Загрязнение окружающей среды твёрдыми бытовыми отходами (далее — ТБО) является достаточно важной проблемой XXI века. Актуальной данная проблема является и для России, поскольку в настоящее время, по данным статистики, ежегодно город с населением около 1 млн человек выбрасывает на прилегающие территории до 400 тысяч тонн ТБО [5, 581]. Это и стало одной из причин наступления мусорного кризиса в России, сложившегося в конце 2010-х годов и продолжающегося и по сей день. Рассмотрим подробнее его причины и последствия.
К твёрдым коммунальным отходам относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами для удовлетворения личных и бытовых нужд [8, 102].
Сжигание, переработка (частичная), а также захоронения являются основными методами утилизации твердых бытовых отходов. Захоронение ТБО является наиболее используемым методом ввиду своей простоты и доступности. В нашей стране, существуют полигоны (только легальных насчитывается более 14 тысяч), на которые и производится вывоз данных отходов из населенных пунктов с целью захоронения. Данные отходы носят негативное воздействие не только на непосредственно почву, в которую попадают токсичные, вредные вещества, способствующие ухудшению состояния земель, но и в целом экологии, так как множество из них попадают и в атмосферу, а значит жители соседних районов вынуждены вдыхать отравленный воздух.
В целях совершенствование экологической обстановке в стране увеличивается и административная ответственность за экологические правонарушения в сфере природоохранной деятельности. Таковым стало в 2019 году и увеличение штрафов в ст. 8.2 КоАП РФ. В литературе ранее обосновывалась С. С. Трофимовецем данная позиция. Так, он описывал, что увеличение штрафа способствует экологически корректному правомерному поведению всех субъектов правовых отношений в сфере обращения с отходами [7, 7].
В разрезе данной темы необходимо рассматривать две статьи, предусматривающие ответственность за данные правонарушения. Данными статьями являются ст. 8.2 КоАП и 8.6 КоАП. Поэтому находится верным провести разграничения между ними.
В соответствии с ч.1 ст. 8.2 КоАП ответственность за данное правонарушение наступает в случае несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, обработке или утилизации отходов. Соответственно, делается вывод, что в данном случае речь идет о несоблюдении требований, установленных Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об охране окружающей среды» в статье 51 [1]. В соответствии с данной статьей устанавливаются следующие требования — запрещается сброс отходов производства и потребления в почву, размещение отходов I–IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; их захоронение и иные обязательные требования-запреты.
В то же время в соответствии с ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ ответственность наступает в случае уничтожения плодородного слоя почвы.
Некоторые авторы отмечают схожесть в данных составах преступлениях и называют их смежными [6, 118]. Данный факт, несомненно, указывает на тот факт, что нередки случаи, когда данные правонарушения являются следствием одного деяния. Разграничение производится прежде всего по объективной стороне деяния — в одном случае нарушаются требования утилизации отходов, а в другом — вред причиняется непосредственно почве, при котором происходит уничтожения плодородного слоя почвы. Как указал Верховный Суд РФ, состав правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства [2].
Как следует из приведенной выше позиции ВС РФ, любое нарушение требований об утилизации отходов будет являться основанием для привлечения лица к ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ. Но не каждое нарушение требований охраны окружающей среды будет являться основанием для привлечения к ответственности по ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ.
Однако в рамках рассматриваемой темы необходимо разграничить как наступает ответственность при совокупности данных деяний, а именно рассмотреть, как решается данный вопрос на практике.
Так, Элистинский городской суд рассматривал дело о привлечении юридического лица к ответственности по данным статьям [4]. Как следует из обстоятельств дела, инспектором Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования привлек к административной ответственности за тот факт, что при эксплуатации производственных объектов допущен факт загрязнения почвы нефтепродуктами, в результате чего произошла порча земель, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ(ООО допустило загрязнение отходами земляного участка), к тому же тем же постановлением юридическое лицо привлечено к ответственности за правонарушение по ч.1 ст.8.2 КоАП(выразилось в сброса отходов в почву, относящихся к III классу опасности в нарушении ст. 51 ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Судом в данном деле был сделан вывод, что в данном случае загрязнение происходило в результате одного и того же деяние, так как в любом случае произошло уничтожение плодородного слоя почвы в результате сброса отходов производства. Суд пришел к выводу о назначении наказания по ч.2 ст. 4.4 КоАП РФ, а следовательно, отмене постановления Инспектора и в мотивировочной части решения в дальнейшем привлечении лица к ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ (так как предусматривает более строгое наказание).
К аналогичному выводу пришел и Мысковский городской суд Кемеровской области в своем решении. В нем суд указывал на ошибку Инспектора, в котором том вменял аналогичные описаны выше деяния, совершенные с допущением ошибке в виде неверного указания в своем постановлении диспозиций (Инспектор перепутал диспозиции статей 8.2 КоАП и 8.6 КоАП, что свидетельствует либо о его некомпетентности, либо говорит вновь в пользу схожести и взаимосвязи данных статей) и следовательно, отменил их, так как произошло нарушения закона [4]. Однако, в мотивировочной части он вновь указал на возможность повторного рассмотрения Росприроднадзором данного дела и также указал на применение ч.2 ст. 4.4 КоАП, указывая при этом в описательной части решения о привлечении юридического лица к ответственности по ч.1 ст. 8.2 КоАП, возможно, давая подсказку о том, что следует применять в дальнейшем уже ч.2 ст. 8.2 КоАП.
Подводя итоги и обобщая полученные в ходе теоретического анализа и анализа судебной практики, можно сделать вывод о том, что в случае загрязнения твердыми отходами земель наступает административная ответственность по статье 8.2 или 8.6 КоАП РФ, а также нередки случаи, когда одно деяние содержит признаки обоих правонарушений и лицо необходимо привлекать по ст. 8.2 КоАП РФ. Суды идут именно по этой практике. По нашему мнению, Верховному Суду следует обобщить практику по данному вопросу с целью единообразного применения норм законодательства.
Литература:
- Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — N 2. — Ст. 133; 2022. — N 29 (часть III). — Ст. 5235.
- Постановление Верховного Суда РФ от 12.02.2015 N 301-АД14–4505 по делу N А39–14/2014. Доступ из Справ. правовой системы «КонсультантПлюс».
- Решение Мысковского городского суда (Кемеровская область) № 12–11/2020 12–89/2019 от 21 января 2020 г. по делу № 12–11/2020// // Судебные и нормативные акты РФ.
- Решение Элистинского городского суда (Республика Калмыкия) № 12–104/2020 от 22 мая 2020 г. по делу № 12–104/2020.
- Косолапов, Н. А. Статистика ТБО в России / Н. А. Косолапов. — Текст: непосредственный // Концепт. — 2014. — № 26. — С. 581–585.
- Селезнев, В. А. Административная ответственность за нарушение требований в области обращения с отходами / / В. А. Селезнев. — Текст: непосредственный // Журнал Российского права. — 2019. — № 12. — С. 113–128.
- Трофимовец, С. С. Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления: специальность 12.00.06 «Земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Трофимовец Станислав Сергеевич; Ин-т государства и права РАН. — Москва, 2007. — 30 c. — Текст: непосредственный.
- Шаповалов, Д. А. Экологические и санитарно-эпидемиологические последствия обращения твердыми коммунальными отходами в московской области / Д. А. Шаповалов, В. В. Горин, Я. С. Королев. — Текст: непосредственный // Московский экономический журнал. — 2019. — № 7. — С. 102–113.