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ;
4) организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений;
5) организации озеленения территории муниципального образования, включая порядок создания, содержания, восстановления и охраны, расположенных в границах населенных пунктов газонов, цветников и иных территорий, занятых травянистыми растениями;
6) размещения информации на территории муниципального образования, в том числе установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок;
7) размещения и содержания детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм;
8) организации пешеходных коммуникаций, в том числе тротуаров, аллей, дорожек, тропинок;
9) обустройства территории муниципального образования в целях обеспечения беспрепятственного передвижения по указанной территории инвалидов и других маломобильных групп населения;
10) уборки территории муниципального образования, в том числе в зимний период;
11) организации стоков ливневых вод;
12) порядка проведения земляных работ;
13) участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий;
14) определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации;
15) праздничного оформления территории муниципального образования;
16) порядка участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования
В соответствии с частью 3 статьи 45.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Законом субъекта Российской Федерации могут быть предусмотрены иные вопросы, регулируемые правилами благоустройства территории муниципального образования, исходя из природно-климатических, географических, социально-экономических и иных особенностей отдельных муниципальных образований.
Как видно из вышеперечисленного Правила благоустройства территорий муниципальных образований затрагивают обширные вопросы, связанные с уборкой территорий, внешнего вида фасадов зданий, проектирования элементов благоустройства, порядка проведение зеленных работ и восстановления элементов благоустройства и др.
Органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации [7].
Муниципальный контроль осуществляется в рамках полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения [8].
Таким образом основными полномочиями в сфере благоустройства в системе органов публичной власти обладают органы местного самоуправления.
Литература:
- Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020. // Официальный интернет-портал правовой информации. Государственная система правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007040001. Опубликование № 0001202007040001729110 от 04 июля 2020 г
- Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации. Федеральный закон от 21.12.2021 № 414-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. № 52 (часть 1) Ст. 8973.
- Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды: Постановление Правительства РФ от 10.02.2017 N 169 (ред. от 16.12.2017) // Собрание законодательства РФ, 20.02.2017, N 8, ст. 1242.
- О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (вместе с «Положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации»). Постановление Правительства РФ от 18.11.2013 N 1038 (ред. от 09.02.2023) // Собрание законодательства РФ», 25.11.2013, N 47, ст. 6117.
- Градостроительный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 30.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 1 (часть 1) Ст. 16.
- СП 82.13330.2016 «Свод правил. Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10–75». Приказ Минстроя России от 16.12.2016 N 972/пр (ред. от 23.12.2019) // В данном виде документ опубликован не был. Первоначальный текст документа опубликован в издании М., 2016.
- Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 40 Ст. 3822.
- О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации. Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ (ред. 06.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. 03.08.2020. № 31 (часть 1) Ст. 5007.